Кража товарного знака: как наказать обидчика

Ваша компания работает, вы получаете прибыль. Но вдруг встречаете товарный знак, похожий на ваш. Рассказываем, что делать в таком случае.

Кража товарного знака: как наказать обидчика

Как товарный знак могут украсть?

Цель товарного знака — отличать ваш товар от других на рынке. Когда вы видите надкушенное яблоко, вспоминаете про компанию Apple. Если другой бизнесмен начал использовать похожий товарный знак, потребитель может не заметить разницы и купить чужой товар вместо вашего.

Ваши права нарушены, если чужой товарный знак является тождественным или сходным до степени смешения с вашим.

Тождественность означает, что товарные знаки полностью совпадают. Например, если напротив заправки “Лукойл” откроется другая с таким же логотипом и названием.

При сходстве до степени смешения товарный знак ассоциируется с другим, несмотря на их отдельные отличия. Трудно определить процентное соотношение сходства, обращают внимание на общее зрительное впечатление.

Словосочетания и изображения сравнивают по разным признакам.

Чтобы сравнить словосочетания, оценивают три признака: графический, звуковой и семантический (смысловой).
Чтобы сравнить словосочетания, оценивают три признака: графический, звуковой и семантический (смысловой).

Для сравнения изображений смотрят на форму, симметрию, смысл картинки, сочетание цветов. Признаки слов и изображений могут сочетаться между собой: например, если шрифт был разработан специально для товарного знака. При этом сходство товарных знаков определяется как по совокупности всех признаков, так и при совпадении одного из них.

Похожими можно признать товарные знаки компаний «Листва»: у них одинаковой название, использован схожий шрифт.
Похожими можно признать товарные знаки компаний «Листва»: у них одинаковой название, использован схожий шрифт.
Совпадает словесное обозначение и у компаний «Love Secret».
Совпадает словесное обозначение и у компаний «Love Secret».
Еще один пример сходства — использование одинакового значка компаниями 2ГИС и СОГАЗ.
Еще один пример сходства — использование одинакового значка компаниями 2ГИС и СОГАЗ.

Что делать, если кража обнаружена

Первый шаг: проверяем и фиксируем

Сначала проверьте оба товарных знака и действия нарушителя:

  • Ваш товарный знак зарегистрирован и срок охраны не истек — он действует 10 лет с момента подачи заявки, его можно продлевать. Если срок регистрации вашего ТЗ истек, вы не сможете защитить права на него.
  • Продукты, которые продаете вы и нарушитель, совпадают. Для этого нужно проверить МКТУ (Международная классификация товаров и услуг) — перечень товаров и услуг, для которых знак регистрировался. Ваши товары и товары нарушителя должны быть однородными, то есть иметь одинаковый МКТУ. Если нарушитель использует товарный знак для кофейных аппаратов, а вы продаете ножи — нарушения не будет.Однако если сходство знаков низкое, но группа товаров идентичная или похожая, то суд может признать, что ваши права нарушены. Удовлетворение ваших требований произойдет и при обратной ситуации: товары неоднородные, но ваш товарный знак и обозначение нарушителя тождественны или имеют высокую степень сходства.
  • Нарушитель получает прибыль от использования товарного знака. Например, продает свои товары или услуги с вашим ТЗ. Если человек просто сделал себе значок с эмблемой хоккейного клуба, чтобы ходить с ним на матчи — это не будет нарушением. Если же он делает значки и продает их на Авито — он получает с этого прибыль, то есть нарушает права владельца эмблемы.

Проверить товарные знаки можно на сайте Федерального института промышленной собственности.

Искать можно по нескольким параметрам, даже по описанию цвета или звука.
Искать можно по нескольким параметрам, даже по описанию цвета или звука.

Если вы убедились, что нарушение есть, зафиксируйте его:

  • оформите нотариальный протокол: осмотр сайта, соцсетей или страницы на маркетплейсе, подтвержденный нотариусом;
  • сделайте скриншоты, фотографии;
  • купите контрафактные товары, сохраните чеки;
  • проведите соц опрос потребителей: можно ли перепутать ТЗ.

Скриншоты лучше использовать как дополнительное доказательство: до суда ответчик может удалить ТЗ из онлайн-источников и сделать свои скриншоты. Другие доказательства у ответчика изменить не получится.

