Новый алгоритм Яндекс.Метрики не фильтрует ботов? Делимся наблюдениями из финансовой сферы

В сентябре 2021 года Яндекс.Метрика анонсировала новый алгоритм, который фильтрует статистику от ботов. Мы изучили статистику посещений нашего сайта и записи Вебвизора и считаем, что алгоритм не справляется. Делимся наблюдением и предлагаем обсудить — что делать?

Credeo — агрегатор залогового кредитования. С января 2021 года мы работаем над увеличением видимости сайта в поисковых системах, так что внимательно смотрим за позициями в поиске и анализируем поведение посетителей, которые из него приходят.

Проблема: в нашей нише в поиске много роботного трафика

В последнее время на позицию сайта в результатах поиска Яндекса сильно влияют поведенческие факторы, то есть то, как пользователь ведёт себя на сайте. Если он совершает конверсионное действие и не возвращается в поиск — это хорошо. Если быстро уходит и продолжает искать — плохо. Чем «лучше» пользователи взаимодействуют со страницей, тем выше она в результатах поиска.

В финансовой сфере высокая конкуренция и большие бюджеты, так что компании часто используют ботов, которые мимикрируют под обычных пользователей. Боты выполняют на сайтах действия, которые могут влиять на ранжирование: листают страницы, переходят по ссылкам. Так роботы накручивают поведенческие характеристики своим страницам, а конкурентам — ухудшают.

Задача поисковых систем — определять таких ботов и не учитывать их при ранжировании. Но наш опыт подсказывает, что этого не происходит. По крайней мере, Яндекс.Метрика принимает ботов за обычных людей и включает их в статистику. Предполагаем, что в алгоритме поиска ситуация не лучше.

Возьмём для примера запрос «автоломбард тёплый стан». Метрика показывает, что по этому запросу на нашем сайте есть периодические всплески визитов из поиска:

Новый алгоритм Яндекс.Метрики не фильтрует ботов? Делимся наблюдениями из финансовой сферы

По нашей метрике в июле, а затем в сентябре–октябре существенно рос трафик по запросу «автоломбард тёплый стан»

При этом статистика Вордстата показывает, что никаких аномалий в это время не должно быть — частота запросов в это время года, наоборот, снижается. Очевидных причин для роста посещений из поиска нет, но визитов больше.

Новый алгоритм Яндекс.Метрики не фильтрует ботов? Делимся наблюдениями из финансовой сферы

Динамика частоты запросов «автоломбард тёплый стан»: в июле и начале осени никаких всплесков нет

Если посмотреть глубже, видна ещё одна проблема: существенная часть запросов идёт совсем не из Тёплого стана. Пушкинский район и Красногорск — на противоположном конце Москвы, Киев — в 850 километрах. Подозрительно.

Новый алгоритм Яндекс.Метрики не фильтрует ботов? Делимся наблюдениями из финансовой сферы

Каждый десятый запрос «автоломбард тёплый стан» — из Киева

Когда мы смотрим записи визитов по этому запросу в Вебвизоре, подозрения только усиливаются. Посетители иногда продолжительно скроллят наверх, когда уже находятся наверху сайта, или листают страницу, когда она перекрыта всплывающим баннером. Обычные люди не смотрят сайты таким образом, а боты — вполне.

Подозрительное происходит и при сравнении статистики Вебмастера и Метрики. Первый сервис показывает 4 визита из поиска, второй — больше 20. Конечно, разница может быть, но не почти в 6 раз.

Данные вебмастера:

Новый алгоритм Яндекс.Метрики не фильтрует ботов? Делимся наблюдениями из финансовой сферы

Данные метрики:

Новый алгоритм Яндекс.Метрики не фильтрует ботов? Делимся наблюдениями из финансовой сферы

Похоже, на сайт регулярно заходят боты — но не краулеры, а те, которые притворяются обычными пользователями. Ничего хорошего от этих посещений мы не ожидаем. Поддержка Яндекса прокомментировать такие визиты не может:

Новый алгоритм Яндекс.Метрики не фильтрует ботов? Делимся наблюдениями из финансовой сферы

«Не могу прокомментировать, кто и с какой целью осуществляет подобные посещения»

Решение от Яндекс.Метрики: фильтрация роботного трафика

В сентябре 2021 года Яндекс анонсировал новый алгоритм Метрики, который должен фильтровать таких ботов. Многие заметили, что трафик после изменений действительно несколько просел — мы тоже. Стало ли лучше на самом деле? Не уверены.

Посмотрим на примере того же запроса «автоломбард тёплый стан»:

Новый алгоритм Яндекс.Метрики не фильтрует ботов? Делимся наблюдениями из финансовой сферы

Количество визитов из поиска до и после появления алгоритма отличается несущественно. Если посмотреть записи этих визитов подробнее, то подозрения только крепнут.

