Semrush

Как переехать со Sketch на Figma. Опыт Semrush

Как команда UI/UX-дизайнеров перешла на Figma, и почему нас не устраивали Zeplin, Sketch и Google Drive. Описываем плюсы и недостатки всех и делимся чек-листом для безболезненной смены инструментов.

Когда-то наша UI-команда была молодой и ветреной, то есть небольшой (пять человек), продуктов в Semrush — немного (11), а источником правды для стилей и отступов была библиотека с кнопками и некоторыми базовыми инпутами в смарт-объектах в фотошопе.

Тогда связка инструментов была такая: Photoshop → Zeplin. А все макеты хранились на Google Drive в тщательно или не очень сгруппированных папках.

Стало больно после всего этого? Если вы дизайнер в продуктовой команде, то сейчас у вас должно всплыть улыбающееся сквозь боль лицо старичка Гарольда.

В этом материале мы собрали боли нашей дизайн-команды в работе с инструментами до перехода на Figma. При этом, конечно же, мы очень благодарны Sketch — он научил нас работать с библиотеками и UI-компонентами и постоянно учиться новому. Надеемся, что наш опыт и вопросы, которые мы задавали себе при переносе большой дизайн-библиотеки между инструментами, помогут какой-нибудь команде сделать это так же безболезненно и быстро.

Как было до перехода на Figma

В какой-то момент для нас стало счастьем пересесть с иглы фотошопа на Sketch. Как раз в то время Bohemian Coding добавили функциональность для создания кросс-файловых символов.

Перспектива построить библиотеку с символами в Sketch, которые можно будет переиспользовать в разных макетах, была для нас волшебной. Особенно после передвигания пикселей в фотошопе и постоянных забегов по коллегам и гайдам в pdf и png, чтобы вспомнить, что там по отступам в кнопках.

В Figma функциональности с компонентами на тот момент ещё не было. Он тогда был инструментом сомнительным, но подающим надежды.

Один из дизайнеров начал собирать библиотеку символов в Sketch, набивая шишки и играясь с костылями. У некоторых наших компонентов было много вариаций, поэтому библиотека выходила очень объемная. А большой вложенности в символах было не избежать. В итоге с некоторыми из них выходило что-то такое:

Набор наших рабочих инструментов поменялся на: Sketch → Zeplin. А макеты мы продолжали хранить на Google Drive.

Понадобились месяц или два, чтобы команда привыкла работать в новом инструменте. Для этого мы проводили небольшие встречи, где рассказывали друг другу лайфхаки для работы со Sketch.

Параллельно мы завели отдельный канал в корпоративном Slаck для обмена плагинами, советами и проблемами. На этой ноте все должны были стать счастливы и веселы. Некоторое время так оно и было.

Почему решили поменять инструмент

В постоянно растущей команде время от времени задумываешься о том, как процессы сделать лучше: передача и поиск макетов, корректно работающие инструменты и хорошая понятная библиотека компонентов.

На одном из командных ретро (нас тогда стало уже 11, а количество продуктов Semrush увеличилось до 44) мы решили обсудить инструменты и работу с макетами, библиотекой и командами разработки.

На тот момент команда вот так шуточно определила для себя эмоции по отношению к инструментам, с которыми мы работали:

У нас были ребята, которые страстно агитировали за переезд на Figma, поэтому в четвёртом столбце на картинке показана — ситуация противостояния в отношении этих инструментов в команде.

После этой разминки мы собрали уже несколько проблем, которые для нас стали определяющими в переходе на новый инструмент.

Минусы Sketch, Google Drive и Zeplin

Google Drive

  • Синхронизация файлов плохо работала между разными машинами. Часто из-за неё появлялись дубли исходников, а открывать один файл и работать над ним одновременно с коллегой, конечно же, было невозможно — чьи-то изменения обязательно пропадали.
  • Были жуткие случаи, когда библиотеки компонентов дублировались, у кого-то из ребят они пропадали, и слетали все связи компонентов макета с актуальной версией. Это была одна из главных болей работы с библиотекой. Sketch Cloud на момент, когда мы уже пользовались нашей библиотекой, ещё не было (эту возможность Bohemian Coding добавили 28 февраля 2018 года).
  • Ну, и человеческий фактор, конечно же, из-за которого в той или иной папке могла происходить полная энтропия.


