{"id":13754,"url":"\/distributions\/13754\/click?bit=1&hash=45df24e35b9b6bb5f92ebc2bb2fa29f4eca481cf0ea0a460238620e2f8b1f176","title":"\u0421\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u0441\u044c \u0441 \u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d\u043e\u043c \u0444\u043e\u0440\u043c\u044b \u0440\u0435\u0433\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"8933abea-af83-5427-9245-220aa01c8f3d","isPaidAndBannersEnabled":false}

«В ASO мой фиксированный оклад вырос на 110%», — почему SEO-специалисты уходят в ASO

Поисковые алгоритмы становятся сложнее, конкуренция на рынке труда усиливается, а зарплаты не растут. С этими проблемами сталкиваются SEO-специалисты, поэтому часто уходят работать в поисковую оптимизацию приложений (ASO).

В статье мы сравнили сферы SEO и ASO, проанализировали ситуацию на рынке труда, а также узнали мнения специалистов о проблемах в SEO.

Cодежание

Что такое ASO и SEO и чем они отличаются

SEO (Search Engine Optimization, поисковая оптимизация) — это комплекс действий, направленный на рост позиций сайта в выдаче поисковых систем: Google, Yandex, Bing и других.

Чтобы добиться роста позиций в поиске, SEO-специалист наращивает ссылочную массу, работает над удобством сайта, оптимизирует контент.

ASO (App Store Optimization, поисковая оптимизация приложений) — процесс улучшения видимости и оптимизации конверсии из просмотра в установку в магазинах приложений: App Store, Google Play, AppGallery и других.

Чтобы приложение получало более высокие позиции, важно работать над его текстовыми метаданными: названием, подзаголовком, ключевыми словами, описанием. Для увеличения конверсий нужно также оптимизировать визуальные метаданные: иконку, скриншоты и видеопревью.

ASO часто называют «SEO для приложения», но на самом деле, эти понятия различаются.

Рассмотрим главные отличия SEO и ASO:

1. Цель оптимизации

В SEO главная цель специалиста — улучшить ранжирование сайта в поиске и вывести его в топ по ключевым словам.

Тогда как ASO-специалист должен не только влиять на позиции приложения, но и повышать конверсию из просмотра в установку.

2. Факторы ранжирования

На ранжирование сайта в поисковых системах влияет огромное количество параметров. По данным Backlinko, таких факторов около 200.

Перечислим некоторые из внутренних (on-page) и внешних (off-page) факторов.

На ранжирование приложения влияют метаданные, а также некоторые внешние факторы.

3. Поле работы

SEO-специалисту приходится работать со всем сайтом: его внешней и внутренней оптимизацией. Он выполняет технический аудит, работает над юзабилити, собирает семантическое ядро, ставит ТЗ копирайтерам и дизайнерам.

ASO-специалист не занимается улучшением самого приложения, а направляет все силы на оптимизацию метаданных.

Однако важно помнить, что из-за багов в приложении может увеличиться количество удалений и упасть рейтинг. Это приведёт к падению позиций и снижению конверсии. Поэтому ASO будет работать слабее, если в приложении много проблем. Подробнее о том, какие ещё факторы влияют на эффективность оптимизации, читайте в статье.

Специалисты, которые имеют опыт работы как в SEO, так и в ASO, дали комментарии о различиях этих сфер.

Часто ASO-специалист легче добивается желаемых результатов, так как процесс сбора ключей и подготовки метаданных может выполнить самостоятельно, без привлечения копирайтеров. Для SEO нужно производство гораздо большего количества контента и без привлечения копирайтеров не обойтись.

Мария Брыкина, SEO-специалист

Алгоритмы ранжирования магазинов приложений более справедливы и органический трафик распределяется по понятным критериям. Кроме того, в ASO больше творчества: гипотез и экспериментов.

