«В ASO мой фиксированный оклад вырос на 110%», — почему SEO-специалисты уходят в ASO

Поисковые алгоритмы становятся сложнее, конкуренция на рынке труда усиливается, а зарплаты не растут. С этими проблемами сталкиваются SEO-специалисты, поэтому часто уходят работать в поисковую оптимизацию приложений (ASO).

В статье мы сравнили сферы SEO и ASO, проанализировали ситуацию на рынке труда, а также узнали мнения специалистов о проблемах в SEO.

Cодежание

Что такое ASO и SEO и чем они отличаются

SEO (Search Engine Optimization, поисковая оптимизация) — это комплекс действий, направленный на рост позиций сайта в выдаче поисковых систем: Google, Yandex, Bing и других.

Чтобы добиться роста позиций в поиске, SEO-специалист наращивает ссылочную массу, работает над удобством сайта, оптимизирует контент.

ASO (App Store Optimization, поисковая оптимизация приложений) — процесс улучшения видимости и оптимизации конверсии из просмотра в установку в магазинах приложений: App Store, Google Play, AppGallery и других.

Чтобы приложение получало более высокие позиции, важно работать над его текстовыми метаданными: названием, подзаголовком, ключевыми словами, описанием. Для увеличения конверсий нужно также оптимизировать визуальные метаданные: иконку, скриншоты и видеопревью.

«В ASO мой фиксированный оклад вырос на 110%», — почему SEO-специалисты уходят в ASO

ASO часто называют «SEO для приложения», но на самом деле, эти понятия различаются.

Рассмотрим главные отличия SEO и ASO:

1. Цель оптимизации

В SEO главная цель специалиста — улучшить ранжирование сайта в поиске и вывести его в топ по ключевым словам.

Тогда как ASO-специалист должен не только влиять на позиции приложения, но и повышать конверсию из просмотра в установку.

2. Факторы ранжирования

На ранжирование сайта в поисковых системах влияет огромное количество параметров. По данным Backlinko, таких факторов около 200.

Перечислим некоторые из внутренних (on-page) и внешних (off-page) факторов.

«В ASO мой фиксированный оклад вырос на 110%», — почему SEO-специалисты уходят в ASO

На ранжирование приложения влияют метаданные, а также некоторые внешние факторы.

«В ASO мой фиксированный оклад вырос на 110%», — почему SEO-специалисты уходят в ASO

3. Поле работы

SEO-специалисту приходится работать со всем сайтом: его внешней и внутренней оптимизацией. Он выполняет технический аудит, работает над юзабилити, собирает семантическое ядро, ставит ТЗ копирайтерам и дизайнерам.

ASO-специалист не занимается улучшением самого приложения, а направляет все силы на оптимизацию метаданных.

Однако важно помнить, что из-за багов в приложении может увеличиться количество удалений и упасть рейтинг. Это приведёт к падению позиций и снижению конверсии. Поэтому ASO будет работать слабее, если в приложении много проблем. Подробнее о том, какие ещё факторы влияют на эффективность оптимизации, читайте в статье.

Специалисты, которые имеют опыт работы как в SEO, так и в ASO, дали комментарии о различиях этих сфер.

Часто ASO-специалист легче добивается желаемых результатов, так как процесс сбора ключей и подготовки метаданных может выполнить самостоятельно, без привлечения копирайтеров. Для SEO нужно производство гораздо большего количества контента и без привлечения копирайтеров не обойтись.

Мария Брыкина, SEO-специалист

Алгоритмы ранжирования магазинов приложений более справедливы и органический трафик распределяется по понятным критериям. Кроме того, в ASO больше творчества: гипотез и экспериментов.

Марина Троянова, Lead ASO

Сложность алгоритмов, недоверие заказчиков, монополия поисковиков — серьёзные проблемы SEO

Сейчас приоритетные позиции в выдаче отдаются крупным сайтам и порталам, и небольшим компаниям трудно пробиться в топ поисковиков. Проблема SEO заключается в сложности алгоритмов, которые за последние годы изменились ещё больше. На рынке также много неквалифированных кадров, а многие заказчики не доверяют SEO-специалистам и не выполняют рекомендации. Об этих и других проблемах нам рассказали эксперты.

Я вижу следующие проблемы в сфере SEO:

1. Алгоритмы поисковых систем. Поисковые алгоритмы становятся умнее, быстрее распознают искусственные изменения в контенте и коде. Это сильно усложняет работу SEO-специалистами.