Sketch

Мы очень любили Sketch, но не могли смириться с некоторыми моментами, замедляющими работу.

  • Breaking changes были почти в каждой новой версии инструмента. Например, изначально в Sketch нельзя было менять цвет шейпов через свойства слоя, только через вложенные символы и маски внутри. В 2019 году Bohemian Coding добавили возможность менять цвета стиля внутри символа. При этом просто убрать маски внутри уже работающей библиотеки было нельзя, так как у всех ребят в макетах выбранные цвета радостно или не очень вернулись бы к дефолтным. Больно.
  • Личная большая боль дизайнера, который занимался библиотеками и поддерживал их актуальность, — баг с дублированием символов основной библиотеки в файл, который упоминался выше. В каждом макете создавалась страница Symbols, где дублировались компоненты из основной библиотеки. Часто приходилось вручную перелинковывать символы в файле на символы основной библиотеки (ар-р-р!).
  • Библиотека была огромная, у компонентов — куча вариаций. Приходилось мириться с большой вложенностью символов. А на поддержку компонентов уходило много времени.
  • Очень хотелось упростить библиотеку, работу с ней и её поддержку. Помните эту большую вложенность компонентов выше? Вот-вот.
  • Использование символов с большой вложенностью для некоторых ребят было неудобно, так как меню с ними было очень маленьким, а миниатюры не особенно помогали. Представьте, что вы только пришли в команду, а там огромная библиотека компонентов, где всё нужно изучить и потыкать.
  • Нельзя было просто дать ссылку на нужный артборд и показать разработчику что-то конкретное при обсуждении. Каждый раз приходилось экспортировать макет в Zeplin.
  • Работа с вектором в Sketch была удобной, однако сильно уступала Adobe Illustrator в плане настройки и корректного экспорта svg-ассетов.
  • Часто встречались необъяснимые баги и разное поведение символов в разных макетах на разных машинах.
  • Некоторые полезные плагины со временем и новыми версиями Sketch переставали поддерживаться.
  • В какой-то момент Sketch начал чаще «падать» и терять все изменения.
  • Не было возможности работать с макетами на другой машине (в облаке).
  • Свою роль играло и желание попробовать новый инструмент.

Zeplin

  • Zeplin криво отображал некоторые символы и элементы. Это очень бесило, особенно когда вообще не были непонятны причины подобного поведения.
  • Была долгая синхронизация между Sketch и Zeplin. Иногда, пока ты выгружал актуальные макеты для разработчиков, можно было выпить чаю, узнать, как дела у коллег. При многократном повторении это очень раздражало (не чай и коллеги, конечно же, а Zeplin). Особенно такая трата времени печалила при работе с продуктами, которые постоянно обновляются и изменяются.
  • Внутри инструмента нельзя было открывать несколько вкладок с макетами.
  • Помимо всего этого, Zeplin для нас была ещё одним (лишним) источником правды, в котором нужно было не забывать поддерживать актуальность гайдов и макетов.
  • Не всегда удобно было показывать логику работы. А возможность связывать макеты в кликабельные прототипы появилась, когда мы уже переходили к другой связке инструментов.

Наша команда росла, продуктов становилось больше (можно посмотреть темпы роста количества на этой странице), количество макетов и папок на Google Drive увеличивалось. А значит, все описанные выше проблемы могли умножаться на количество новых людей. Этого очень не хотелось, поэтому мы собрали внутри команды рабочую группу и расписали план перехода на Figma.

Плюсы Sketch

Конечно же, у Sketch были и плюсы, от которых некоторые ребята в команде отказывались скрепя сердце.

  • Было много полезных классных плагинов, которые помогали в работе. Какое-то время они появлялись чуть ли не каждую неделю.
  • В Sketch простой и понятный интерфейс, который был отдушиной после привычных, но всё же перегруженных интерфейсов программ Adobe.
  • В Sketch было удобно работать со слоями и масками.

Sketch в целом всех устраивал, но однозначно устаревал по ряду фичей.

