Search Space Optimization: как найти клиентов в поисковом пространстве

Последние годы структура поисковой выдачи Яндекса и Google менялась в сторону увеличения количества рекламных блоков, перетягивания пользователей в сервисы вроде «Яндекс.Дзена» и монополизации агрегаторами топовых позиций. Например, в тематике «недвижимость» доля сайтов с гигантским ассортиментом топ-3 «Яндекса» составляет 86%. А доля платных объявлений в результатах поиска «Яндекса» по некоторым запросам превышает 50%.

В закладки

Конкурировать с агрегаторами и служебными сервисами за поисковый трафик крайне сложно. Но почему бы не использовать эти ресурсы, чтобы сделать компанию заметнее для аудитории поисковых систем? Руководитель оптимизаторов в «Ашманов и партнёры» Никита Тарасов рассказывает, как это сделать на примере работы с сервисами «Яндекса».

Как использовать сервисы «Яндекса» для бизнеса

Среди SEO-специалистов есть много мемов на тему того, что самые высокие позиции в поиске «Яндекса» занимают сервисы «Яндекса»: «Маркет», «Дзен», «Путешествия», «Вакансии», «Видео», «Услуги», «Знатоки» и т.д. Таким образом поисковик удерживает пользователей внутри платформы, а сайты, занимающие верхние строчки в органическом поиске, гипотетически получают меньше трафика, чем могли бы. С другой стороны, у компаний появилось больше возможностей для взаимодействия с аудиторией поисковых систем. Если раньше мы боролись за позиции нашего сайта в выдаче по коммерческим и информационным запросам, то теперь можем привлекать больше посетителей, используя другие элементы выдачи - агрегаторы, сервисы и т.д. Эта стратегия называется Search Space Optimization или оптимизация поискового пространства.
В этом материале я хочу подробнее рассказать про работу с сервисами «Яндекса», а точнее с пятеркой, которая наиболее часто встречается в результатах поиска. Это «Услуги», «Карты», «Коллекции», «Дзен» и «Кью».

Яндекс.Услуги

«Услуги» помогают находить исполнителей для различных задач: от ремонта до образования. По сути это тематический поисковик, который аккумулирует сервисные запросы и распределяет их по исполнителям, среди которых могут быть и компании и самозанятые работники. Смысл зарегистрироваться в “Услугах” есть, даже если ваш сайт высоко ранжируется в поиске. Для этого необходимо выполнить пять шагов:

  • Зарегистрироваться в сервисе;
  • Опубликовать фото сотрудника или лого организации;
  • Указать адрес организации;
  • Рассказать о компании и о том, почему клиенту стоит воспользоваться вашими услугами.
  • По возможности опубликовать фото сертификатов или наград;
  • Разместить информацию об услугах и ценах.

После модерации профиль вашей компании или сотрудника будет отображаться в результатах поиска сервиса.

Пример карточки монтажной компании в Яндекс.Услугах

Яндекс.Карты

«Карты» помогают привлекать пользователей, которые ищут товары или услуги в конкретной геолокации.

По данным Mediascope более 75% пользователей в течение суток посещают места неподалеку, которые им предложили «Яндекс.Карты».

Чтобы сайт корректно ранжировался в сервисе, нужно заполнить или актуализировать информацию в следующих разделах:

  • Услуги: укажите три основных вида деятельности компании;
  • Реквизиты: заполните номера ИНН и ОГРН;
  • Прайс-лист: загрузите список услуг или товаров с ценами;
  • Фото: опубликуйте фото офисного здания, чтобы компанию было легче найти, а также фото вашего продукта или интерьера, чтобы создать положительное впечатление о компании.

Одним из важнейших факторов, учитываемых при ранжировании сайтов в Яндекс.Картах, и как следствие попадание в информационный блок, является количество отзывов о компании, их актуальность и тональность. Подумайте, как мотивировать клиентов оставлять развернутые отзывы о компании - например, скидкой на следующую покупку. И, конечно, своевременно отвечайте на отзывы пользователей.

Яндекс.Дзен

Если Яндекс.Маркет аккумулирует и распределяет поисковый спрос, связанный с покупкой товаров, то Дзен стремится быть наверху пищевой цепочки по информационным запросам.

Посещаемость сайта из Дзена зависит от двух факторов: от объема и частоты публикаций нового контента. Если редактор будет работать в связке с seo-специалистом, вы сможете эффективнее привлекать пользователей из сервиса.
Я рекомендую SEO-специалистам при работе с Дзеном использовать следующий алгоритм:

  • Выгрузите заголовки h1 с вашего сайта при помощи Screaming Frog Seo Spider.
​Пример выгрузки заголовков в Screaming Frog Seo Spider
  • Сцепите при помощи Букварикса заголовки c вопросительными словами: что, где, когда, какой и т.д.
​Интерфейс комбинатора слов Букварикс
  • Полученный список расширьте «хвостами» из Wordstat и/или поисковыми подсказками. Cделать это можно при помощи A-Parcer или Key Collector.
  • Проверьте частотность запросов для региона Россия. Для данной задачи можно использовать все те же A-Parcer или Key Collector.
  • Удалите низкочастотные запросы. Нижний порог частотности определяется индивидуально.
  • Выполните кластеризацию с помощью http://coolakov.ru/tools/razbivka/ или http://keyassort.ru/
  • По результатам кластеризации подготовьте контент-план, материалы из которого можно затем постепенно публиковать в Дзене.