Марина Троянова, Lead ASO

Сложность алгоритмов, недоверие заказчиков, монополия поисковиков — серьёзные проблемы SEO

Сейчас приоритетные позиции в выдаче отдаются крупным сайтам и порталам, и небольшим компаниям трудно пробиться в топ поисковиков. Проблема SEO заключается в сложности алгоритмов, которые за последние годы изменились ещё больше. На рынке также много неквалифированных кадров, а многие заказчики не доверяют SEO-специалистам и не выполняют рекомендации. Об этих и других проблемах нам рассказали эксперты.

Я вижу следующие проблемы в сфере SEO:

1. Алгоритмы поисковых систем. Поисковые алгоритмы становятся умнее, быстрее распознают искусственные изменения в контенте и коде. Это сильно усложняет работу SEO-специалистами.

2. Платный трафик. Огромное место в поисковой выдаче занимают блоки с рекламой, которых становится больше. Как бы SEO-специалист ни старался вывести в топ релевантные страницы сайта, первые места уже заняты.

3. Сомнения клиента. Каждый второй обязательно спросит: «А SEO точно живо?». SEO может приносить хорошие результаты, но специалистам требуется очень много сил и времени, чтобы это доказать. Зачастую клиент не готов тратить бюджет и ждать результата, а хочет «здесь и сейчас».

4. Низкоквалифицированные специалисты. Из-за большого количества SEO-школ с некачественным обучением мы получаем людей с шаблонными теоретическими знаниями. Большинству работодателей требуется человек с опытом и кейсами, поэтому начинающие специалисты могут столкнуться с проблемой поиска работы.

Аделина Ибрагимова, ASO manager, DevGame

По моему мнению, SEO постепенно теряет смысл, поскольку Google стремится к персонализации выдачи, а Яндекс отдаёт большую часть трафика своим сервисам и партнёрам. Приоритет остаётся у крупных сайтов и порталов. Небольшим сайтам, которых много на рынке, становится всё сложнее пробиться в топ.

Марина Троянова, Lead ASO

Никому до конца не понятно, как работает SEO. Проект может стать неудачным не смотря на правильные действия SEO-специалиста. Зачастую заказчики не внедряют рекомендации по SEO, либо делают это очень медленно и при этом ждут слишком быстрых результатов.

Мария Брыкина, SEO-специалист

В последние 2 года периодичность выхода новых алгоритмов в SEO заметно выросла. Делать предположения, что именно повлияло на рост или падение в SEO, стало ещё сложнее. Сейчас найти свободную нишу или пробиться на какие-то позиции молодому сайту практически невозможно, даже с крупным бюджетом.

Многие заказчики требуют гарантий результата в первый же месяц. Некоторые до сих пор думают, что для роста сайта не нужны вложения в софт, ссылки и заказ текстов. Заказчики могут менять что-то на сайте из-за собственных предпочтений, а не на основе аналитики данных.

Глеб Таптунов, ASO-специалист, Lemel Labs

Сейчас Google старается ответить пользователю в поисковой выдаче, не отдавая клики и трафик на сайты.

Алгоритмы поисковиков с каждым годом становятся всё жёстче. Но думаю, что с алгоритмами магазинов приложений со временем будет тоже самое.

Илья Гиржа, Middle SEO specialist, Autodoc

Основная проблема SEO — позиция многих клиентов: «технические задания выполнять не буду, информацию не предоставлю, но хочу топ-3».

В таких случаях как бы SEO-специалист ни старался продвинуть сайт, без участия заказчика это сделать практически невозможно. Не раз были ситуации, когда клиент не предоставлял цены товаров или не готов был оплачивать работу программиста. Из-за чего не получал ожидаемо хорошего результата и винил во всём SEO-специалиста.

Сейчас я работаю ASO-специалистом в продуктовой компании, и у нас все не просто заинтересованы в развитии продукта, а принимают активное участие в процессе продвижения.

Если возникает какая-то проблема или нужны новые идеи, я могу рассчитывать на помощь своей команды. Не будет такого абсурда, что кто-то не захочет исправлять баг в приложении. Все понимают, что это важно. Для меня такой подход — основное преимущество.