2. Платный трафик. Огромное место в поисковой выдаче занимают блоки с рекламой, которых становится больше. Как бы SEO-специалист ни старался вывести в топ релевантные страницы сайта, первые места уже заняты.

3. Сомнения клиента. Каждый второй обязательно спросит: «А SEO точно живо?». SEO может приносить хорошие результаты, но специалистам требуется очень много сил и времени, чтобы это доказать. Зачастую клиент не готов тратить бюджет и ждать результата, а хочет «здесь и сейчас».

4. Низкоквалифицированные специалисты. Из-за большого количества SEO-школ с некачественным обучением мы получаем людей с шаблонными теоретическими знаниями. Большинству работодателей требуется человек с опытом и кейсами, поэтому начинающие специалисты могут столкнуться с проблемой поиска работы.

Аделина Ибрагимова, ASO manager, DevGame

По моему мнению, SEO постепенно теряет смысл, поскольку Google стремится к персонализации выдачи, а Яндекс отдаёт большую часть трафика своим сервисам и партнёрам. Приоритет остаётся у крупных сайтов и порталов. Небольшим сайтам, которых много на рынке, становится всё сложнее пробиться в топ.

Марина Троянова, Lead ASO

Никому до конца не понятно, как работает SEO. Проект может стать неудачным не смотря на правильные действия SEO-специалиста. Зачастую заказчики не внедряют рекомендации по SEO, либо делают это очень медленно и при этом ждут слишком быстрых результатов.

Мария Брыкина, SEO-специалист

В последние 2 года периодичность выхода новых алгоритмов в SEO заметно выросла. Делать предположения, что именно повлияло на рост или падение в SEO, стало ещё сложнее. Сейчас найти свободную нишу или пробиться на какие-то позиции молодому сайту практически невозможно, даже с крупным бюджетом.

Многие заказчики требуют гарантий результата в первый же месяц. Некоторые до сих пор думают, что для роста сайта не нужны вложения в софт, ссылки и заказ текстов. Заказчики могут менять что-то на сайте из-за собственных предпочтений, а не на основе аналитики данных.

Глеб Таптунов, ASO-специалист, Lemel Labs

Сейчас Google старается ответить пользователю в поисковой выдаче, не отдавая клики и трафик на сайты.

Алгоритмы поисковиков с каждым годом становятся всё жёстче. Но думаю, что с алгоритмами магазинов приложений со временем будет тоже самое.

Илья Гиржа, Middle SEO specialist, Autodoc

Основная проблема SEO — позиция многих клиентов: «технические задания выполнять не буду, информацию не предоставлю, но хочу топ-3».

В таких случаях как бы SEO-специалист ни старался продвинуть сайт, без участия заказчика это сделать практически невозможно. Не раз были ситуации, когда клиент не предоставлял цены товаров или не готов был оплачивать работу программиста. Из-за чего не получал ожидаемо хорошего результата и винил во всём SEO-специалиста.

Сейчас я работаю ASO-специалистом в продуктовой компании, и у нас все не просто заинтересованы в развитии продукта, а принимают активное участие в процессе продвижения.

Если возникает какая-то проблема или нужны новые идеи, я могу рассчитывать на помощь своей команды. Не будет такого абсурда, что кто-то не захочет исправлять баг в приложении. Все понимают, что это важно. Для меня такой подход — основное преимущество.

Екатерина Асмоловская, ASO-специалист, Easybrain

При переходе из SEO в ASO зарплата может увеличиться

По статистике сайта russia.trud.com сейчас средняя зарплата SEO-специалиста — около 36 000 руб. в месяц.

По данным trud.ru, уровень зарплат SEO-специалиста падает. За год он снизился на 37%: с 54 548 руб. в январе 2020-го до 34 162 руб. в феврале 2021-го.

Средний уровень зарплат SEO-специалистов в России trud.com
Средний уровень зарплат SEO-специалистов в России trud.com

На российском рынке нет официальной статистики по зарплатам ASO-специалиста, поскольку направление только начинает развиваться. Мы проанализировали около 30 вакансий ASO-специалиста и узнали, что средняя зарплата — 80 000 рублей.

Однако зарплата сильно зависит от навыков и опыта работы. Так, опытный ASO-специалиста может зарабатывать до 200 000 руб.

«В ASO мой фиксированный оклад вырос на 110%», — почему SEO-специалисты уходят в ASO

Выпускники Asodesk Academy отмечают, что после начала работы в ASO их зарплата увеличилась.

После смены профессии мой фиксированный оклад вырос на 110%. Вместе с подработками я стала получать около $2 500.

Марина Троянова, Lead ASO

Зарплата увеличилась почти в 2 раза, и это, конечно же, очень радует. Работа действительно стала приносить больше удовольствия. Я понимаю, что мою работу ценят, и это очень мотивирует. Мне нравятся люди, которые меня окружают. Я вижу, как можно вырасти, в какую сторону двигаться, нет ощущения, что я трачу время впустую.

Екатерина Асмоловская, ASO-специалист, Easybrain

Разница в оплате видна и на международном рынке фриланса. Мы проанализировали 100 резюме фрилансеров на сайте upwork.com и выяснили, что в среднем услуги ASO-специалиста стоят около $50 в час.

ASO-специалисты биржи Upwork
ASO-специалисты биржи Upwork

Тогда как услуги SEO-специалиста — около $40.

SEO-специалисты на Upwork
SEO-специалисты на Upwork

На одну вакансию претендует около трёх SEO-специалистов

Согласно исследованию HeadHunter, с января по апрель 2021 года hh.индекс вакансии SEO-специалиста составлял 3,2. Это значит, что на одну вакансию SEO-специалиста в среднем по России претендует 3,2 человека.

Во многих регионах этот показатель выше, например, в Рязанской области он достигал 12,5 человек на место.

hh.индекс на позицию SEO-специалистов hh.ru
hh.индекс на позицию SEO-специалистов hh.ru

Конкуренция в сфере SEO продолжает расти. В 2014 году средний hh.индекс был 2,7, а в 2018 — 2,8. Когда мы готовили статью, на hh.ru было открыто 459 резюме SEO-специалиста.

На рынке ASO наоборот не хватает кадров. Руководители отделов ASO в Mail.ru Group, Belka Games, SplitMetrics, ZiMAD отмечают, что поиск квалифицированного человека может длиться до года.

При этом руководители отдела ASO в Belka Games и BP Mobile отметили, что готовы брать специалиста без опыта, если они окончили обучение, имеют хорошую теоретическую базу и практические навыки.

Выпускники курса Asodesk Academy рассказали, что после обучения их пригласили на работу партнёры курса по трудоустройству, которые заинтересованы в кадрах.

Предложения по работе стали приходить сразу после обучения в Asodesk Academy. Я стал совмещать направления по SEO и ASO в своей компании, поэтому работу не искал. Но думаю, что мог бы найти работу за 1-2 месяца. Моя зарплата также выросла на 20%.

Артём Гвоздев, SEO manager, Wargaming.net

Первые проекты в ASO я делала бесплатно для портфолио. Через 3 месяца нашла первую оплачиваемую работу в ASO, а во время обучения в Asodesk Academy мне предложили должность ASO-лида.

Марина Троянова, Lead ASO

Важное преимущество сферы ASO — быстрый карьерный рост.

Я пришла в компанию на позицию стажёра, после чего выросла до junior и middle-специалиста. Мне потребовалось 7 месяцев работы на карьерный рост. Следующий этап — Lead в небольшой команде ASO-менеджеров.

Аделина Ибрагимова, ASO manager, DevGame

Компании часто ищут специалистов, которые имеют навыки и SEO, и ASO.

Я совмещаю работу в SEO и ASO. Многие работодатели начинают искать SEO-специалистов с опытом в ASO. Думаю, что этот тренд станет ещё сильнее.

Поэтому я советую SEO-специалистам посмотреть по сторонам: сейчас в SEO действительно актуальна проблема «профессиональной тесноты». ASO во многом помогает расширить свои профессиональные компетенции.

Дмитрий Ромазанов, Head of SEO, SOKOLOV

В задачах ASO-специалиста больше экспериментов

Мы сравнили задачи SEO и ASO-специалистов, чтобы понять основные различия.

В перечень задач по SEO входит:

  • технический аудит сайта;
  • анализ конкурентов;
  • разработка плана поисковой оптимизации;
  • создание семантического ядра и кластеризация запросов;
  • внутреняя оптимизация сайта и улучшение юзабилити;
  • составление рекомендаций разработчикам по технической оптимизации сайта;
  • анализ результатов SEO;
  • мониторинг поисковых аглоритмов.

На показатели SEO в большей степени влияют технические данные. Поэтому специалисту нужно проводить технический аудит сайта, улучшать юзабилити, создавать качественный ссылочный профиль.

Рассмотрим задачи ASO-специалиста. К ним относится:

  • сбор семантического ядра;
  • регулярное проведение оптимизации;
  • измерение эффективности поисковой оптимизации;
  • локализация страницы приложения на новые языки;
  • подготовка метаданных;
  • мониторинг поисковых запросов.
  • анализ ASO-стратегии конкурентов;
  • анализ эффективность продвижения и подготовка отчётов.

ASO-специалисты активно используют A/B-тестирование, чтобы найти наиболее эффективные варианты метаданных. Часто даже небольшие изменения в текстовой и визуальной оптимизации помогают значительно увеличить установки и конверсию страницы приложения.

Например, изменение английской надписи на португальскую для иконки приложения в Бразилии помогло увеличить количество установок в 2 раза.

«В ASO мой фиксированный оклад вырос на 110%», — почему SEO-специалисты уходят в ASO

В отличие от ASO, в SEO сложнее проводить A/B-тестирование. На результаты SEO может повлиять множество внешних факторов, которые не зависят от специалиста. Поэтому если для вас важно наглядно видеть эффективность работы, советуем присмотреться к сфере ASO.

В ASO, также как и в SEO, нужно ориентироваться на алгоритмы, но профессия требует более творческого подхода. Мне нравится, что можно работать с визуалами, выдвигать гипотезы, проводить A/B-тестирование, пробовать новые фичи. В SEO не оставалось времени на эксперименты, был вечный хакатон по работе с ссылочным профилем, семантикой.

Глеб Таптунов, ASO-специалист, Lemel Labs

Я проработала в SEO 2 года и в какой-то момент упёрлась в потолок. Хотелось тестировать новые фишки, которые появлялись в SEO, пробовать разные подходы. Но некоторые из них довольно рискованные и не все клиенты хотели в этом участвовать.

Тогда я решила поменять сферу на ASO. Я понимала, что будет много новой информации, и задач, а также работа над крупными международными проектами, которой мне не хватало.

Екатерина Асмоловская, ASO-специалист, Easybrain

Знания из SEO помогают в ASO

Специалисты отмечают, что знания из SEO пригодились для сбора семантического ядра и подготовки метаданных.

Cбор семантического ядра для ASO — это пешая прогулка для тех, кто работал в SEO.

Глеб Таптунов, ASO-специалист, Lemel Labs

Навык подбора ключевых слов очень помогает в ASO. Техника схожа, отличаются только инструменты подбора.

Мария Брыкина, SEO-специалист

В ASO очень пригодилось понимание того, как составлять метаданные, писать тексты и анализировать конкурентов, которое пришло из SEO.

Екатерина Асмоловская, ASO-специалист, Easybrain

Если вы устали от SEO, советуем присмотреться к ASO и расширить свою сферу деятельности. С помощью навыков поисковой оптимизации приложений вы сможете увеличить свою зарплату, стать более востребованным на рынке и начать работу с международными проектами.

Узнать больше о профессии ASO-специалиста поможет бесплатная онлайн-лекция курса Asodesk Academy. 14 сентября мы разберём базовые принципы ASO, расскажем, каким приложениям нужна поисковая оптимизация. Во время лекции вы поймёте, подойдёт ли вам профессия ASO-специалиста.

4141 показ
2.6K2.6K открытий
33 репоста
31 комментарий

"Например, изменение английской надписи на португальскую для иконки приложения в Бразилии помогло увеличить количество установок в 2 раза"

Я вас, наверное, удивлю, но если на русскоязычном сайте все названия будут на китайском, а потом их поменять на русский - то трафик тоже внезапно увеличится. Магия!

Ответить

Но вас ведь не смущают англоязычные названия вроде Apple, Pizza Hut, Burger King. У них на логотипах во всем мире такие названия. Английский всё же международный язык.

Ответить

"Изменение английской надписи на бразильскую..". Бразильский язык он такой, да.

Ответить

Очередная инфоцыганщина.

Ответить

Вы правы)

Ответить

Мда..  Похоже пора менять сферу деятельности

Ответить

"Сейчас найти свободную нишу или пробиться на какие-то позиции молодому сайту практически невозможно, даже с крупным бюджетом."

Как это мне  только удаётся делать сайты без огромного бюджета (платя только за хостинг и домен) имея только базовые знания по СЕО на которых есть нормальная посещалка понятия не имею, вы точно специалисты по СЕО, что даже огромные бюджеты не помогают?))

Ответить