Подготовка к переходу на Figma

Перенос нескольких библиотек с компонентами из Sketch в Figma был важным шагом для нашей дизайн-команды. Поэтому мы собрали рабочую группу из заинтересованных человек. Эти ребята помимо основных задач занимались проработкой плана перехода на новый инструмент (нас там было пять человек, трое из которых уже давно с горящими глазами рассказывали, что может Figma).

Сперва мы составили список вопросов, на которые нам нужно было ответить: возможности инструмента, плюсы и минусы Sketch, флоу работы над задачами и прочее. Кроме того, отдельным документом мы собрали список всего, что нужно будет перенести (все базовые компоненты, иконки, графики, паттерны и пр.) и кто за какую часть будет ответственным.

Наш UI-лид семь раз созванивался с sales-командой Figma, задавал вопросы, читал их FAQ и гайды. Сперва выходило, что при сравнении в лоб Figma для нашей компании (с учётом количества дизайнеров, не только UI, но и UX) был дороже Sketch. В итоге же вышло дешевле, чем связка Sketch + Zeplin.

Пара команд разработки уже использовали в своей работе Figma. Мы учли их опыт и начали разбираться, как всё это объединить для одной организации и ничего не сломать.

Вот список вопросов, на которые мы отвечали перед окончательным решением перейти всей командой на Figma. Надеемся, он вам пригодится.

Процесс перехода

В основной Sketch-библиотеке на момент перехода у нас было более сорока компонентов и их вариаций. Кроме нее у нас есть отдельные библиотеки с иконками, иллюстрациями и паттернами.

Один из дизайнеров рабочей группы примерно год назад для собственного удобства начал переносить некоторые компоненты из Sketch в Figma. Мы решили отталкиваться от его наработок. Разделили между группой в три человека существующие компоненты, посмотрели, какие из них нужно доработать в Figma, а какие — собирать с нуля. И постепенно начали.

За время переноса мы записали для себя общие принципы построения компонентов, договоренности по названиям слоев, групп и вообще. Возможно, это будет полезно и вашей команде, если вы вдруг переносите свои библиотеки из Sketch в Figma.

Что важно помнить при создании нового компонента в Figma

Общее

  • В основной библиотеке должно быть только нужное в работе над макетами. Все вспомогательные вещи уносите на отдельную страницу (мы у себя назвали ее Atoms). К вспомогательным вещам относятся те элементы, которые не могут функционировать в интерфейсе сами.
  • Вложенность компонентов мы старались делать не больше двух–трёх подгрупп. Три — это предельно много.
  • Не усложнять компоненты. Всё, что можно объединить и унифицировать в один компонент, можно смело вносить в него. Потом будет гораздо удобнее править один компонент, чем искать похожие по всем страницам библиотеки.
  • Делать состояния и вариации компонентов внутри него или отдельными мастерами? Зависит от его сложности. В небольших и базовых компонентах удобно вкладывать состояния и вариации внутрь и добавлять соответствующие свойства через панель Variants. В сложных и больших компонентах состояния лучше делать отдельными мастерами. Это сократит их вес и возможные лаги при работе с ними.
  • Не усложнять группировку компонентов.

Названия слоёв

  • Внутри компонента названия текстовых слоев делайте уникальными.
  • Между компонентами названия взаимозаменяемых текстовых слоев должны быть одинаковыми. Это нужно для легкой замены компонентов между собой, без утраты уже введенного текста.

Названия компонентов

  • В Figma вложенность компонентов на панели слева проще, чем в Sketch, поэтому можно использовать меньше вложенностей, которые создаются с помощью "/".
  • Называйте компоненты так, чтобы в панели Assets они отображались в логичном порядке. Например, состояния дропдауна или модального окна могут иметь в начале названия порядковое число.
  • Нижнее подчёркивание в начале названия "_" делает компонент приватным и видимым только редакторам библиотеки.

Важно помнить при изменении уже существующего компонента:

  • Если вы добавляете в уже существующий компонент что-то новое, лучше это скрывать, иначе в экземплярах компонента свеже-добавленные элементы будут включены. И вы можете случайно что-то сломать в чужих макетах.
  • Если хочется кардинально изменить уже существующий компонент, удалите мастер, который вы хотите править. Старый мастер можно будет восстановить из его компонентов при необходимости. Создайте новый мастер компонента, – и вы ничего не сломаете в макетах у коллег.