Екатерина Асмоловская, ASO-специалист, Easybrain

При переходе из SEO в ASO зарплата может увеличиться

По статистике сайта russia.trud.com сейчас средняя зарплата SEO-специалиста — около 36 000 руб. в месяц.

По данным trud.ru, уровень зарплат SEO-специалиста падает. За год он снизился на 37%: с 54 548 руб. в январе 2020-го до 34 162 руб. в феврале 2021-го.

Средний уровень зарплат SEO-специалистов в России trud.com

На российском рынке нет официальной статистики по зарплатам ASO-специалиста, поскольку направление только начинает развиваться. Мы проанализировали около 30 вакансий ASO-специалиста и узнали, что средняя зарплата — 80 000 рублей.

Однако зарплата сильно зависит от навыков и опыта работы. Так, опытный ASO-специалиста может зарабатывать до 200 000 руб.

Выпускники Asodesk Academy отмечают, что после начала работы в ASO их зарплата увеличилась.

После смены профессии мой фиксированный оклад вырос на 110%. Вместе с подработками я стала получать около $2 500.

Марина Троянова, Lead ASO

Зарплата увеличилась почти в 2 раза, и это, конечно же, очень радует. Работа действительно стала приносить больше удовольствия. Я понимаю, что мою работу ценят, и это очень мотивирует. Мне нравятся люди, которые меня окружают. Я вижу, как можно вырасти, в какую сторону двигаться, нет ощущения, что я трачу время впустую.

Екатерина Асмоловская, ASO-специалист, Easybrain

Разница в оплате видна и на международном рынке фриланса. Мы проанализировали 100 резюме фрилансеров на сайте upwork.com и выяснили, что в среднем услуги ASO-специалиста стоят около $50 в час.

ASO-специалисты биржи Upwork

Тогда как услуги SEO-специалиста — около $40.

SEO-специалисты на Upwork

На одну вакансию претендует около трёх SEO-специалистов

Согласно исследованию HeadHunter, с января по апрель 2021 года hh.индекс вакансии SEO-специалиста составлял 3,2. Это значит, что на одну вакансию SEO-специалиста в среднем по России претендует 3,2 человека.

Во многих регионах этот показатель выше, например, в Рязанской области он достигал 12,5 человек на место.

hh.индекс на позицию SEO-специалистов hh.ru

Конкуренция в сфере SEO продолжает расти. В 2014 году средний hh.индекс был 2,7, а в 2018 — 2,8. Когда мы готовили статью, на hh.ru было открыто 459 резюме SEO-специалиста.

На рынке ASO наоборот не хватает кадров. Руководители отделов ASO в Mail.ru Group, Belka Games, SplitMetrics, ZiMAD отмечают, что поиск квалифицированного человека может длиться до года.

При этом руководители отдела ASO в Belka Games и BP Mobile отметили, что готовы брать специалиста без опыта, если они окончили обучение, имеют хорошую теоретическую базу и практические навыки.

Выпускники курса Asodesk Academy рассказали, что после обучения их пригласили на работу партнёры курса по трудоустройству, которые заинтересованы в кадрах.

Предложения по работе стали приходить сразу после обучения в Asodesk Academy. Я стал совмещать направления по SEO и ASO в своей компании, поэтому работу не искал. Но думаю, что мог бы найти работу за 1-2 месяца. Моя зарплата также выросла на 20%.

Артём Гвоздев, SEO manager, Wargaming.net

Первые проекты в ASO я делала бесплатно для портфолио. Через 3 месяца нашла первую оплачиваемую работу в ASO, а во время обучения в Asodesk Academy мне предложили должность ASO-лида.

Марина Троянова, Lead ASO

Важное преимущество сферы ASO — быстрый карьерный рост.

Я пришла в компанию на позицию стажёра, после чего выросла до junior и middle-специалиста. Мне потребовалось 7 месяцев работы на карьерный рост. Следующий этап — Lead в небольшой команде ASO-менеджеров.

Аделина Ибрагимова, ASO manager, DevGame

Компании часто ищут специалистов, которые имеют навыки и SEO, и ASO.

Я совмещаю работу в SEO и ASO. Многие работодатели начинают искать SEO-специалистов с опытом в ASO. Думаю, что этот тренд станет ещё сильнее.

Поэтому я советую SEO-специалистам посмотреть по сторонам: сейчас в SEO действительно актуальна проблема «профессиональной тесноты». ASO во многом помогает расширить свои профессиональные компетенции.

Дмитрий Ромазанов, Head of SEO, SOKOLOV

В задачах ASO-специалиста больше экспериментов

Мы сравнили задачи SEO и ASO-специалистов, чтобы понять основные различия.

В перечень задач по SEO входит:

  • технический аудит сайта;
  • анализ конкурентов;
  • разработка плана поисковой оптимизации;
  • создание семантического ядра и кластеризация запросов;
  • внутреняя оптимизация сайта и улучшение юзабилити;
  • составление рекомендаций разработчикам по технической оптимизации сайта;
  • анализ результатов SEO;
  • мониторинг поисковых аглоритмов.

На показатели SEO в большей степени влияют технические данные. Поэтому специалисту нужно проводить технический аудит сайта, улучшать юзабилити, создавать качественный ссылочный профиль.

Рассмотрим задачи ASO-специалиста. К ним относится:

  • сбор семантического ядра;
  • регулярное проведение оптимизации;
  • измерение эффективности поисковой оптимизации;
  • локализация страницы приложения на новые языки;
  • подготовка метаданных;
  • мониторинг поисковых запросов.
  • анализ ASO-стратегии конкурентов;
  • анализ эффективность продвижения и подготовка отчётов.

ASO-специалисты активно используют A/B-тестирование, чтобы найти наиболее эффективные варианты метаданных. Часто даже небольшие изменения в текстовой и визуальной оптимизации помогают значительно увеличить установки и конверсию страницы приложения.

Например, изменение английской надписи на португальскую для иконки приложения в Бразилии помогло увеличить количество установок в 2 раза.

В отличие от ASO, в SEO сложнее проводить A/B-тестирование. На результаты SEO может повлиять множество внешних факторов, которые не зависят от специалиста. Поэтому если для вас важно наглядно видеть эффективность работы, советуем присмотреться к сфере ASO.

В ASO, также как и в SEO, нужно ориентироваться на алгоритмы, но профессия требует более творческого подхода. Мне нравится, что можно работать с визуалами, выдвигать гипотезы, проводить A/B-тестирование, пробовать новые фичи. В SEO не оставалось времени на эксперименты, был вечный хакатон по работе с ссылочным профилем, семантикой.

Глеб Таптунов, ASO-специалист, Lemel Labs

Я проработала в SEO 2 года и в какой-то момент упёрлась в потолок. Хотелось тестировать новые фишки, которые появлялись в SEO, пробовать разные подходы. Но некоторые из них довольно рискованные и не все клиенты хотели в этом участвовать.

Тогда я решила поменять сферу на ASO. Я понимала, что будет много новой информации, и задач, а также работа над крупными международными проектами, которой мне не хватало.

Екатерина Асмоловская, ASO-специалист, Easybrain

Знания из SEO помогают в ASO

Специалисты отмечают, что знания из SEO пригодились для сбора семантического ядра и подготовки метаданных.

Cбор семантического ядра для ASO — это пешая прогулка для тех, кто работал в SEO.

Глеб Таптунов, ASO-специалист, Lemel Labs

Навык подбора ключевых слов очень помогает в ASO. Техника схожа, отличаются только инструменты подбора.

Мария Брыкина, SEO-специалист

В ASO очень пригодилось понимание того, как составлять метаданные, писать тексты и анализировать конкурентов, которое пришло из SEO.

Екатерина Асмоловская, ASO-специалист, Easybrain

Если вы устали от SEO, советуем присмотреться к ASO и расширить свою сферу деятельности. С помощью навыков поисковой оптимизации приложений вы сможете увеличить свою зарплату, стать более востребованным на рынке и начать работу с международными проектами.

Узнать больше о профессии ASO-специалиста поможет бесплатная онлайн-лекция курса Asodesk Academy. 14 сентября мы разберём базовые принципы ASO, расскажем, каким приложениям нужна поисковая оптимизация. Во время лекции вы поймёте, подойдёт ли вам профессия ASO-специалиста.

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Амбиент Музыкантов

"Например, изменение английской надписи на португальскую для иконки приложения в Бразилии помогло увеличить количество установок в 2 раза"

Я вас, наверное, удивлю, но если на русскоязычном сайте все названия будут на китайском, а потом их поменять на русский - то трафик тоже внезапно увеличится. Магия!

Ответить
Развернуть ветку
Beata Sakcharova

Но вас ведь не смущают англоязычные названия вроде Apple, Pizza Hut, Burger King. У них на логотипах во всем мире такие названия. Английский всё же международный язык.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пыхтин

"Изменение английской надписи на бразильскую..". Бразильский язык он такой, да.

Ответить
Развернуть ветку
Аналитик Толян

Очередная инфоцыганщина.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Cloud

Вы правы)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

Мда..  Похоже пора менять сферу деятельности

Ответить
Развернуть ветку
Sambur Alexandr

"Сейчас найти свободную нишу или пробиться на какие-то позиции молодому сайту практически невозможно, даже с крупным бюджетом."

Как это мне  только удаётся делать сайты без огромного бюджета (платя только за хостинг и домен) имея только базовые знания по СЕО на которых есть нормальная посещалка понятия не имею, вы точно специалисты по СЕО, что даже огромные бюджеты не помогают?))

Ответить
Развернуть ветку
Раися Вперде

я правильно понимаю что после разового внедрения стандартных практик aso превращается в бесконечный рерайтинг одного и того же текста?

Ответить
Развернуть ветку
Asodesk
Автор

Здравствуйте! Нужно минимум 6-8 итераций, чтобы вывести приложение в топ App Store и Google Play. Поэтому вам много раз придётся подбирать собирать семантическое ядро и искать новые запросы. Просто чтобы найти запросы, которые дают хорошие позиции, нужно 2-3 итерации. Мы рассказали подробнее про итерации в статье: https://ru.asodesk.com/blog/how-can-iterations-help-specialist-in-app-store-optimization/

Также нужно регулярно строить гипотезы и проводить A/B-тестирование, искать лучшие варианты названия, описания, иконки и скриншотов. Иногда даже небольшие изменения могут значительно повлиять на конверсию и количество установок. Подробнее о поиске гипотез в ASO можно узнать в статье: https://ru.asodesk.com/blog/checklist-for-finding-app-growth-hypotheses/

Так что скучать точно не придётся, работа не превратится в рутину и бесконечный рерайтинг. Хороший ASO-специалист найдёт новые гипотезы для развития приложения) 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

лучше расскажите, как надо мотив лить) 
неужели одним переписыванием меты и описания можно вывести приложение в топ?))

Ответить
Развернуть ветку
Asodesk
Автор

Если помимо ASO использовать другие методы продвижения, то можно вывести приложение в топ быстрее) У нас был вебинар по мотивированному трафику, можно посмотреть тут: https://www.youtube.com/watch?v=xnR-uCX486s

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

Напомнило сцену из Крестного отца, где главы семей обсуждают можно ли мафиози торговать наркотиками. Долго спорили и в итоге решили, что раз там можно заработать денег, то нужно участвовать, но продавать будут только и только в бедных кварталах, только цветным и нельзя продавать детям.

Ответить
Развернуть ветку
Asodesk
Автор

Очень забавное сравнение😂
Но в отличии от наркотиков, мотив не причиняет вред другим людям) 

Ответить
Развернуть ветку
Beata Sakcharova

Как правило, работа даже с одним приложением предполагает выход на новые рынки, соответственно локализацию страниц приложений. Под каждую локаль создаются отдельные метаданные текстовые и визуальные. Тут помимо того, что нужно оптимальные ключи подобрать, ещё и учесть особенности культур. Ну и как написали выше, это постоянный анализ-гипотезы-тестирование-корректировки. Поэтому вы очень всё упростили с рерайтом одного текста, они всё время меняются))

Ответить
Развернуть ветку
Амбиент Музыкантов

Короче, как я понял, ASO - это SEO на минималках. Хехе.

Ответить
Развернуть ветку
SEO-Шмео

ASO это не только поднять в топ и дать норм скачать.
Оптимизация страниц в сторах занимает пару дней. Есть хаки, но о них могу рассказать платно. 
Два дня работы и в топе:

Ответить
Развернуть ветку
Константин Исакин

А через что собирают семантику в ASO, парсят подсказки или еще какие то варианты есть?

Ответить
Развернуть ветку
Asodesk
Автор

Семантическое ядро собирают через ASO-сервисы. Например, в Asodesk есть лента бесконечная лента, которая предлагает разные варианты ключевых слов.

Вы также можете проанализировать запросы, по которым ранжируются ваши конкуренты и увидеть примерное количество установок по каждому из запросов (Organic Report).

Есть также автоматические подсказки (Keyword Auto-Suggestions), они показывают:
- наиболее популярные запросы, которые подходят для вашего приложения;
- ключевые слова, которые дают установки вашим конкурентам;
- long-tail запросы;
- ключевые слова, по которым меньше всего конкуренции;
- ключевые слова, подходящие для продвижения в топ с помощью мотива;
- ключевые слова, которые должны стать трендовыми и попасть на главный экран поиска.

Подробнее о том, как собирать семантическое ядро в ASO, можно узнать в статье:  https://ru.asodesk.com/blog/step-by-step-guide-of-building-semantic-core/

Ответить
Развернуть ветку
โอเล-ก สีเงิน

Я SEO и меня заинтересовала эта статья, т.к. никогда не слышал об ASO. Посмотрел в LinkedIn - почти никаких вакансий. Как это понимать?
Наверное, ASO просто одна из задач SEO (вроде оптимизации Landing Page) и никому в голову не приходит называть ASO отдельной профессией?..

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Маньшина

Нет, ASO (App store optimization) - это отдельная тема. В узком смысле речь идёт об увеличении видимости приложения или игры в магазине приложений. В широком - о комплексе мероприятий, включающем разные каналы.

Ответить
Развернуть ветку
โอเล-ก สีเงิน

Так почему на LinkedIn нет спроса на эту "специальность"?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Gvozdev

значит вы плохо искали) 

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Маньшина

Не бываю на LinkedIn и не могу за него ничего сказать. Но рискну предположить, что по следующей причине: ASO - всего лишь часть маркетинга мобильных приложений и одна из функций "мобильного" маркетолога.

Ответить
Развернуть ветку
Beata Sakcharova

Если смотреть в LinkedIn, то много вакансий по ASO есть в Германии. Ещё если рассматривать работу зарубежом, то недавно появился такой ресурс: https://asojobs.com/

Если речь об СНГ,  то на канале Asodesk раз в неделю выходит дайджест вакансий по ASO: https://t.me/ASO_RU
И ещё есть канал «ASO работа»: https://t.me/asorabota 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Seo, это зашквар

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Семенов

Зашквар это когда ты это не понимаешь. А если ты знаешь способы и возможности это идеальный вариант стоить бизнес на 2-3 года в перед.

Ответить
Развернуть ветку
Alex R

всё познается в сравнении. а что не зашквар? контекстная реклама? таргет? зашквар для любых тематик?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Все не зашквар, а seo зашквар. Сеошники, все как один — отморозки

Ответить
Развернуть ветку
Alex R

хм... а вы простите, сами чем занимаетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Alex R

Честно говоря не совсем понимаю как можно работать ASO-специалистом весь день и на полную ставку. частенько вижу что ASO-специалист совмещает работу по другой специальности. И складывается впечатление что ASO находится на том же пути, на котором был SEO лет 20-25 назад. Факторов влияющих на ASO гораздо меньше чем на SEO. В SEO одних ключей мало. А поводу перевода в ASO вызывает смех, как будто можно было поступить иначе. 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 31 комментарий
null