{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Нулевой результат за год, а потом пришли мы и увеличить трафик в 10 раз: спасаем интернет-магазин автозапчастей

Этот год выдался очень богатым на самые разные события, многие из них происходят в глобальном масштабе. Я продвигаю интернет-магазины уже более 10 лет, но с некоторыми фичами из этого кейса я реально столкнулся впервые.

Так же под конец обсудим какие тенденции просматриваются в российском e-commerce, по каким паттернам ведут себя потребители и куда вообще всё катится.

Вводные данные по проекту

  • Ниша: интернет-магазин запчастей для автомобилей, есть офлайн-магазин.
  • Аcсортимент: двигатели и КПП, элементы подвески, кузовные детали, автомобильные аксессуары и электроника, автоинструмент, сигнализации и прочее.
  • Гео: город Обнинск.
  • Ежемесячный трафик с поиска: ~2000 уников в месяц.
  • Дата регистрации домена: апрель 2020.
  • Проблематика: отсутствует рост органического трафика.

Изначально интернет-магазин пришел с трафиком ~2000 посещений в месяц. Как обычно на старте я запрашиваю все данные по проекту и перечень того, что уже сделано.

Клиент предоставил отчетность от предыдущего подрядчика и вот что там было:

  • Внедрение информационной семантики: рейтинги и топы автозапчастей.
  • Работа с robots.txt, sitemap.xml, Яндекс.Вебмастером и GSC.
  • Копирайтинг в разделы товарного каталога.
  • Добавление смайликов в мета-теги для увеличения CTR в поиске.
  • Покупка ссылок на форумах.
  • .......

И всё это продолжалось около года. Я честно говоря удивился от того, за какую ерунду иной раз могут платить заказчики, причем продолжительное время.

При этом результат в плане SEO, то есть коммерческого трафика с окупаемостью вложенных средств, абсолютно нулевой.

В январе 2022 года начали полномасштабные работы с семантикой и каталогом товаров. Внедрялись фильтры и полностью перерабатывались шаблоны генерации мета-тегов в товарах и товарных категориях.

Моментально вскрылись проблемные места в самописной CMS от сторонних разработчиков, всё было выявлено и упаковано в ТЗ.

Отдельно прорабатывался раздел с марками/моделями авто с привязкой автозапчастей по этим параметрам. Именно там находится основной поток органического трафика в интернет-магазинах автомобильной тематики.

Подключили фид для дополнительного представления в поиске. По заверениям Яндекса - рост трафика может составить до 200%. Может где-то так и есть, но только не в тематике запчастей.

Проходит 5 месяцев, на дворе май, а результат по прогнозу должен быть кратно больше, в чем проблема?

Динамика поискового трафика

И тут я заметил, что примерно с апреля частенько начали прилетать уведомления от Яндекс.Вебмастера о недоступности сканируемых url. То ошибка 502, то код 200. Увеличение количества уведомлений было прямо пропорционально увеличению трафика.

По мере обновления каталога товаров и появления новых категорий началась большая болтанка по индексации и деиндексации новых страниц. Вот так это выглядит:

Динамика индексации страниц интернет-магазина

После очередного парсинга интернет-магазина через мобильную прокси на наличие проблем с внутренней оптимизация я заметил, что с моего телефона сайт почему то перестал открываться.

Опытным путём было установлено, что веб-сервер по какой-то причине блокирует на непонятный промежуток времени запросы с ip-адресов, от которых идут множественные запросы, и боты поисковых систем тут не исключение.

Я поинтересовался у заказчика, кому принадлежит сервер, и он ответил, что разработчикам, кто делал интернет-магазин. Далее выяснилось, что на одном VPS висит несколько схожих проектов, и что бы максимально экономить на хостинге разработчики настроили блокировку по ip и http заголовкам, чтобы не создавать избыточную нагрузку.

По такой логике, чтобы уронить посещаемость интернет-магазина достаточно спарсить его с мобильных прокси популярных сотовых операторов. На одном мобильном ip может одновременно находиться несколько тысяч пользователей. И тонкости работы этой блокировки разработчик отказался раскрывать.

Заказчик адекватный, да и мы не дураки вроде, сидим и думаем, внедрили довольно много, уже должно нормально расти, что тут не так.

В срочном порядке сделали бэкап проекта и переехали на сервер заказчика. Поставили Antibot.Cloud для защиты интернет-магазина от:

  • поведенческих и спам-ботов;
  • любых парсеров (прокси, http-заголовки и user-agent не имеют значения);
  • фейк-ботов с user-agent как у официальных роботов поисковых систем.

