Как использовать ChatGPT в SEO: идеи и инструкции, от генерации ТЗ до PBN-сайтов

В SEO много рутинной работы, с которой нейросети из-за своей производительности могут справиться быстрее обычного сеошника. Почему бы это не использовать? В 22-м выпуске подкаста Деда Лайна я побеседовал с Александром Рахманиным, Head of SEO в банке «Точка». Он внедрил ChatGPT в рабочий процесс, и сейчас отдаёт ему большую часть задач по SEO.

Александр рассказал, как именно он использует нейросети, поделился лайфхаками и инструкциями. А ещё он был приглашённым экспертом для моего курса по SEO и нейросетям, о котором тоже расскажу.

Как использовать ChatGPT в SEO: идеи и инструкции, от генерации ТЗ до PBN-сайтов

Топ-3 рабочих задачи в SEO, которые решает ChatGPT

ChatGPT уже закрывает 50% информационных запросов и легко выступает, как база знаний или генератор подсказок для сеошника. Например, может накидать список идей о том, что нужно сделать с сайтом на Тильде для нормального SEO. Останется выделить главное, добавить всё в ТЗ и отдать дизайнеру.

В нашем подкасте мы уделили больше внимания трём глобальным задачам, которые Александр чаще всего решает через нейросеть, и получает крутой результат. Разберём их и покажем инструкции.

1. Генерируем метатеги

Основная рутинная работа, которую SEO-специалисты перекладывают на ChatGPT – сбор и генерация метатегов (title, description, заголовки H1-H6). Они напрямую влияют на CTR и позиции в выдаче, но при этом отнимают у специалиста много времени, особенно при работе с большим количеством страниц.

Если предложить ChatGPT список тем для статей, он сгенерирует для них title, description и оформит всё это в виде таблицы. Например, такой результат получился для статей про смартфоны. Темы для статей, кстати, тоже сгенерировал чат-бот.

Как использовать ChatGPT в SEO: идеи и инструкции, от генерации ТЗ до PBN-сайтов

Если страниц много, удобнее всего подключить чат-бот через API к гугл-таблицам, и подтягивать метатеги через формулу. Результат всё равно придётся перечитать и доработать, но ChatGPT в любом случае сэкономит массу времени.

2. Составляем ТЗ на SEO-тексты

С генерацией статей всё понятно – мы в РА «Ковалевы» уже давно генерируем большие пачки текстов через ChatGPT. Но надо понимать, что любой хороший текст начинается с ТЗ, независимо от того, кто его пишет – нейросеть или копирайтер. А когда для проекта каждый месяц нужны десятки статей, на составление технических заданий уходит очень много времени.

Александр поделился скриптом, с которым можно массово генерировать ТЗ и структуру будущих статей для авторов с помощью связки ChatGPT + Google таблицы. Работает она так:

  1. Берём стандартное ТЗ для копирайтера – тема, объём статьи, ключи, примеры статей. Добавляем в таблицу. Скрипт через ChatGPT генерирует структуру для статьи по заданным требованиям.

  2. Проверяем структуру, при необходимости редактируем. Если всё в порядке, оставляем.

  3. Скрипт добавляет структуру к общему ТЗ на статью, формирует файл на Google Диске и добавляет в таблицу ссылку на готовое ТЗ. Останется только передать её копирайтеру.

Ссылка на сам скрипт и подробная инструкция хранится вот здесь.

По умолчанию скрипт работает через бесплатную версию API ChatGPT 3.5, но с моделью 4.0 справляется лучше. Если есть оплаченные лимиты, можно использовать их. В среднем на генерацию одного ТЗ уходит пара рублей, а время при этом экономит отлично.

→ Пример из практики РА «Ковалевы». Ко мне начали обращаться другие рекламные агентства, у которых есть свои специалисты-сеошники, но не хватает свободных рук и времени на генерацию ТЗ. Если у них на 20 ТЗ уходит около двух недель, то мы с ChatGPT выдаём готовую пачку ТЗ уже на следующий день. Причём по качеству они ничуть не хуже тех ТЗ, которые делали руками с нуля.

3. Пишем PBN-сайты с помощью ИИ

Команда Александра создаёт небольшие статичные PBN-сайты под альтернативные сервисы, чтобы размещать там ссылки на основной продукт. Например, для продвижения конвертера файлов можно развернуть тематический сайт-калькулятор, где ссылка на конвертер будет выглядеть уместно.

Чтобы сверстать сайт через ChatGPT, просим отдельно сгенерировать файлы и структуру, по которой их надо разложить в папке. Если попросить написать код с нуля и выдать только ссылку на архив, он будет постоянно ошибаться, поэтому собирать лучше вручную. Александр показал, как это сделать, на примере сайта-калькулятора для фотометрии.

Подробный промт для такого сайта выглядит вот так. Если загрузить его в ChatGPT, мы поочерёдно получим:

1. Структуру будущего сайта.

Как использовать ChatGPT в SEO: идеи и инструкции, от генерации ТЗ до PBN-сайтов

По ней нейросеть подготовит ссылки, подключит в вёрстке стили и скрипты. В дальнейшем её надо будет просто повторить на сервере, разложив файлы по папкам.

2. CSS:

Как использовать ChatGPT в SEO: идеи и инструкции, от генерации ТЗ до PBN-сайтов

JavaScript:

Как использовать ChatGPT в SEO: идеи и инструкции, от генерации ТЗ до PBN-сайтов

Английскую вёрстку:

Как использовать ChatGPT в SEO: идеи и инструкции, от генерации ТЗ до PBN-сайтов

Чтобы нейросеть не запуталась и успевала выполнять запрос, делим промт на части и поэтапно получаем фрагменты кода. Останется только сгенерировать остальные языковые версии. Дополнительно можно попросить нейронку дописать небольшой текст, чтобы шёл трафик на сайт.

Когда все файлы готовы, создаём файлы на сервере и копируем в них полученный код. В итоге после сборки получился вот такой небольшой сайт:

Если раньше сеошники собирали такие калькуляторы вручную, то через ChatGPT можно верстать их буквально за 15 минут. Это будет сайт с полностью рабочим функционалом, техническими страницами и версиями на нескольких языках.

Где ещё задействовать ChatGPT сеошнику? Топ-5 идей

→ Анализ внешнего вида страницы. Я закидываю в нейросеть скриншот или ссылку на страницу и прошу прописать, какие коммерческие факторы не учтены. Особенно хорошо это работает, если предварительно загрузить в неё чек-лист по коммерческим факторам. ChatGPT заполняет его в соответствии с анализом, и выдаёт результат.

→ Создание структуры сайтов. Предположим, что у нас есть не полностью структурированный сайт, но есть собранная семантика, не привязанная к структуре. Если загрузить эту общую семантику в ChatGPT, можно попросить его выдать будущую структуру сайта-каталога: уровни, подуровни, категории и т.д. Останется слегка её подредактировать, и можно отдавать клиенту, как рекомендацию.

→ Кластеризация по смыслу. С кластеризацией по выдаче нейросеть пока не справляется, зато хорошо работает с кластеризацией по смыслу (логической). Например, можно закинуть в нейросеть подборку ключей и попросить кластеризовать запросы по группам. Если ключей немного (до 50 штук), ChatGPT неплохо справится.

→ Генерация семантики. Просим нейросеть сгенерировать семантику на определённую тему, а в конце промта добавляем «Представь, что ты пользователь, и сёрфишь в интернете. Пиши максимально просто и лениво». С таким запросом результат получается самый близкий к реальности. Правда, аналогом Вордстат его назвать сложно – это история больше про маркерные или низкочастотные запросы.

→ Работа с микроразметкой. ChatGPT может самостоятельно определить, какой тип микроразметки и какие данные можно разметить конкретно для той страницы, которую вы ему «скармливаете». Это мегаудобно: отправил url, скопировал результат, отправил на выполнение программисту. При желании можно отправить в чат вордовский шаблон – нейросеть будет его заполнять и генерировать разметку на каждый тип страницы.

Где и какие нейросети осваивать для SEO?

На подкасте мы обсудили только часть задач, которые ChatGPT может решать в SEO. На самом деле их огромное количество. При этом найти подход к нейронке не так просто – придётся погрузиться в тему и разобраться, как писать промты, которые нейросеть будет понимать и выдавать адекватный результат.

О том, как сделать нейросеть своим главным помощником, я рассказываю на курсе «Применение нейросетей в SEO». Тут вы научитесь:

  • · работать с ChatGPT, Gemini, Claude и другими нейронками;

  • формировать промты и обучать свою ИИ-модель для SEO-задач;

  • собирать семантику, анализировать сайты, улучшать структуру;

  • генерировать контент с помощью ИИ, в том числе массово по API;

  • оптимизировать метатеги и микроразметку;

  • автоматизировать другие SEO-задачи через нейросети.

Курс будет обновляться, а доступ остаётся навсегда, поэтому самая актуальная информация всегда будет у вас под рукой. О каждом обновлении оповещает отдельно, так что ничего не пропустите. Посмотреть тарифы, записаться и почитать программу можно здесь.

1212
23 комментария

А вот вопрос. Откуда такое доверие к LLM? Это же просто воплощение бездарности и усредненности. Нейросеть заточена на обработку информации: выявить медиану, определить выбросы, в зависимости от настроек температуры - сгенерировать результат. Но этот результат всегда основан либо на средних данных (условно - сером цвете), либо допускаются некие психопатические выбросы.
Зачем использовать середняк и заведомую безблагодатность?

3
Ответить

Ну с генерацией текстов понятно = экономия времени, копирайтеров, бюджета. И то много нюансов.
Но коммерческие блоки по скрину через неё смотреть.
Это делается за секунды, в зависимости от длины страницы. Особенно, если делал очень много раз.
Кроме этого, тут важней что в коде и как реализовано из блоков + ПФ, а не то что по скрину "увидит" генераторы.

2
Ответить

Это же просто воплощение бездарности и усредненностиТо, что нужно на рынке. Тем более, проверить некому и незачем.

1
Ответить

Простите о какой медиане идет речь, если мы просим сделать мироразметку?
Тексты можно генерировать любые. Хорошие и плохие. ТОчные и расплывчатые.
Или что плохо в том что SEOшник сделает ТЗ на текст быстрее чем если бы печатал все вручную?

Не очень понимаю претензий к LLM. Это инструмент, результат зависит от того кто и как использует.

Ответить

Это не доверие, это проверено практикой. После оптимизации текстов на сайте с помощью Gemini сайт поднялся в поисковой выдаче Google с конца второй страницы в первую тройку на первой странице. Не надо верить, если есть результаты, то надо просто это использовать.

1
Ответить

О, вот это полезная инфа. Спасибо!

1
Ответить

Неужели поисковики не склеивают сгенерированные тексты нейросетью?

Ответить