SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?

Аудит - это стартовая точка работы над улучшением любого сайта. Их проводят маркетинговые студии, чтобы показать свою экспертность и определить направления работы. Их делают сами владельцы сайтов, чтобы понять как они могут улучшить свой проект. Иногда аудиты заказывают у сторонних экспертов для оценки эффективности текущего подрядчика. В общем - штука важная, и без нее SEO-продвижение не обходится.

Предлагаю разобрать все (или почти все) направления развития сайта, которые затрагивают аудиты. Но разбор этот будет не ради обретения теоретических знаний, а ради того, чтобы понять: какие моменты может проанализировать любой человек с интернетом, а для каких необходимы более углубленные знания в SEO и доступы к платным сервисам.

SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?

Что такое SEO-аудит сайта?

SEO-аудит сайта - это анализ текущего состояния проекта с точки зрения продвижения в поисковых системах. Аудит помогает выявить ошибки и недочеты оптимизации. На основе этих ошибок вебмастер находит точки роста, проработка которых поможет увеличить органический трафик на сайт и его позиции по нужным запросам.

Виды аудитов

Аудиты бывают разные, смотря, с какой стороны подходить.

Например, с точки зрения конечных целей можно выделить такие виды:

  • Предпродажные. Их проводят студии, чтобы впоследствии заключить договор на продвижение и реализовать предложенную стратегию развития проекта.
  • Платные независимые. Такие аудиты заказывают в качестве самостоятельной услуги, не подразумевая дальнейшее сотрудничество.
  • Внутренние оценочные. Они проводятся самим вебмастером (владельцем или администратором сайта) или внутри SEO-студии для оценки результатов и поиска новых гипотез продвижения, когда замылился глаз или кажется, что все уже сделано по сайту.
Главная цель предпродажного аудита - заключить договор на продвижение. Это не хорошо и не плохо, просто важно это понимать.
Главная цель предпродажного аудита - заключить договор на продвижение. Это не хорошо и не плохо, просто важно это понимать.

С точки зрения направления анализа бывают вот такие виды:

  • Комплексный (анализируется все-все, но обычно не очень углубленно)
  • Технический (упор делают на техничку)
  • Текстовый (углубленный анализ текстовых факторов)
  • Коммерческих факторов (подробно анализируется соответствие требований поисковиков к коммерческим сайтам)
  • Юзабилити (удобство пользования, наличие необходимого функционала)
  • Маркетинговый (продающие качества сайта)

Придумать классификаций можно еще много, но для текущей статьи разберем именно комплексный сео аудит. Он встречается чаще остальных и подходит для проведения самостоятельного анализа.

Что в аудитах - самое важное?

Самое главное в любом анализе - это выводы, которые делаются на его основе. То есть важнейший пункт аудита - это выявление точек роста результатов сайта, составление стратегии продвижения.

Неопытный SEO-специалист, когда к нему пришел сложный проект
Неопытный SEO-специалист, когда к нему пришел сложный проект

Если сайт новый и не очень большой, то точками роста обычно становятся:

  1. Расширение структуры (создание новых страниц);
  2. Ведение блога (для охвата информационных запросов);
  3. Оптимизация страниц (увеличение количества и качества контента);
  4. Внешняя оптимизация (ссылки, репутация, соц. сети).

Если сайт уже довольно старый и неплохо ранжируется в поиске, то точками роста могут стать:

  1. Исправление технических ошибок (не только всяких битых ссылок, но и дублей страниц, высокой роботности трафика, скорости загрузки и т.д.);
  2. Оптимизация текстов (устранение возможного переспама и улучшение текстов, добавление ЛСИ-слов и ключевых фраз);
  3. Улучшение продающих качеств (дизайн, заголовки, формы захвата и т.д.);
  4. Ну, и опять же, внешняя оптимизация. Она не повредит ни новым, ни старым сайтам.

Бесплатный самостоятельный аудит сайта: пошаговая инструкция

Итак, вы - владелец сайта, у которого есть достаточно времени и желания заняться самостоятельной SEO-оптимизацией. Что и как вам нужно проверить в первую очередь?

SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?

1.Динамика результатов в SEO

Да, первое, с чего начинают аудит SEO-специалисты - это анализ текущих результатов сайта. Эта проверка не только помогает увидеть актуальные показатели по посещаемости и позициям, но и выявить определенные аномалии или спады.

Здесь расклада может быть 3: рост, падение или стагнация. Если трафик стагнирует, то выводов особо много не сделаешь - просто сайту нужна оптимизация. А вот с другими вариантами уже интереснее.

Если количество посетителей с поиска растет еще до начала продвижения, то вот несколько возможных причин этого:

  • Растет брендовый трафик. Вы рекламируете свою компанию, о вас узнают люди и вбивают название фирмы в поисковой строке, находя ваш сайт. Проверить это можно в отчете метрики "Поисковые запросы" и в динамике частотности в вордстате.
SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?
SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?
  • Растет частотность запросов, по которым у вас хорошие позиции. Проверить это можно в Яндекс Вордстате и в отчете метрики "Страницы входа".
SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?
  • Вы недавно создали качественную страницу (например, выложили статью), которая попала в ТОП и теперь дает трафик. Проверить это также можно в отчете метрики "Страницы входа".

Усилить этот рост можно с помощью небольшой проработки страниц, которые дают трафик. Например, исправьте орфографические ошибки, добавьте 1-2 конверсионных блока (форму заявки, номер телефона или соц. сеть), добавьте недостающую информацию на страницу о своей компании или о товаре, ориентируясь на конкурентов.

Если посещаемость падает, то вот возможные причины:

  • Снизился брендовый трафик.
  • Страница, на которую переходили люди, потеряла свои позиции.
  • Высокий процент роботности переходов. Тут либо они испортили вам поведенческие показатели своими отказами, либо просто перестали заходить и общий трафик снизился. Проверить это можно в отчете метрики "Роботность".
  • Вы сменили url у страницы, которая имела хорошие позиции.

Повлиять на спад посещаемости можно. Например, если дело в странице, которая раньше давала трафик, а потом перестала, то следует актуализировать информацию на ней, добавить новые блоки, куски текста. Если дело в роботах, то следует поставить антибот. Если не так давно внесли какие-то глобальные изменения на сайт и все вдруг стало плохо, то следует откатить эти правки и посмотреть, восстановится ли посещаемость.

SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?

Когда может потребоваться помощь специалиста на данном этапе?

Как вы уже поняли, анализ динамики и какие-то несложные выводы можно сделать самому. Однако бывают ситуации, когда количество визитов с поисковых систем падает и вы никак не можете понять причину этого. К примеру, вас атаковали накрутчики ПФ или позиции резко просели, а вы не нашли возможную причину. В таких случаях вам поможет только опытный сеошник.

2.Технический аудит

Многим непрофессиональным вебмастерам эта сфера SEO кажется очень сложной. Но самые важные и часто встречающиеся технические недостатки сайта легко проверить самому:

  • Мобильная и планшетная версия. Просто зайдите на большинство страниц вашего сайта с мобильного устройства, с планшета или используйте консоль разработчика в браузере. Вам нужно проверить, нормально ли отображаются все элементы, блоки на странице, нет ли горизонтальных скролов, удобно ли пользоваться мобильной и планшетной версией. Если нашли ошибки или неудобства, запомните их или заскриньте.
  • Скорость загрузки. Во-первых, зайдите на свой сайт с телефона через режим инкогнито в браузере, используя мобильный интернет, а не Wi-Fi. Посмотрите вручную - долго ли грузятся страницы? Во-вторых, воспользуйтесь бесплатным инструментом от Google - PageSpeed Insights. Если, на ваш взгляд, сайт долго грузится при ручной проверке или скорость по пейджспиду находится в красной зоне, то это повод записать скорость в список технических недочетов вашего веб-сайта.
  • Просто зайдите в Яндекс Вебмастер и посмотрите раздел "Диагностика". Самые серьезные ошибки Яндекс вам напишет. Нормально ли индексируется сайт, можно посмотреть в разделе "Индексирование". Если вы создаете страницы, а они не добавляются в индекс, значит проблема есть, ее нужно отметить. Если все важные и новые страницы добавляются в базу поисковика, значит все нормально.
SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?

Если с телефона пользоваться сайтом удобно, он зрительно загружается достаточно быстро, а в уведомлениях от вебмастера нет критических и фатальных ошибок, значит все не так уж и плохо. Но если вы намерены чуть-чуть углубиться в техническое состояние сайта, то воспользуйтесь бесплатной проверкой от PR-CY или другого сервиса, найденного вами по запросу "бесплатный технический аудит сайта". Там вам нужно обратить внимание на наличие протокола HTTPS, наличие битых ссылок, наличие файлов robots.txt и sitemap.xml.

Может ли понадобится помощь профессионала при анализе технички?

В большинстве случаев вам понадобится помощь не сеошника, а верстальщика или программиста. Потому что самые важные и влияющие на продвижение проблемы можно найти самому, а вот исправить их сможет уже не каждый.

Повторюсь, что о большинстве самых серьезных проблем вам скажет сам Яндекс, так что изучите вебмастер в первую очередь, обращаясь в поддержку при необходимости.

Также обратиться к специалисту стоит, если у вас нет знаний или желания разбираться в технических вопросах.

SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?

3.Аудит контента и структуры

Подходя к этому аспекту продвижения, необходимо будет проанализировать свой сайт и сравнить его с конкурентами по следующим параметрам:

  • структура сайта
  • наполнение страниц
  • уникальность и объем текстов

Начните со структуры: посмотрите меню и разделы на вашем сайте, сравнивая его с конкурентами из ТОПа органической выдачи по целевым запросам.

Например, частой ошибкой может быть отсутствие теговых страниц: вы продаете люстры и у вас есть соответствующий раздел на сайте. Однако при анализе топовых конкурентов вы увидите, что помимо просто раздела Люстры, у них есть страницы под кучу разных запросов: Потолочные, Умные, Для натяжных потолков и др.

SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?

Все эти страницы дают дополнительный трафик на сайт, и вам тоже стоит задуматься о расширении своей структуры для улучшения результатов в SEO.

Но смотреть нужно не только на коммерческие страницы, но и на служебные (вакансии, вопрос-ответ, отзывы, документы и т.д.), информационные (блог, база знаний, справочник). Если у вас чего-то не хватает, а у самых крутых конкурентов есть - смело можно брать себе это на заметку.

Базовое наполнение страниц тоже можно проверить самому. Посмотрите на содержание своих страниц и сравните с другими сайтами: есть ли у вас все необходимые блоки, закрывающие вопросы клиента? Такими блоками могут быть: преимущества компании, вопрос-ответ, лицензии и сертификаты, этапы работы, что входит в услугу и т.д. Если каких-то блоков, которые встречаются много где не хватает, то вам следует записать это в потенциальные точки роста.

Уникальность и объем текстов можно проверить на бесплатном тарифе инструментов Text.ru и Contentwatch. Просто скопируйте куски текста со страниц, проведите проверку и посмотрите на результат. Чтобы сверить необходимый объем текстов, также подойдут эти инструменты. Только помимо своего сайта нужно будет посмотреть и на количество символов на страницах конкурентов.

SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?
Уникализация контента
Уникализация контента

Может ли потребоваться помощь SEO-специалиста?

Без профессиональных знаний и платных инструментов вы сможете провести лишь поверхностный анализ. Для глубокой аналитики нужен, например, анализ текстовой релевантности. Он поможет понять, каких и сколько ключевых (ЛСИ) слов не хватает. Хорошие инструменты для такого аудита - платные. Ну и правильное трактование таких аудитов тоже потребует определенного уровня знаний.

Разработку расширенной структуры под семантику тоже лучше доверить профессионалу. Именно на этапе аудита вы легко можете увидеть недостаток посадочных страниц, а вот сама работа по сбору семантики и созданию хорошей структуры потребует помощи специалиста.

4.Аудит конверсии и юзабилити

Говоря простыми словами, юзабилити - это удобство пользования вашим ресурсом. Поставьте себя на место пользователя, потенциального покупателя.

  • Удобно ли вам изучать информацию о товаре или услуге на разных устройствах, переходить со страницы на страницу, оформлять заказ?
  • Есть ли ошибки в заполнении форм заявок? Например, вы не заполнили важные поля, а форма все равно отправляется. Или, наоборот, вы все заполнили, а кнопка Отправить не работает или не приходит никакого уведомления об успешной заявке.
  • Легко ли найти интересующую вас категорию на сайте или нужно "перекопать" весь сайт чтобы добраться до нее?
  • Есть ли сортировка, подробный и функционирующий фильтр по товарам?

Сравнение с конкурентами также поможет выявить потенциальные проблемы или найти точки роста удобства вашего сайта.

Конверсию можно посмотреть в соответствующем отчете Яндекс Метрики. Если посещаемость сайта достаточно высокая, а заявок почти нет, - это может означать проблемы с продающими качествами вашего сайта. Среди таких недостатков могут быть: не продающие заголовки, отсутствие акций и специальных предложений, недостаток призывов оставить заявку или позвонить, плохая презентация преимуществ товара.

Проблема отсутствия заявок может быть и в элементарных технических ошибках. Например, номер телефона не кликабельный или заполненные формы заявки не отправляются вам на почту (или попадают в спам).

С такой ситуацией может столкнуться каждый
С такой ситуацией может столкнуться каждый

Может ли потребоваться помощь на этом этапе аудита?

Если вы разбираетесь в маркетинге или у вас есть свой маркетолог, то сформировать гипотезы роста конверсии можно и самому. Для проведения аудита этого может быть достаточно. Но вот на этапе реализации этих гипотез или оценки их потенциала потребуется помощь.

Выявить элементарные неудобства на сайте вы также можете сами, сравнив себя с конкурентами. Но важным отличием вашего взгляда на юзабилити и взгляда опытного SEO-специалиста является насмотренность. Профессионал видел тысячи сайтов и понимает как должно быть, а как не должно. Вам же может показаться, что итак все в порядке.

5.Аудит внешних факторов

К внешним факторам ранжирования можно отнести следующие параметры:

  • ссылочная масса сайта
  • репутация компании в сети
  • социальные сети и блоги
  • популярность и упоминаемость бренда

Сложность в проверке может вызвать только ссылочная масса. Остальные пункты проверить достаточно легко.

Репутация - это оценки и отзывы пользователей на различных площадках. Среди таких площадок: Яндекс Карты, 2GIS, Отзовик, Zoon, маркетплейсы, тематические каталоги и агрегаторы. Логика проста:

  • много положительных отзывов, хорошие оценки - положительно влияет на SEO;
  • не так уж много отзывов, но они есть. Оценка компании - от 4 баллов из 5. Такие показатели не дадут какого-то особого плюса в продвижении, но и не испортят картину;
  • плохие оценки или отсутствие отзывов на популярных площадках - негативно влияет на оптимизацию.

Социальные сигналы можно оценить, проверив наличие своего сайта и компании в популярных соц. сетях: ВК, Одноклассники, Телеграм, YouTube (RuTube), другие площадки (Дзен, Mail, VC и так далее). Тут тоже логика простая:

  • регулярно ведете соц. сети, есть подписчики, комментарии и часто выкладываете новые посты - оказывает хорошее влияние на SEO;
  • есть в соц. сетях, но подписчиков мало, посты появляются редко - плохо не влияет, но и хорошо тоже;
  • вас нет на популярных площадках или группы заброшены - оказывает негативное влияние на продвижение.

Популярность бренда и упоминаемость в сети можно, конечно, оценить специальными сервисами, но для аудита достаточно будет просто загуглить название компании и посмотреть результаты выдачи. Чем больше результатов поиска относятся именно к вашей компании, тем лучше.

Теперь про ссылки. Оценку ссылочной массы обязательно нужно проводить в сравнении с конкурентами. То есть, вы проверяете себя, записываете результаты и делаете то же самое с конкурентами, а затем сравниваете. Смотреть нужно на общее количество внешних ссылок и количество уникальных доменов, с которых идут ссылки на ваш проект.

Вот какие сервисы вам в этом помогут:

Бесплатный тариф на keys.so

SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?

Бесплатный тариф на Megaindex (сейчас плоховато работает, но посмотреть ситуацию там тоже стоит)

SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?

Ссылки на свой сайт еще можно посмотреть в Яндекс Вебмастере и Google Search Console:

SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?
SEO-аудит сайта: что можно сделать самому, а где нужен специалист?

Для оценки ситуации этого будет достаточно.

Нужна ли помощь сеошника?

Специалист может провести более углубленный анализ. Какие-то очевидные вещи вы можете понять и сами, а вот проверить траст и другие параметры сайтов-доноров, подобрать хороших растущих конкурентов (а не накрутчиков ПФ) для сравнения, найти потенциальные площадки для ссылок и отзывов сможет только человек с определенными знаниями.

Вывод

Прогнав сайт по вышеприведенным параметрам, вы можете сделать неплохой самостоятельный SEO-аудит. Если до этого сайтом особо не занимались или на нем есть куча ошибок, то вы легко найдете новые точки роста.

Тем не менее, даже такой анализ потребует погружения в удивительный мир SEO. Если у вас есть на это время и желание, то вы сможете сэкономить на аудите. Но если такими ресурсами вы не располагаете, то работу лучше доверить профессионалам в этой области.

22
1 комментарий

Высокий процент роботности переходов. Тут либо они испортили вам поведенческие показатели своими отказами, либо просто перестали заходить и общий трафик снизился. Проверить это можно в отчете метрики "Роботность""Роботность" - не про роботов. Это про качество трафика. А именно - про нецелевую и в принципе мутную аудиторию, что может служить косвенным признаком поведенческих ботов с плохой историей, неопределенными интересами и т.п.
Но вообще этот отчёт я бы так и воспринимал: на сайт идут визиты, которые Яндекс не понимает.