Итоги

Переезд библиотек из Sketch в Figma в нашей команде занял чуть больше месяца силами пяти человек. Начали мы 19 марта 2020, а 24 апреля все основные компоненты и стили уже были готовы к работе библиотеками. При этом мы ещё занимались основными задачами, а переездом — в оставшееся от них время.

После переноса компонентов в Figma рабочая группа провела небольшие мастер-классы ребятам из UX/UI команды. Рассказывали и показывали, как всё работает и строится в библиотеке. Наш UI-лид провел демо по организации в Figma для всей продуктовой команды и маркетинговых дизайнеров.

Уже через месяц после переезда со Sketch на Figma можно было выделить такие результаты:

  • Сократилось количество «источников правды» для дизайнеров и разработчиков. Теперь и те, и другие смотрят в один файл и могут работать над ним одновременно.
  • Стало очень просто делиться макетами в команде и между командами.
  • Исчезла большая для нас проблема с дубликатами файлов и библиотек на Google Drive, восстановлением старых версий макетов.
  • Примерно в полтора-два раза сократилась вложенность и количество слоев внутри компонентов. Библиотеки стали значительно проще и удобнее в использовании, развитии и поддержке.
  • На страницах компонентов появились ссылки на актуальную документацию.
  • Сообщения про баги в компонентах теперь большинство ребят оставляют прямо в библиотеках, что не отвлекает дизайнеров, которые занимаются их поддержкой.
  • Появление функциональности Variants в Figma дало крутую возможность настроить свойства в дизайн-компонентах. Наподобие того, как это сделано в коде.
  • В Figma Community огромное количество полезных плагинов и ресурсов, которые помогают в решении разных рутинных задач.
  • Наши основные библиотеки теперь доступны для сторонних разработчиков.
Спустя год мы продолжаем активно развивать библиотеки в новом инструменте.

Что дальше

Переезд на Figma оправдал ожидания нашей команды. Стало проще работать с макетами и библиотеками дизайн-системы и обсуждать решения прямо в файлах. Даже просто хулиганить при совместной работе в Figma очень классно. Между прочим, это иногда очень полезно!

Дальше мы планируем недеструктивно связать наши дизайн-компоненты с react-компонентами, развивать библиотеки и делиться наработками в Figma Community.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Владимир

Переехать и забыть Sketch как страшный сон...

Ответить
Развернуть ветку
Semrush
Автор

О, да! Кажется, откликнулось)))

Ответить
Развернуть ветку
Слабый корабль

Скетч нам дал светлое будущее но не завез версию под винду и не сделал работу в реалтайме, по этому все больше и больше Фигма отвоевывает рынок.

Я сомневался около месяца, но сдался и перешел на фигму, оказалось реально удобно, клиент на электроне конечно говно, но это пока единственное что напрягает.

Ответить
Развернуть ветку
Яся Зайцев
Ответить
Развернуть ветку
Semrush
Автор

А долго переходили? тяжко вообще далась смена?

Ответить
Развернуть ветку
Слабый корабль

Предубеждения что скетч под мак работает быстрее и лучше, единственное что стопорило. Сначала просто поковырял, потом начал по чуть чуть проекты создавать, пока окончательно не перешел. Правда иногда подтормаживает в больших проектах, ну это видимо 8 гигов оперативы уже сказываются.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Барна

Класнная статья, много деталей!
Отдельно хочется отметить профессионализм компании (правда серьезно прошли к процессу переноса - чек листы, списки вопросов, этапность, подготовка),
вовлечение членов команды (инициативная группа, которая занималась подготовкой) + коллаборация внутри команды (опросы, мнения, мудборды).
Грейт джоб дан! По технической части Figma vs other - все понятно :)

Ответить
Развернуть ветку
Semrush
Автор

Спасибо! Не представляете, какие довольные сидим :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гребенюк

Figma это реально лучший продукт на рынке.
Если в будущем они подвезут нормальную анимацию, а не то что сейчас есть (даже с дополнительными плагинами) - то будет вообще топ!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Semrush
Автор

Нужно как-то тэгнуть их представителей))

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Всем привет, мы команда дизайнеров, которая последняя в мире перешла со Скетча на Фигму. Всем пока

Ответить
Развернуть ветку
Semrush
Автор

Да ну, как же – смотрите, сколько нас тут таких! :))

Ответить
Развернуть ветку
Artem Kobyakov

Нет, последняя — мы. Ещё не перешли и нормально живём)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Маринов

Для меня последней каплей стали дикие лаги Скетча в проектах с 30+ артбордами. Фактически с типичным интернет магазином. На каждое действие эта крутящаяся радуга, а на том конце клиент нервно ждет. Фигма в этом плане просто самолет, хотя и её можно грузануть до диких зависаний) 200 фреймов с 5к-8к картинками и фигма лежит.

