{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как транспортным компаниям оптимизировать затраты на топливо

В логистике затраты на топливо составляют примерно 40% от всех расходов компании. При этом многие тратят деньги не оптимально, например, выбирают АЗС не с самой выгодной ценой. Мы в ИТ-компании Хоулмонт разработали систему для эффективного планирования заправок. Для автопарка из 100 машин она поможет сэкономить около 10,8 млн рублей за год.

Всем привет, мы — ИТ-компания Хоулмонт. Мы разработали Jmix: open-source платформу быстрой разработки бизнес-приложений на Java. Раньше она называлась CUBA Platform. Также мы занимаемся заказными проектами. Об одном из них, реализованном на Jmix (Cuba) сегодня и расскажем.

Наш клиент — стартап «Центр оптимизации затрат», основанный в 2021 году. В компании придумали систему «Оптимальный маршрут», которая поможет логистическим компаниям управлять затратами на топливо.

Куда утекают деньги и в чем идея системы

Как правило, логистические компании используют несколько топливных карт разных сетей АЗС и агрегаторов. Например, у компании на руках могут быть карты «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла» и Е100. У всех разные условия, которые, к тому же, зависят от объема залитого топлива. Плюс к этому, цены отличаются в разных регионах и меняются чуть ли не каждый день. Вручную обсчитать все и учесть все нюансы невозможно. Поэтому неизбежны ошибки и не оптимальные решения.

Еще один важный момент управления — водителей нужно контролировать. Часто водители получают указание заправиться на одной АЗС, а в итоге выбирают другую, более удобную для них, но с менее выгодными условиями для компании. Не говоря уже о совсем диких случаях. У одной транспортной компании произошла такая история: по GPS машина находилась под Казанью, а телефон водителя — в Первоуральске. Оказалось, что за рулем был отец водителя, который не мог сам устроиться на работу, потому что был в черном списке у логистических компаний из-за прошлого опыта взаимодействия с ним. Если бы машина попала в аварию, были бы огромные проблемы. При этом, когда водители знают, что компания их контролирует, то нарушений сразу становится меньше.

Мы решили разработать систему, которая автоматизирует расчет самого выгодного плана заправок на маршруте и позволит проконтролировать все отклонения от него.

Как проходила разработка

Для разработки системы «Центр оптимизации затрат» использовалась платформа Jmix. Она лишена ограничений low-code платформ, но при этом значительно ускоряет разработку.

Лицензии Jmix оплачиваются по количеству разработчиков, а не пользователей конечного приложения, как это обычно бывает в случае low-code. Это огромное преимущество для множества компаний, особенно в сфере логистики. У нас есть пример, когда всего один разработчик создал масштабную ERP-систему для транспортной компании с более чем 700 машинами. Кроме того, в low-code платформах крайне тяжело реализовать и настроить что-либо за пределами встроенной функциональности.

В системе «Оптимальный маршрут» использовались следующие компоненты Jmix, которые позволили кратно ускорить разработку:

  • Компонент Maps стал основой приложения и используется на многих экранах. Мы показываем локацию автомобилей и заправок, строим маршруты и рейсы, используя карты.

  • График Charts помог визуализировать информацию о заправках и расходах.
  • Компонент Reports используется для формирования и визуализации пять бизнес-отчетов и двух системных.
  • Также добавлен компонент Quartz для назначенных заданий, таких как ночное обновление цен и подсчет текущего денежного баланса у клиента.
  • REST API использовался для быстрой разработки API для мобильного приложения.
  • Благодаря функциональности ролей были быстро настроены права и ограничения пользователей.

Как работает «Оптимальный маршрут»

На 5 апреля 2023 года мы внесли в систему более 32 000 АЗС (это свыше 80% всех АЗС в России), включая вертикально интегрированные холдинги и крупнейшие региональные сети. По ним доступно местоположение с отклонением не более 50 метров и цены на топливо, которые обновляются раз в сутки. Также раз в сутки обновляется информация о статусе каждой АЗС (открыта, закрыта, на реконструкции), доступные на ней бренды топлива и принимаемых топливных карт. Если цену по какой-то АЗС не удается обновить более трех дней, то она считается устаревший и не используется при планировании заправок. Список АЗС, принимающих те или иные топливные карты, актуализируется раз в две недели. Мы постоянно расширяем список поставщиков, карты которых доступны в системе, а также поддерживаем актуальные условия по топливным картам, чтобы сообщать клиентам обо всех изменениях.