Вот пользователь почти сразу после захода на сайт оказывается на странице с политикой в отношении обработки персональных данных. Хотя ссылки на эту страницу в области видимости нет, да и пользователь не делал характерный для перехода тап

Ещё один пример без тапов: пользователь скроллит сайт, но при этом не дотрагивается до него

В этом визите пользователь долго скроллит наверх — хотя и так находится на самом верху сайта

Здесь пользователь долго изучал калькулятор, но после перехода на страницу с офером резко его пролистывает — хотя это самое важное на странице — и изучает блок с перелинковкой

Мы обратились с вопросом к поддержке Яндекса: новый алгоритм влияет только на Метрику или в том числе на ранжирование сайтов в поиске? То есть, стали ли результаты поиска менее зависимы от ботов? Оказывается, прямого ответа нет: алгоритмы Метрики и антифрода в поиске не связаны.

Новый алгоритм Яндекс.Метрики не фильтрует ботов? Делимся наблюдениями из финансовой сферы

Данное обновление касается именно системы определения роботов в Яндекс.Метрике, а не других систем антифрода

Есть ещё одно любопытное наблюдение: визиты из Яндекс.Браузера всегда фиксируются как визиты обычных людей. Если будете делать похожие анализ в своей Метрике — обратите внимание на такие заходы.

Что в итоге: стало ли лучше?

Короткий итог.

1. В финансовой сфере в поиске много роботного трафика, который может накручивать поведенческие факторы и влиять на ранжирование. Его легко вычленить по аномалиям в статистике и при просмотре записей в Вебвизоре.

2. В Яндекс.Метрике обновились алгоритмы, которые должны фильтровать такой трафик. Но наш опыт показывает, что алгоритм справляется не особо успешно: много роботных визитов считываются за обычных людей.

3. Алгоритмы Метрики и антифрода в Поиске развиваются независимо, но если Метрика не справляется, как можно полагать, что в Поиске ситуация лучше?

Если вы оптимизируете сайт и вкладываете в это существенные ресурсы, имейте в виду, что конкуренты могут топить вас ботами. И, судя по всему, Яндекс вам здесь не особо поможет.

Что с этим делать?

Предлагаем обсудить: что можно сделать, чтобы снизить влияние роботного трафика на наши позиции в поиске?

Возможно, кто-то из вас сталкивался с подобным и находил методы борьбы с роботами на сайте? Вот несколько наших идей — можем вместе додумать их или реализовать общими силами:

1. Применить социальное давление: публиковать больше примеров, которые показывают несовершенство Яндекса. Присоединяйтесь!

2. Постоянно дёргать поддержку Яндекса, пересылать им сообщения о ботах, которых мы вычисляем по вебвизору.

3. Каким-то образом фильтровать ботов, используя специальные антиботы. Если у вас есть такой опыт — поделитесь.

55
14 комментариев

Предлагаем обсудить: что можно сделать, чтобы снизить влияние роботного трафика на наши позиции в поиске?Почитать предыдущие статьи на vc в разделе seo по этой теме и комментарии к ним. Вся эта тема изжевана-пережевана давным давно.

1. Применить социальное давление: публиковать больше примеров, которые показывают несовершенство Яндекса. Присоединяйтесь! 2. Постоянно дёргать поддержку Яндекса, пересылать им сообщения о ботах, которых мы вычисляем по вебвизору.За это спасибо, поржал как тварь.

3
Ответить

Почитать предыдущие статьи на vc в разделе seo по этой теме и комментарии к ним. Вся эта тема изжевана-пережевана давным давно.

а можете поделится подобными качественными кейсами?

Ответить

У нас после обновления метрики боты делают заказы на сайте, оплачивают, а мы их отправляем. Все довольны, грех жаловаться.

3
Ответить

4 и единственное, что может помочь: крутить себе в плюс.

2
Ответить

Есть идея получше: назначить время, и одновременно по всей стране с зажигалками в руках хором спеть "We shall overcome" или что-то ещё духоподъёмное.
Яндексоиды на сегодняшний день сделали всё, что могли, в рамках существующего алгоритма. Гугл не может не учитывать ссылки. Яндекс не может не обращать внимания на ПФ.
Альтернатива там одна: стать каталогом, где наверху - Директ, чуть ниже - Яндекс-Маркет, потом кто-то из партнёров. Со второй страницы уже ничего не выводить, кроме Директа.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Эти боты живут не только на сайтах финансовой тематике, но и на других тоже! У меня тоже ими сайт потопили до 30+ позиций, летом были позиции ТОП-5, 10. Сайт находился наверху в поисковой выдаче Яндекс. С сентября этого года, уже столько раз обращался в поддержку Яндекс Вебмастер, и всегда получал стандартный ответ - с моим сайтом всё в порядке, нет нарушений, продолжайте развивать! Начиная с сентября этого года, количество ботов стремительно растёт!!! Писал также в поддержку Яндекс Метрика, они мне заявили, что этот трафик в ранжировании не учитывается! Но ведь я вижу, что учитывается, это надо же было так мой сайт потопить???

1
Ответить