Ответить
Развернуть ветку
Semrush
Автор

Плюсы неистовые!  Фигму пока стараемся «не класть», но спасибо, имеем в виду цифры 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kite Catt

Как переехать?
Ну берёшь и учишь прогу, разве нет? 🤷🏿‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kite Catt

С тобой наверное бухать весело

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Romanov

здравствуйте большое спасибо за статью было интересно читать… но спустя год на фигме может быть найдутся эксперты, у которых есть ответ на мои вопросы?
1) как сделать маску прозрачности
2) подскажите плагин для рандомных аватарок или ансплеш пожалусто (и имён, если есть!)
3) или может быть знаете способ как делать paste в то же место где курсор
4) и ещё интересовало может быть есть способ работать без интернета над файлом не имея его открытым??
5) не помешал бы нормальный юи кит последней айос…
6) и хочется узнать как удобно искать шрифты когда их несколько сотен с одинаковыми названиями… типа по вхождению а не первым буквам?? мб…

Ответить
Развернуть ветку
Semrush
Автор

Постарались собрать:
1) Не очень понятно про маску прозрачности, чем она отличается от обычных масок в фигме? Кстати, с масками есть несколько лайфхаков: можно использовать png с прозрачностью в качестве маски; можно наложить градиент с прозрачностью на объект-маску; а ещё иногда удобно наложить размытие на объект-маску.
2) Для случайного контента хорошо подходит Content Reel (https://www.figma.com/community/plugin/731627216655469013/Content-Reel) от Microsoft. А для своего контента удобно использовать Google Sheets Sync(https://www.figma.com/community/plugin/735770583268406934/Google-Sheets-Sync).
3) В фигме такого вроде нет, кроме режима вставки картинок по Cmd+Shift+K.
4) К сожалению всё только онлайн. Без интернета даже локальные файлы не открываются.
5) Библиотеки лучше всего искать в Figma Community, там много хорошего. По iOS вроде вот этот файл выглядит неплохо (https://www.figma.com/community/plugin/735770583268406934/Google-Sheets-Sync).
6) Эта проблема должна хорошо решаться плагинами из того же Figma Community. Вроде Better Font Picker (https://www.figma.com/community/plugin/739922281164562258/Better-Font-Picker) как раз умеет искать по шрифтам.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Romanov

ну в скетче же есть mask mode -> alpha, который позволяет любые объекты в прозрачность элемента-маски обратить. типа сделал группу-список и фейдишь её в 0 в конце. про пнг-маску не понял, типа мне создавать и экспортировать слой в виде пнг, где будет прозрачность, потом снова импортировать и использовать?) 🦿👩‍🦯🧏‍♀️🧑‍🦼

к сожалению ссылка на юи кит айос осталась ссылкой на гугл табличный плагин

но за остальные ответы спасибо!! поставлю пару плагинов

Ответить
Развернуть ветку
Semrush
Автор

Упс, вот правильная сссылка на iOS kit: https://www.figma.com/community/file/858143367356468985/(Variants)-iOS-%26-iPadOS-14-UI-Kit-for-Figma 

И с вопросом первым теперь понятно :) В фигме все маски в режиме alpha. На картинке как раз пример с градиентом, который вы описали. Но мы бы советовали использовать маски, только если внизу какая-то сложная подложка. Обычно просто накрыть контент прямоугольником с градиентом сильно проще и быстрее)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Romanov

Еще всегда очень беспокоили два вопроса: сатурейшн при бекграунд блюре (чтобы было как у Apple в iOS) и возможность установить 5 обводок разных на одном элементе (внешних и внутренних, с разными толщинами)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 24 комментария
null