Зачем мы патентуем изобретения, которые могут не появиться

Как в Сбере развивают культуру мечтать на 5 лет вперёд
Как в Сбере развивают культуру мечтать на 5 лет вперёд

Дизайнеры, авторы изобретения слева-направо: Александр Волков, дизайн-директор дивизиона «Цифровой корпоративный банк» Никита Герасимов, Янис Экштелис

Мыслить категориями будущего — уникальное качество, которое мы развиваем у команд в Сбере. Какой бы безумной ни была идея, ей нужно дать зелёный свет, чтобы дать сотрудникам возможность мечтать и находить новые инсайты.

Расскажу, как это выглядит на практике. Я руковожу дизайн-процессами дивизиона «Цифровой корпоративный банк» (читай, в интернет-банкинге СберБизнес), и это Reverse product story продукта, который мы продумали настолько перспективным, что решили пока не делать.

Никита Герасимов
Зачем мы патентуем изобретения, которые могут не появиться

Почему патенты важны, даже если продукт не выйдет?

Даже если устройство не дойдёт до запуска, сам патент фиксирует, кто был первым. Это способ бюрократически оформить факт технологического мышления.

В 2013 году Google запатентовал виртуальную клавиатуру, проецируемую на руку с помощью проектора в оправе очков, в 2016 году компания Apple получила патент на корпус MacBook, где на место трекпада устанавливается iPhone, а Samsung в это время запатентовал смартфон с поддержкой Android и Windows, между которыми можно было переключаться с помощью свайпа.

MacBook на базе iPhone от Apple 
MacBook на базе iPhone от Apple 
Очки от Google, проецирующие клавиатуру на руку    
Очки от Google, проецирующие клавиатуру на руку    

А мы в Сбере недавно запатентовали как «изобретение» планшет-трубочку, который можно растягивать и сжимать как угодно в плоский экран, а потом скручивать обратно.

Это компактное устройство, которое легко переносить, а на дисплее нужного размера комфортно работать с документами, сайтами, приложениями, смотреть фильмы и вообще любое медиа.

Зачем мы патентуем изобретения, которые могут не появиться

Характерная особенность этого патента Сбера — его тип. «Изобретение» — это инновационная идея, продуманная со всех инженерных сторон. Должна быть доказана техническая возможность его производства, включая материалы, механизмы, блоки управления.

Это большая редкость в банке и на рынке. Ближайший к нам патент есть только у LG. Мы оказались круче.

Ни одно из этих устройств не поступило в производство: возможно, этого никогда не произойдёт. Главное для нас в этой ситуации — защитить саму идею, технологическое видение и способ концептуального мышления.

Патент — это не только юридическая форма, но и интеллектуальный сигнал рынку: мы туда смотрим, мы туда идём. И мы — первые.

Что такое disrupt в дизайне и как мы его практикуем

Стадия, на которой мы сейчас находимся, в стратегическом дизайне называется disrupt. Мы активно ищем альтернативные сценарии. То, что может дать серьёзный прорыв.

Это рискованная территория: идея может либо взлететь, либо остаться теоретической. Но именно такие идеи нужны, чтобы команда не застревала в текущем моменте, была способна на дерзкие идеи. Именно такие идеи и дают Сберу гандикап в будущей конкуренции.

Патентный портфель нашей команды пример того, какие задачи мы ставим перед дизайнерами и инженерами. Это не проект ради «галочки».

Зачем мы патентуем изобретения, которые могут не появиться

Уверенности, что устройство «взлетит», нет. Но у нас есть уверенность в том, что команда должна уметь изобретать, уметь быть смелой. Патент — это юридический знак этой смелости.

Зачем мы патентуем изобретения, которые могут не появиться

Для нас важно создавать развивающую среду

Мы выстраиваем культуру мышления от будущего, а наши дизайнеры делают шаги за пределы продуктовой итерации: мыслят категориями будущей среды, будущего поведения, будущих взаимодействий.

Это навык, который не даётся за месяц — но его точно можно развить, если рядом есть среда, где такие амбиции приветствуются.

Зачем мы патентуем изобретения, которые могут не появиться

Когда мы говорим о карьерном росте в Сбере, речь не всегда идёт о вертикали. Часто это рост через вызовы: участие в патенте, футуристическом прототипе или внутреннем исследовании, которое ещё даже не получило зелёный свет. У нас дизайнер может защищать не пиксели, а изобретение.

Зачем мы патентуем изобретения, которые могут не появиться

Если вы хотите жить будущим и работать там, где идеи на 5-10 лет вперёд не только приветствуются, но и оформляются юридически — Сбер точно про это. Здесь патент действительно оформлен на компанию, а в числе авторов — только наши сотрудники.

Когда первые подобные устройства появятся на рынке, например, в Китае, Европе или Кремниевой долине, мы уже будем там. Потому что в нашей команде те, кто мыслит out of the box и готовы защищать самые дерзкие идеи.

15
9 комментариев