Яндекс.Кью

Кью – сервис вопросов и ответов, где дать ответ, может любой зарегистрированный пользователь, в том числе представители бизнеса. Используйте сервис, чтобы помогать и общаться с пользователями, закрепляя за компанией статус эксперта в своей области.

Главная задача в том, чтобы определить, на какие вопросы следует отвечать в первую очередь. Для этого должны выполняться два условия: соответствие вопроса экспертизе компании и его популярность. Для решения этой задачи я рекомендую следующий алгоритм:

  • Возьмите коммерческую семантику вашего проекта или информационную семантику, подобранную для Яндекс.Дзен;
  • Соберите запросы из Яндекс.Кью. Сделать это можно например при помощи парсера https://a-parser.com/resources/376/
  • С помощью SEO-excel отфильтруйте вопросы по частоте и выберите несколько частотных вопросов на каждый поисковый запрос;

На выходе у вас получится документ, который поможет выбрать наиболее популярные вопросы по вашей теме и прицельно работать с аудиторией.

Пример выбора наиболее релевантных вопросов для Яндекс.Кью​

Яндекс.Коллекции

Коллекции – сервис для создания тематических досок с фотографиями вроде Pinterest, которые оптимизированы под определенные поисковые запросы. Например, строительная компания может взаимодействовать с аудиторией, создавая подборки квартир с необычными интерьерами и т.д. Контент для Коллекций не подгружается с сайтов, как это происходит в случае с Яндекс.Картинками, его нужно создавать. Если ваш сайт работает на Битриксе, вы можете автоматизировать создание контента для Коллекций при помощи специального модуля.
При создании подборок для Коллекций следует учесть следующие моменты:

  • В названии раздела используйте ключевые слова из поисковых запросов, под которые формируется коллекция. В описании также используйте вхождения ключевых слов.
  • Важно, чтобы фотографии были хорошего качества в высоком разрешении и, желательно, уникальными.
  • Чтобы коллекции лучше ранжировались с поиске, регулярно наращивайте количество коллекций и объем фотографий в них.
  • Увеличивайте количество подписчиков аккаунта.
{ "author_name": "Ашманов и партнеры", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 11, "likes": 5, "favorites": 45, "is_advertisement": false, "subsite_label": "seo", "id": 124335, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 30 Apr 2020 21:02:59 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Как бизнесу заработать в соцсетях в 2020 году: полноценное руководство с прогнозами и примерами
Пошаговая рабочая стратегия продвижения бизнеса в соцсетях с медиапланом и примерами внедрения от директора «Студии…
Объявление на vc.ru
0
11 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Вы только одно забыли упомянуть. Что в России пользуются не только Яндексом, и делать упор в работе исключительно на него, в принципе неправильно.

Ответить
1

Евгений, спасибо за комментарий. Согласны, что в России пользуются не только Яндексом. Но этот материал про работу сервисами Яндекса.

Ответить
1

Выглядит как реклама сервисов Яндекса =) Хотя в последнее время тоже для продвижение активно использую сервисы Яндекса, а куда деваться? Их навязывают жестко, поэтому приходится. 

Статья в целом очень полезная. Спасибо! 

Ответить
0

Данил, спасибо!

Ответить
1

Скоро будем бороться за топ второй страницы.Почему антимонопольная служба одно место чешет?в суды надо подать.Попутали псы.

Ответить
0

Елена, пока поборемся за первую ) Шансы есть. К тому же, есть робкие признаки того, что разработчики поисковиков начали замечать, что  монополизация выдачи зашла слишком далеко, и начали корректировать перекос. Если это действительно так, есть надежда, что немного воспрянут специализированные сайты и бизнесы.

Ответить
1

Попробую реализовать из изложенного, возможно что то и получиться)

Ответить
0

Вот у нас онлайн-магазин электроники. Ума не приложу, что из этого всего можно использовать? Яндекс Кью?   Я почитал, что там пишут. Ужос ужос... Искать там объективные  грамотные данные одинаково эффективно, как буратиновы сольдо на поле чудес.

Ответить
1

Тут можно проанализировать конкурентов, например https://yandex.ru/q/org/%D0%9C.%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE/ по каким вопросам они дают ответы

Ответить
0

Каков заход, а?
"Среди SEO-специалистов есть много мемов на тему того, что самые высокие позиции в поиске «Яндекса» занимают сервисы «Яндекса»" - назвать реальность мемом, а дальше уже городи, что хошь.

Ответить
0

Спасибо, что высказались. Речь идет про реальность, а мемы - показатель, что у людей "наболело" и проблема актуальная.

Ответить

Прямой эфир