План Б: как мы перевели стажировки в онлайн

Несколько раз в год ― весной и осенью ― в Сбербанке проходят стажировки для студентов ИТ-направлений. В этом году мы запустили сбор заявок в начале марта. Но с количеством студентов, желающих работать у нас, рос и градус напряжения, связанный с Covid. Сотрудники Сбера начали постепенно переходить на удаленку, а мы все больше понимали, что провести Sberseasons в обычном режиме мы не сможем ― нам нужен план Б.

План Б: как мы перевели стажировки в онлайн

Отменять стажировку вовсе мы не собирались, переносить не хотели, а переводить ее в онлайн-формат было страшно. Дело в том, что, приглашая кандидатов в офис на собеседования, мы надеялись их эмоционально зацепить, показать AgileHome на Кутузовском проспекте, рассказать про банк и стажировку на презентации, ответить на вопросы, подарить велкам-паки с классным мерчем. Мы всегда старались сделать так, чтобы у ребят, даже не прошедших собеседование, оставались положительные эмоции. Например, пока они ждали встречи с будущим руководителем, мы могли сыграть в «Мафию» или просто обсудить с ними ожидания от стажировки в Сбере. Как сделать это на удаленке, мы не очень понимали. Но решили попробовать.

Начали с того, что спросили руководителей, по-прежнему ли они хотят взять новичков в свою команду. Готовыми оказались не все. Но мы решились запускать Sberseasons даже в урезанном формате: на онлайн-стажировку уже вышли 30 студентов и с каждой неделей присоединяются еще.

Мы быстро перешли к видео-собеседованиям и заметили, что в сети на них «доходит» больше кандидатов, чем на очные встречи. Личный рассказ о банке и особенностях стажировки заменили на видео, которое отправляли перед интервью. Кстати, если раньше мы могли проводить групповые собеседования, то теперь только личные ― так было проще держать контакт со студентами.

Переход на удаленку был нелегким для всех, но для стажеров ― особенно. При работе вдали от команды нужны высокая степень самоорганизации, умение соблюдать дедлайны и режим. Добавьте к этому чувство отделенности от команды, даже несмотря на постоянную онлайн связь с наставником, низкое погружение в корпоративную культуру и вовлеченность. А ведь для многих студентов ― это вообще первый опыт работы.

Чтобы поправить ситуацию, мы сначала перевели часть традиционных активностей в онлайн-формат. Например, организовали welcome-встречу на старте в зуме, а не в AgileHome. А после добавили всех студентов в общий чат, где они могут познакомиться друг с другом и посоветоваться по рабочим вопросам.

Конечно, этого было недостаточно. Поэтому мы разработали дополнительную программу адаптации и стали вводить новые форматы, которые помогли бы нашим стажерам влиться в команду, даже находясь на удаленке. Так, в первые две недели мы стали лично звонить каждому из студентов и в дружеской манере узнавать, все ли у них в порядке и нужна ли помощь. И этот простой метод действительно сработал: после звонка ребята становились заметно более открытыми и активными в чате.

По четвергам мы стали проводить кофе-брейки в зуме. Просто болтаем, обсуждая книги, фильмы и все, что волнует наших студентов на стажировке. Несколько раз мы устраивали игру в Uno и даже смогли провести детективный квиз. По ее итогам мы отправили ребятам реальные подарки офлайн: кому-то досталась пицца, кому-то power-bank, кому-то корпоративный мерч.

<i>По итогам онлайн-квиза мы отправили ребятам реальные подарки.</i>
По итогам онлайн-квиза мы отправили ребятам реальные подарки.

Раньше мы устраивали лекции для стажеров, направленные на подготовку к их работе, ― знакомили с Agile, тем как работать по этой методологии, составить идеальное резюме, научиться учиться и прочее. В виртуальной школе Сбербанка много обучающих курсов на харды, которые доступны стажерам.

Но в этом сезоне мы сделали упор на развитие soft-skills. Мы давно заметили, что ребятам из IT тяжело адаптироваться и продавать себя на рынке. Но самые сильные айтишники ― это те, что одинаково хорошо кодят и выстраивают нетворкинг. Из них вырастают отличные product- менеджеры. Когда стажировки перешли в удаленный формат, мы решили, что сейчас для прокачки soft-skills самое время, и совместно с корпоративным университетом Сбербанка организовали для стажеров серию лекций в зуме.

На встречах им рассказывают много полезных вещей ― от эмоционального интеллекта и правил применения дизайн-мышления, до питчинга своего проекта. Так благодаря карантину мы не просто запустили масштабный проект, но и положили начало большому комьюнити: раньше практически все активности были только для московских стажеров, теперь, с переходом в онлайн, мы подключаем и ребят из регионов.

И еще один важный момент. По опыту мы знаем, что успех стажировки на 80% зависит от взаимодействия наставника со стажером, поэтому вместе с Корпоративным университетом организовали еще один лекторий ― уже для руководителей. На лекциях эксперты рассказывают о новых инструментах постановки задач и обратной связи, методах нематериальной мотивации, о том, как не стать токсичным руководителем, и многом другом. Причем программу мы составили так, чтобы курс был полезным как для наставников с опытом, так и для новичков.

В общем, если коротко, то карантин для нас был большим вызовом, с которым мы не просто справились, но еще и вышли с кучей инсайтов. Самое главное, мы поняли, что стажировки на удаленке могут быть эффективны и будем рекомендовать руководителям оставлять за студентами гибкий график, когда они могу выбирать, откуда работать. Обязательно продолжим звонить ребятам лично, проводить кофе-брейки и прокачивать их скиллы через серию ворк-шопов, лекций и мастер-классов. А еще ― проводить квизы и игры для развития навыков нетворкинга. А вот почему мы скучаем, так это по офлайн экскурсиям в AgileHome и кампусу Корпоративного университета. Надеемся, что они скоро вернутся. Потому что зум не способен передать ту атмосферу офиса, которая так цепляет и сотрудников, и студентов.

77
2 комментария

А после добавили всех студентов в общий чат:

7

Где можно почитать про Сберунивер?