Конкурентный анализ в SEO — как понять, с кем вам бороться

Сегодня будет база про то, как выявить ваших реальных конкурентов в органике. Расскажу про быстрый и медленный способы анализа. После прочтения этой статьи ваш SEO специалист сможет предоставить вам данные конкурентной разведки уже к обеду сегодняшнего дня, потратив при этом сущие копейки от вашего бюджета.

Главное, не врать себе насчет того, что творится здесь, в поисковой выдаче
Главное, не врать себе насчет того, что творится здесь, в поисковой выдаче

Бизнес обычно не знает, с кем он борется за позиции в поисковой выдаче. Или с кем он не борется, а следовало бы. Все представление о конкурентах строится на основании отзывов покупателей (“Вот там скидочку мне предложили, а вы что?”) либо на основании пробива выдачи по основным маркерным ключам, с которых и транзакции то не всегда будут, ибо конверсия по общим запросам частенько дно.

Почему так? Потому что выдача может отличаться от кластера к кластеру, а бизнес часто смотрит только общие запросы типа “купить ноутбук", "ремонт техники", "обменять крипту" и тд. (И за это я бизнес конечно же не осуждаю, для того SEO специалиста и нанимают, чтоб проложил дорогу в светлое будущее (к большему доходу)). Такие запросы сами по себе не плохие, и по ним можно и нужно затаскивать посетителей на сайт. Однако не исключен сценарий, когда сайты серьезных конкурентов не имеют хорошей видимости по этим ключам, однако очень хорошо зарабатывают на других, куда вы не смотрите.

Как я отбираю конкурентов

Есть 2 способа: быстрый поверхностный и медленный детальный. Первый подойдет для случаев, когда вам надо на глазок определить, с кем предстоит тягаться, например вы только планируете заходить нишу или штурмовать новое направление. Для этих задач отлично подойдут данные без особой детализации. Второй необходим, когда вы определяете приоритеты продвижения в уже работающем бизнесе и всерьез занимаетесь проектом.

Быстрый способ

Берём любой инструмент из предложенных: ahrefs или semrush для бурж SEO, keyso или Мегаиндекс для RU. Взбиваем адрес вашего сайта, отбирает конкурентов из тех, что предлагает выбранный сервис. Далее каждого конкурента прогоняем через аналогичный отбор (смотрим его конкурентов). Этого достаточно, чтобы с точностью до 90% определить, с кем вам предстоит конкурировать, собрать хостовые метрики и презентовать примерные сроки и бюджеты руководству. Цифры будут очень приближенные, но примерную картину дадут.

Так выглядит таблица с конкурентами в Semrush
Так выглядит таблица с конкурентами в Semrush

Медленный способ

Вам необходимо:

1. Собрать семантику (подойдут те же инструменты, что мы использовали для быстрого анализа конкурентов)

2. Правильно кластеризовать ее

3. Добавить семантику в Топвизор, настроить съем позиций и снимков выдачи

4. Вуаля, у вас есть нужный вам топ по целевым кластерам; далее можете препарировать его как угодно (вытаскивать недостающие ключи, смотреть в каком кластере проще конкурировать, анализировать беклинки и тд).

На основании конкурентных данных, полученных вторым способом, можно еще настроить дашборд для визуализации результатов роста вашего проекта относительно конкурентов. Но об этом как-нибудь в другой статье.

Снимки выдачи в Топвизор, неимоверно полезная штука
Снимки выдачи в Топвизор, неимоверно полезная штука

Заключение

Вроде бы база, вроде бы просто, но как же легко без нее уйти не в том направлении и слить бюджеты на ключи, по которым вам не видать топов еще года 3. Или своевременно не отследить набирающего силы игрока и провафлить конкуренцию уже на старте.

Второй (медленный) способ я видел только на одной сеошной конфе и то не российской. И там, соответственно, про топвизор и снимки выдачи народ вовсе не в курсе, все данные снимали самописными парсерами. Отсюда 2 вывода:

  • смотрите конфы (и/или оплачивайте вашим специалистам их посещение, если хотите быть адекватным и уважаемым работодателем, а не очередным кофе+печеньки потогонщиком)
  • российские сервисы збс 👍

Если вам необходима профессиональная консультация по SEO - пишите в ЛС или оставляйте комментарий под этой статьей. Статья подготовлена автором канала SEO PM

11
Начать дискуссию