Второй шаг: пишем претензию ответчику

Когда вы проверили товарные знаки и собрали доказательства, нужно составить претензию и направить ее нарушителю. Что обязательно должно быть в тексте претензии:

  • данные о вас и нарушителе;
  • описание нарушения;
  • описание товарного знака: номер регистрации, МКТУ, дата регистрации;
  • описание тождественности или сходства товарных знаков;
  • описание однородных товаров;
  • ваше требование: перестать использовать ТЗ, выплатить компенсацию или покрыть убытки;
  • описание шагов, которые вы предпримите, если требование не будет выполнено.
Примерно так выглядит претензия о нарушении прав на товарный знак.
Примерно так выглядит претензия о нарушении прав на товарный знак.
На месте пропусков нужно подробно описать, как нарушили ваши права, чем это доказывается.
На месте пропусков нужно подробно описать, как нарушили ваши права, чем это доказывается.

В претензии вы можете сослаться на законы (нормы Гражданского кодекса) и судебную практику, например, Постановление Пленума Верховного Суда №10 от 23.04.2019 г про результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Добавьте приложения: копии доказательств, которые вам удалось собрать.

Отправьте претензию заказным письмом и ждите 30 дней. По закону за этот срок нарушитель должен отреагировать на ваше требование.

Третий шаг: обращаемся в суд

Если ответ на претензию не пришел, можно обращаться в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. По содержанию иск похож на претензию: нужно указать данные о сторонах, товарных знаках, однородности товаров, описать нарушение. В конце укажите, что вы просите сделать у суда:

  • Изъять из оборота контрафактные товары и уничтожить их за счет нарушителя.
  • Удалить товарный знак с товаров, вывесок, сайта другой компании.
  • Возместить убытки или выплатить компенсацию.

Обратите внимание: нельзя потребовать и возместить убытки, и взыскать компенсацию. Убытки необходимо посчитать: это сумма вреда, который возник из-за действий ответчика. Компенсацию можно запросить в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, в двукратном размере стоимости товаров или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака.

При подаче искового заявления нужно оплатить государственную пошлину, которая определяется ценой иска (в случае с товарными знаками — в зависимости от суммы убытков или компенсации).

Суд при рассмотрении спора будет изучать следующие факты:

  • вам принадлежит товарный знак;
  • товарный знак ответчика тождественный или сходный до степени смешения;
  • ответчик нарушает ваши права, например, использует товарный знак для продажи своих товаров.

Если все эти факты доказаны — суд признает, что ваше право нарушено.

Риски судебного спора

Отказ в удовлетворении иска. Может произойти в нескольких случаях. Например, срок действия вашего товарного знака истек. Также суд может отказать в защите, если не увидел тождественности или сходства до степени смешения.

Частичное удовлетворение иска. Суд может посчитать, что вы заявили слишком большой размер компенсации — и снизить его. Это значит, что вам придется поделить с ответчиком судебные издержки пропорционально удовлетворенным требованиям: например, он вернет вам только часть расходов, понесенных в процессе суда.

Коротко: как защитить права на товарный знак

  • Проверьте, что срок на ваш товарный знак не истек, а товары являются однородными.
  • Соберите доказательства: нотариальный протокол осмотра веб-страниц, фото и скриншоты, материалы контрольной закупки (чеки и контрафактные товары).
  • Напишите и отправьте претензию нарушителю. В ней укажите информацию о товарном знаке, в чем состоит нарушение и что вы просите сделать.
  • Если нарушитель не отвечает, обратитесь в арбитражный суд. В исковом заявлении укажите, что вы требуете: прекратить использование вашего товарного знака, возместить убытков или взыскать компенсацию.

А у вас бывали ситуации, когда товарные знаки одних компаний подозрительно напоминали товарные знаки других?

1010
6 комментариев

конечно сама ситуация очень неприятна ,когда крадут нагло твой труд ,а после еще нужно защищаться и доказывать оригинальность ,но эти процессы судебные и переговоры затрачивают огромные часы времени

Понимаем, что это энергозатратный процесс для предпринимателя, поэтому и собственную работу выстраиваем с учетом этого:)

Мне в запросе на регистрацию ТЗ компания-регистратор отказала, потому что у меня отличается 1 буква от существующего бренда при похожих классах мкту.
При этом как можно регистрировать два товарных знака Листва 🤨 я не понимаю..во-первых, слово общеиспользуемое, во-вторых, они реально похожи.

Да, к сожалению, в таком случае сложнее зарегистрировать товарный знак. Особенно если существующий бренд — ваш конкурент.

Как наказать? На кол его посадить