По каждому заказчику в систему «Оптимальный маршрут» загружается вся информация для планирования: транспорт и его характеристики, водитель, топливные карты и маршрут, для определения АЗС, которые проедет водитель по пути. Машину и отклонения от маршрута можно отслеживать на карте по GPS в режиме реального времени.

Экран системы с исходными данными
Экран создания маршрута

Далее вводятся начало и конец маршрута, а также промежуточные точки, если они есть. Все маршруты сохраняются, не нужно каждый раз задавать маршрут вручную.

На основе списка АЗС, которые проедет водитель, и стоимости топлива рассчитывается самый выгодный вариант заправок с детализацией: где, у какого поставщика, по какой топливной карте и сколько нужно заправить. Также предлагается запасной вариант, если первый по какой-то причине будет недоступен. Можно указать приоритетные сети АЗС, например только собственные сети определенного поставщика, и алгоритм будет рассчитывать план заправок только по этому списку.

Генерация плана заправок
Создание рейса

Затем на рейс назначается водитель.

Водитель в мобильном приложении видит весь маршрут. Когда он приближается к нужной АЗС, то получает уведомление с подсказкой по какой карте и сколько литров нужно заправить. После оплаты он вбивает в приложение, сколько литров заправил. Это помогает владельцам компании видеть, если водители их обманывают, поскольку информация о списаниях с топливной карты автоматически попадает в систему.

Мобильное приложение водителя

После рейса компания получает отчет с информацией о том, какие были рекомендации по заправкам, как водитель заправлялся по факту и какие данные он ввел сам. Все это открывает богатые возможности для аналитики и оптимизации.

У нас плотный график по развитию и улучшению системы «Optimal Route». Релизы выходят в среднем раз в 10 дней, приоритеты по добавлению новых функций обсуждаются с фокусной группой клиентов.

Какие альтернативы

Большинство систем для управления затратами на топливо фиксируют расходы по факту. Например, датчик показывает, сколько бензина было залито в бак. При этом датчики имеют погрешность, требуют поверки, зависят от температуры топлива и окружающей среды. При поломке датчика во время рейса компания останется без данных. Но самое главное — анализировать данные, придумывать способ экономии и выбирать самые выгодные заправки приходится самостоятельно.

У поставщиков топливных карт есть свои приложения, но они не помогают экономить. Суточные или месячные лимиты обычно устанавливаются по максимальному значению потребности в топливе, обычно это 70-80% от объема бака. Кроме того, в приложениях поставщиков топливных карт часто есть ошибки в местоположении АЗС и указывается не актуальная цена топлива. Плюс к этому, большинство систем управления затратами на топливо не позволяет контролировать выполнение плана заправок на промежуточных этапах.

Сколько стоит «Оптимальный маршрут»

Оплата услуг происходит только после того, как водитель примет рейс. Также оплачивается каждый день, который водитель использует мобильное приложение «Оптимальный маршрут». Таким образом, оплачивается только реальное полезное действие, тогда как обычно компании раз в месяц покупают лицензию на определенное количество машин.

У нас нет тарифной политики или ежемесячной абонентской платы. С каждым клиентом стоимость решения обговаривается индивидуально, исходя из подтвержденной эффективности и реальной экономии на топливе. Наша позиция — не более 30% от подтвержденной оптимизации.

Сколько поможет сэкономить «Оптимальный маршрут»

По подсчетам «Центра оптимизации затрат», для одного рейса экономия составит около 1 500 рублей. В месяц одна машина может выполнять примерно 6 рейсов. Если в автопарке компании 100 машин, то это уже 900 тыс. рублей в месяц и 10,8 млн за год.

При этом клиенты с 112 машин у «Центра оптимизации затрат» самые маленькие. В целом услугами компании уже пользуются несколько десятков компаний, у самого крупного клиента примерно 9 000 машин.

Узнать больше про систему «Оптимальный маршрут» можно здесь: https://consoil. ru.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда