«Я больше 10 лет проработала в банке, а потом ушла в SEO»: история Светланы Кулачка

Работала экономистом в банке, а затем перешла в SEO-продвижение. Изначально работала помощником SEO-специалиста. Под руководством знакомого постигала все тонкости и нюансы новой профессии. Сейчас у меня небольшая команда, есть постоянные проекты и партнерство с маркетологом.

«Я больше 10 лет проработала в банке, а потом ушла в SEO»: история Светланы Кулачка

Это реальная история Светланы Кулачка, частного SEO-специалиста. Она занимается продвижением сайтов с 2019 года. Еще Светлана — эксперт Топвизор-Журнала и спикер блока по SEO курса «МОНСТРЫ МАРКЕТИНГА» Константина Горбунова.

Примечание: статья написана для канала «Удаленщики (вза)паре». Я взял интервью у Светланы, на основе которого и подготовил статью.

Из банковской сферы в SEO

Я более 10 лет проработала в банке. Начинала с должности кассира, в последствии работала экономистом. После переезда в другой город столкнулась с проблемой при поиске работы: нужно было тратить не менее часа на поездку на работу утром и столько же вечером.

В SEO попала просто. У меня есть знакомый, который давно развивает свои сайты, берет клиентские проекты. В 2019 году знакомый предложил перейти к нему помощницей. Конечно, с обучением и практикой под его руководством.

Я согласилась — мне было лень тратить время на поездки на работу, а зарплаты в провинции были небольшие. Те же деньги могла заработать в онлайне.

Удаленка подкралась неожиданно и просто 
Удаленка подкралась неожиданно и просто 

Мне потребовался месяц, чтобы получить понимание о SEO-продвижении и нише в целом. Знакомый обучал, примерно, по следующему плану:

  • Рассказывал базовые вещи (например, что такое «Вебмастер», «Яндекс.Метрика», для чего они нужны и как с ними работать);

  • Я самостоятельно изучала, выполняла какие-либо задачи;

  • Мы созванивались, разбирали результаты и, если были ошибки, он показывал правильные решения и варианты.

Первый месяц знакомый учил базовым вещам. Дальше — практика на реальных проектах под его руководством и «присмотром».

Опыт в банке — то, что использую каждый день

Обучение было сложное, но меня выручал прошлый опыт — часто в банке разбиралась в задачах самостоятельно. Я получила навык, позволяющий быстро углубляться во что-то новое, находить решения и т.д.

Я убеждена, что из бывших банковских сотрудников получаются отличные SEO-специалисты. Моя помощница по SEO работала в банке, контент-менеджер работала в банке, а сейчас у неё полная загрузка в качестве контент-менеджера.

Дело в специфике банковской сферы. Сотрудники должны быть въедливыми, дотошными и ответственными. Например, если человек ошибется в одной цифре, то пару миллионов рублей может уйти на другой счет.

Онлайн — офис — онлайн

После сотрудничества со знакомым и практикой под его руководством успела поработать в двух пензенских компаниях. Они продвигали сайты. Правда, это была офисная работа, а не удаленка.

В компаниях поработала недолго. Когда устраивалась, параллельно вела 3 проекта на фрилансе. Поэтому, когда решила полностью уйти из офиса, с работой, деньгами и занятостью не было проблем. Спокойно ушла «в свободное плавание». При этом сама не искала заказчиков.

«Я до сих не ищу заказы. У меня пошли клиенты «по сарафанке», большие объемы заказов. Только отмечу, что в SEO длинный LTV клиентов. Если хорошо делаешь свою работу, то, с большой вероятностью, клиенты остаются. Соответственно, мы продолжаем вместе работать»

Светлана Кулачка, SEO-специалист

Нужно учитывать, что не всегда клиенты остаются. Всегда есть риск, что кто-то откажется от дальнейшего сотрудничества. Например, сайт поднялся в ТОП поисковой выдачи и клиент принимает решение, что мы достигли нужного результата.

Метрики, отражающие результат работы

У меня есть несколько метрик, на которые смотрю.

  • Доход. Затраты на SEO должны окупаться. Стараюсь узнавать у клиента, есть ли заявки, какой объем продаж, окупается ли для него SEO-продвижение. Не обязательно запрашивать подробную статистику, можно узнать о результатах со слов клиента. Лучший вариант – когда настроена сквозная аналитика и есть коллтрекинг.
  • Трафик. Как правило, в конкурентных нишах средне- и высокочастотные запросы. Поэтому смотрю на статистику — растет или нет объем трафика.

  • Позиции. Сайт и страницы должны подниматься в ТОП поисковой выдачи, но есть нюанс.

«Если сайт попал в ТОП по ключам с нулевой частотностью, по которым нет трафика, то это работа бессмысленна — не будет ни трафика, ни заявок»

Светлана Кулачка, SEO-специалист

Из соло-специалиста в небольшую команду

Примечание: Светлана говорила, что «просто работает с помощниками», а не создала команду. В рамках статьи будем называть вещи своими именами. Т.к. сейчас Светлана работает с несколькими специалистами, то у нее все-таки небольшая команда.

Сейчас со мной работают 2 помощника, есть контент-менеджер и копирайтеры. Последних привлекаю по мере необходимости. Например, в один месяц может быть большой объем работы на проекте, а на следующий месяц объем может упасть в 2-3 раза.

Дополнительно на аутсорсе привлекаю программистов, верстальщиков, дизайнеров. Сейчас, исходя из моих возможностей, нет смысла нанимать этих сотрудников. Проще и комфортней передавать заказы, либо разово привлекать к работе. Как начала работать в команде?

Изначально нашла двух помощниц. Они ранее работали в банке. У них есть организаторские способности. Поэтому пригласила их с расчетом, что через определенное время помощницы вырастут до тимлидов со своими командами. Разумеется, я их обучала.

У меня не было опыта в обучении людей. Поэтому делала так же, как со мной работал знакомый, когда я начинала работать в SEO.

Если не было понимания, как выполнять задачу, мы созванивались, и я показывала. Если задача небольшая, нет сложных вопросов, то записывала видео-инструкцию с пошаговыми действиями.

Помощниц учила как базовым вещам, так и углубленным. Стандартный набор — сбор, чистка и кластеризация ключевых слов. Дальше делали анализ (тут трудно сказать о конкретных ситуациях, так как есть разная аналитика).

Самое сложное, с чем столкнулись девушки — это технический аудит. Так как сама 6 лет делала технические аудиты, то смогла «набить руку». Со стороны видела, что помощницам было сложно осваивать этот тип работы.

В целом, на обучение понадобилось около трех месяцев. Изначально понимала, что будет активная «фаза» с моей помощью. Но постепенно вопросов становилось все меньше и меньше. Соответственно, я меньше контролировала процессы, а они самостоятельно выполняли задачи.

Кроме этого, у меня нет строго контроля за рабочим временем и процессами. Мы договариваемся о дедлайнах для каждой задачи — они самостоятельно строят свои планы, разбирают задачу на этапы и работают.

Не хочу говорить про уровень зарплат помощников. Скажу лишь две вещи:

  • Оплата на уровне рынка (и чуть-чуть выше);

  • Каждые 6-8 месяцев индексирую зарплату в большую сторону.

От первого сообщения до результата: как устроен процесс сотрудничества

Как я уже говорила, ко мне клиенты приходят по «сарафанке». Поэтому есть несколько вариантов, как выстраиваю сотрудничество, но сначала созваниваемся, обсуждаем сайт и выходим на договор.

Важно понимать, что мы можем выходить на разные условия по договору. Например, часто приходят клиенты с сайтами, над которым не работали SEO-специалисты. Иногда достаточно технического аудита и доработок, чтобы дать сайту «толчок» и получить первые результаты. Поэтому за небольшую плату предлагаю соответствующую услугу, ставлю задачу программисту.

На этом этапе смотрим, подходим или нет друг другу. Я смогу узнать клиента, а заказчик посмотрим на работу изнутри, узнает о некоторых нюансах и тонкостях.

Как правило, первый месяц — это стандартные услуги у всех SEO-специалистов. Это технический аудит, сбор семантики, построение стратегии продвижения сайта.

На втором месяце сотрудничества дорабатываю страницы на сайте. Например, могу поменять шаблон страниц, добавить какие-либо блоки и подобное. Только основную работу выполняют другие специалисты — дизайнер все отрисовывает, программист работает с кодом.

Когда все готово, переходим к следующему этапу — закупка ссылок, накрутка поведенческих факторов. Как правило, это происходит на третьем месяце сотрудничества.

«Последнее нужно делать только на готовый оптимизированный сайт. В противном случае, это пустая трата денег и времени»

Светлана Кулачка, SEO-специалист

Сейчас рассказала о том, что делаю в целом. Но у меня нет определенных шаблонов и четко выверенных этапов. Поэтому индивидуально смотрю на каждый проект. Например, если за 1 месяц можно получить существенные результаты, то укладываюсь в это время.

Директ vs SEO: когда пришлось выбирать

Примерно, полтора года настраивала контекстную рекламу для клиентов. У меня были результаты, но пришлось выбирать, т.к. невозможно усидеть на двух стульях одновременно. Я остановилась на SEO-продвижении.

«Невозможно одновременно работать с двумя направлениями. Ежедневно вываливается огромная масса информации по Директу и SEO одновременно. Как следствие, страдает одно из направлений»

Светлана Кулачка, SEO-специалист

Если сравнивать два направления, мне интересно продвигать сайты. Только я не поставила Директ на полный «стоп». Если ко мне приходят клиенты с запросами на контекстную рекламу, то передаю их своему партнеру.

Партнер 7-8 лет работает в маркетинге. У него больше опыта, чем у меня. Поэтому мне проще передать, чем самостоятельно настраивать рекламу. Мы договорились на работу за процент.

На рынке есть две схемы сотрудничества:

  • Разовая оплата за 1 месяц работы — 50% от суммы.
  • Ежемесячная оплата в течение всего времени работы с клиентом — 15% от суммы.

Это примерный процент по рынку. У разных специалистов может отличаться процент. Скажу лишь то, что такой подход работает. Это выгодно и для партнеров и для клиентов.

Важный момент: я не просто передаю контакт клиента, а сначала узнаю задачу, подробности. Мне надо понимать, с каким запросом пришел клиент, какую-то вводную информацию. Возможно, клиент хочет не реальных результатов. Следовательно, маркетолог не возьмется за работу.

Когда узнаю вводную информацию, то передаю клиента партнеру. Дальше они обсуждают детали, подробности и приступают к работе.

Вы прочитали историю Светланы Кулачка. Она работала в банке, а затем перешли в SEO. Начинала с помощницы SEO-специалисты. Сейчас у неё небольшая команда.

Статья написана для канала «Удаленщики (вза)паре». Я беру интервью у людей, которые работают на удаленке. Каждая статья — реальная история с трудностями, сложностями и успехами. Главное — уникальный путь простого удаленщика.

На канале публикую анонсы, мемы (куда же без них), фотографии от удаленщиков и и то, что не вошло в статьи. Подписывайтесь на Удаленщиков (вза)паре. Только реальные истории, только хардкор (ну почти).

10
6 комментариев