При проведении SEO-работ одной из базовых вещей является парсинг и анализ конкурентов. На этом строится множество технологий и сервисов по анализу текстов, структуры, семантики, ссылок и прочего.

Теперь сайт нашего клиента надежно защищен от этого, плюс нет никаких блокировок по ip, что не давало трафику расти в полном объёме.

Результат: устойчивый рост трафика регионального проекта, корректная индексация со стороны поисковых систем и полная защита от негативной накрутки ПФ.

Что происходит с трафиком в ecom в 2022 году?

Ситуация с трафиком разделилась на "до" и "после" 24 февраля. Надо сделать уточнение, что я говорю про стабильные проекты с трафиком. Не новореги и не в активной фазе роста.

До февраля 2022 года поисковый трафик в ecom проектах рос планомерно или оставался на плато, без обвалов и резких скачков.

Последние числа февраля - первые числа марта - резкий рост трафика в товарке. Пользователи начали сметать всё, что подключается в розетку, начали закупать впрок запчасти, расходники и масла.

Если покупка долго откладывалась в долгий ящик, то в марте настал тот самый момент. Основных причин тут несколько:

  • завтра всегда дороже, чем вчера;
  • жесточайшие санкции начинали расти как снежный ком, или купишь сегодня по более-менее вменяемой цене, или не найдешь вообще, так как нужного бренда больше не будет.

Именно в марте был бум продаж. Некоторые ниши растянуло и до апреля, например автозапчасти:

Аномальный рост трафика в региональном интернет-магазине автозапчастей

Даже мои ревьюшники (сайты с обзорами товаров) били все рекорды по трафику и комиссиям за продажи. Это были самые аномальные цифры за все время существования проектов. Возможно, такого больше не будет никогда.

После марта-апреля пошел очень плавный спад. Стали снижаться и частоты в Яндексе по семантике, и реальный трафик, и объемы заказов. Это продолжалось до сентября.

Трафик стал пилообразный. Особенно ярко выражено это стало заметно в Яндексе. По статистике из Вебмастера это видео очень четко:

Сайт с обзорами бытовой техники и электроники
Интернет-магазина запчастей для автомобилей LADA

По десяткам других ecom проектов ситуация аналогичная. Поисковый трафик стал очень сильно зависеть от новостей. С начала сентября десятки миллионов пользователей всё интенсивней начинали читать новостные телеграм-каналы и смотреть соответствующие видео на ютубе.

После 21 сентября трафик у развлекательного и коммерческого сегмента стал резко падать. При изучении закономерности поведения сейчас ситуация обстоит так:

  • понедельник - среда - нормальная активность по трафику и продажам;
  • четверг - снижение трафика на 5-10% по отношению к среде;
  • пятница - снижение трафика на 5-15% по отношению к четвергу;
  • суббота - трафик на уровне пятницы, иногда мелкие подвижки;
  • воскресенье - к вечеру рост трафика на 3-5% по отношению к субботе.

Уже с начала октября начался возврат уровня трафика до нормальных значений и восстановление коммерческой активности населения. За все сферы не скажу, например продажи новых дорогих смартфонов обвалились более чем на 60% и не собираются расти.

Часть трафика эмигрировало в Среднюю Азию и Европу. Теперь они не создают поисковый спрос в рунете и качают экономики других стран.

По нескольким тысячам интересных мне ключевым словам я ежемесячно снимаю статистику и вижу отток трафика из Яндекса в Google. Это довольно позитивные изменения. Google намного стабильнее, там выше CTR, нет рекламы и помоечных сервисов собственного производства.

Стоит учитывать тот факт, что в рунете почти не осталось источников коммерческого трафика конкурирующих между собой. Раньше был Google Ads и Директ, теперь только Директ.

Из соц. сеток остались только ВК и ОК, там нет коммерческого спроса и почти ничего не продается. В SEO всё ещё остались и Google и Яндекс. Пока Google не заблокирован - Яндекс не будет беспределить и доводить до абсурда результаты поиска, загоняя всех в Директ.

Вышеописанные наблюдения никак не затронули аптеки, медицину, косметологию, инфопроекты связанные с детской тематикой, и ряд других направлений. Всё это наглядно показывает то, от чего люди готовы отказаться в первую очередь, и что будут покупать в период любых катаклизмов.

Если у вас есть собственные наблюдения - поделитесь в комментариях.

0
2 комментария

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Виктор Петров

"Пилу" наблюдаю по многим проектам, связанным с реальным бизнесом. Снижения трафика как такового не отмечаю, но тут речь о сравнении абсолютного в взвешенным, сравнивать сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Акулов
Автор

С конца прошлой неделе отскок пошел. Такое ощущение, что выросла покупательская активность. Транзакции тоже пошли.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда