Договор франчайзинга: как составить, чтобы не рисковать?

Продажа франшизы зачастую связана с рисками. Артём Гарден, партнёр Юридической группы «Совет» — об основных условиях, которые следует учесть при составлении договора франчайзинга.

Франчайзинг – способ ведения бизнеса, правила в котором со временем меняются. На сегодняшний день в российском законодательстве нет таких понятий, как договор франчайзинга, франчайзер и франчайзи, а документами, регулирующими отношения сторон во франчайзинге, в основном являются лицензионный договор и договор коммерческой концессии.

Строгого перечня условий договора между правообладателем и приобретателем франшизы также не существует. Поэтому у начинающих франчайзеров возникает много вопросов. Главный из них: какие пункты следует включить в договор, чтобы защитить свой бизнес от возможных рисков?

Договор франчайзинга: как составить, чтобы не рисковать?

Рассмотрим основные условия, которые рекомендуется внести в договор франчайзинга.

Стандарты

Каждый франчайзер внедряет в бизнес определенные стандарты, которые делают его сеть уникальной и помогают поддерживать ее целостность. Так, в заведениях условной ресторанной сети присутствуют одни и те же оформление, меню, стандарты обслуживания. В сети салонов красоты предоставляется один и тот же спектр услуг, персонал носит одинаковую форму, стандартизированы маркетинговые мероприятия.

Если франчайзер не установит стандарты, франчайзи будет иметь полную свободу в их несоблюдении (например, внедрять новые элементы, идущие вразрез с изначально установленными правилами). Это может повлечь определенные проблемы, включая потерю лояльности целевой аудитории по отношению к бренду.

Приведу простой пример: владелец ресторанной сети не стал уделять должного внимания стандартизации меню перед продажей франшизы и, соответственно, никак не зафиксировал этот момент в договоре. Результат не заставил себя долго ждать. Новый франчайзи ввел кажущиеся ему оригинальными блюда, которые не понравились клиентам заведения. Посыпались негативные отзывы, которые повлияли не только на конкретный ресторан, но и на сеть в целом. И франчайзеру пришлось потратить немало сил и времени для разрешения этой ситуации.

Кроме стандартов, в договоре важно прописать, что франчайзер имеет права на контроль и указать его инструменты (просмотр материалов с камер видеонаблюдения, работа с тайными покупателями, проведение опросов и мониторинг отзывов клиентов). Однако советую сделать пометку, что данный перечень не является ограниченным и со временем может быть изменен.

Охранный радиус

Нередко встречается ситуация, когда франчайзи одной сети открывают заведения на незначительном расстоянии друг от друга. Как результат – они начинают конкурировать между собой вместо того, чтобы составлять конкуренцию другим брендам. Это грозит падением выручки в этих заведениях и последующим их закрытием.

Чтобы этого избежать, в договоре франчайзинга прописывают «охранный радиус». Он подразумевает, что заведения одной сети не могут располагаться на дистанции ближе указанного расстояния (обычно оно равняется 1-3 км).

Отмечу, что «охранный радиус» может отсутствовать в мультиформатных франшизах, а также в точках, где объем трафика во много раз превышает скорость обслуживания клиентов.

Конфиденциальность

Если в договоре не прописать условия о конфиденциальности, франчайзер рискует, что особенности его бизнес-модели узнает не только покупатель. Если недобросовестный франчайзи получит доступ к неохраняемой информации, это может повлечь за собой следующие неприятности:

  • Франчайзи может скопировать бизнес-модель, не желая регулярно платить за франшизу, и выстроить свой бизнес на ее основе.
  • Поняв, что она прибыльная и эффективная, франчайзи сам станет франчайзером, утверждая, что бизнес-модель принадлежит ему.

В обоих случаях результат будет один: франшиза перестанет давать своим партнерам уникальные инструменты и окажется невыгодной для своего действительного правообладателя.

Реклама и маркетинг

Как правило, маркетинговые активности не согласовываются между франчайзером и франчайзи. Но самые масштабные всегда должны обсуждаться партнерами и утверждаться франчайзером. Иначе появляется уязвимость перед излишней креативностью неопытного предпринимателя, что может привести к убыткам и падению репутации бренда.

Мне знакома ситуация, когда новоиспеченный франчайзи решил поднять продажи, используя некорректные пошлые сравнения в рекламе своего заведения. В результате он был оштрафован ФАС, а на франчайзинговую сеть налетели недовольные потребители, которые мгновенно изменили свое отношение к ней. Так как в договоре не были прописаны правила относительно рекламы и маркетинга, франчайзи не понес никакого внятного и значительного наказания, оставшись в сети и продолжая доставлять трудности ее основателю. А франчайзер на протяжении долгого времени возвращал лояльность аудитории к бренду.

Ответственность за нарушение условий

Условия договора не будут работать должным образом, если в нем не прописать ответственность за их нарушение.

Под ответственностью, как правило, имеем в виду:

  • Предупреждение – в случае однократного нарушения правил;
  • Штраф – в случае повторного нарушения;
  • Расторжение договора в одностороннем порядке – если нарушения носят умышленный характер и совершаются регулярно.

Также при нарушении особо важных условий рекомендуется прибегать к более «жестким» мерам ответственности. Например, за нарушение конфиденциальности обычно выписывается большой штраф (как правило, его размер – не менее паушального взноса по франшизе) и расторгается договор в одностороннем порядке.

Это основные условия, на которые следует обращать внимание при составлении договора франчайзинга. Не внеся их в документ, предприниматель рискует не только репутацией бренда, но и сохранностью самого бизнеса.

55
Начать дискуссию