Чек-листы в SEO: польза для специалистов и клиентов

Попробуем разобраться, есть ли польза от чек-листов не только для начинающих, но и для опытных специалистов, а также можно ли их добавлять в SEO-отчёты для клиентов.

Чек-листы в SEO: польза для специалистов и клиентов

Почему все пользуются чек-листами, даже если говорят, что не пользуются?

Каждый SEO-специалист хотя бы раз работал с чек-листом.

Даже если опытный SEOшник говорит, что не пользуется чек-листами, что работы по каждому сайту индивидуальны, всё равно в голове у него есть определенный список пунктов, которые он визуально проверяет на продвигаемом сайте.

Разница между начинающим и гуру-SEO в том, что у первого меньше так называемая "насмотренность", поэтому:

  • начинающему проще взять готовый чек-лист, пройтись по пунктам и выписать всё в табличку
  • опытный может сразу отметить, чего не хватает на сайте, и выписать недостающие элементы

Таким образом, разница лишь в подходе, но чек-листы, так или иначе, использует каждый специалист.

Какие бывают чек-листы?

Чек-листы в SEO можно разделить по видам работ (что проверяем):

  • проверить техничку
  • проверить коммерческие факторы на сайте
  • оценить юзабилити (удобство)
  • оценить конверсионные элементы сайта

Или по типу (какой сайт проверяем):

  • Сайт услуг
  • Интернет-магазин
  • Информационный сайт
  • Новостной портал

Или по направлению (какая тематика бизнеса):

  • Авто
  • Стоматология
  • Строительство
  • Недвижимость

По каждому виду чек-листа может быть свой набор пунктов, часть из них может пересекаться.

В чём польза чек-листов для SEO-специалиста

Обычно чек-лист состоит из списка задач, которые можно проверить на “есть/нет” или “сделано/не сделано”. Чаще всего, это требуется при экспресс-аудите сайта или проверке на технические ошибки. У SEOшников обычно есть большие списки готовых чек-листов на 100+ пунктов по разным тематикам сайтов.

Но стоит учитывать, что и обычные задачи, которые не требуют пояснительных картинок или скринов, тоже можно оформить в виде пунктов чек-листа.

Польза:

  • это готовый набор задач, которые уже сформулированы - не надо тратить время на их написание
  • один список пунктов часто подходит для разных сайтов
  • компактный вид работы - занимает мало места в отчёте
  • можно красиво оформить
  • удобно отмечать выполнение (ставить галочку)
  • если закончились идеи, что сделать по проекту - чек-лист может подсказать направление

В чём польза для клиента

SEO-специалист предоставляет клиенту отчёт о проделанной работе. Если работы оформить в виде чек-листов, да ещё и с датами, и с комментариями, то клиент, скорее всего, будет доволен.

Польза:

  • Красивое оформление
  • Компактный вид (вместо длинных и непонятных текстов с заумными терминами)
  • Сразу понятно, что уже сделано, а что ещё предстоит сделать специалисту
  • Видно, когда были выполнены задачи (если указаны даты)
  • Указаны причины, почему какие-то задачи не выполнены (если есть комментарии)

Как добавить чек-лист в SEO-отчёт для клиента?

Это не совсем тривиальная задача, т.к. требуются технические и визуальные решения для простановки выполненных пунктов чек-листов.

Но всё же есть несколько рабочих вариантов:

  • отправлять клиенту файл Word, Excel или ссылку на Google-таблицу с проставленными галочками
  • вставлять чек-лист скриншотами в тело отчёта
  • воспользоваться функционалом сервисов по созданию SEO-отчётов

Первый вариант подходит, если чек-лист содержит сотни пунктов "для галочки" (как бы двусмысленно это ни звучало).

Второй и третий варианты подразумевают, что чек-лист содержит только полезные работы (10-20 пунктов). Тогда его вполне можно добавить в тело SEO-отчёта, а не выносить в отдельный файл.

Добавляете ли вы чек-листы в SEO-очёт?
Да
Нет

А как вы работаете с чек-листами? Используете ли сервисы? Укажите в комментариях.

55
7 комментариев

С чеклистами одна проблема: единого общего нету, проекты-то разные. Плюс обновлять надо слишком часто. Я лет 10 назад активно использовал, потом практически это отвалилось - нет проблем держать в голове основное с деталировкой.
Разве что иногда попадётся такой старый док в руки - и "Э... А почему я вот это перестал делать?"

2
Ответить

По той же техничке или основным коммерческим факторам будет одинаковый список плюс-минус. Можно сделать базовый шаблон чек-листа, а "индивидуальности" корректировать под каждый проект - на мой взгляд, это проще, чем с нуля формулировать все задачи/работы для отчёта.

2
Ответить

Да, договорные условия важны. Но чек-листы это очень базовые работы, а каждый проект индивидуален. Вот вести полноценно проект и выгружать все с Метрик было бы актуально.

1
Ответить

Но чек-листы это очень базовые работы, а каждый проект индивидуален

Да, всё индивидуально, но можно "завернуть" в чек-листы и не базовые работы.

Вот вести полноценно проект и выгружать все с Метрик было бы актуально.

А это как раз и предлагают сервисы по созданию SEO-отчётов.

1
Ответить

А всегда ли нужны отчеты, а именно работы клиенту и чек-листы если есть конкретные результаты = конверсии?

1
Ответить

Зависит от клиента и договоренностей с ним. Но в целом, почему бы не добавлять в отчёт и то, и другое (работы и конверсии)?

Ответить