Нулевой результат за год, а потом пришли мы и увеличить трафик в 10 раз: спасаем интернет-магазин автозапчастей
Этот год выдался очень богатым на самые разные события, многие из них происходят в глобальном масштабе. Я продвигаю интернет-магазины уже более 10 лет, но с некоторыми фичами из этого кейса я реально столкнулся впервые.
Так же под конец обсудим какие тенденции просматриваются в российском e-commerce, по каким паттернам ведут себя потребители и куда вообще всё катится.
Вводные данные по проекту
- Ниша: интернет-магазин запчастей для автомобилей, есть офлайн-магазин.
- Аcсортимент: двигатели и КПП, элементы подвески, кузовные детали, автомобильные аксессуары и электроника, автоинструмент, сигнализации и прочее.
- Гео: город Обнинск.
- Ежемесячный трафик с поиска: ~2000 уников в месяц.
- Дата регистрации домена: апрель 2020.
- Проблематика: отсутствует рост органического трафика.
Изначально интернет-магазин пришел с трафиком ~2000 посещений в месяц. Как обычно на старте я запрашиваю все данные по проекту и перечень того, что уже сделано.
Клиент предоставил отчетность от предыдущего подрядчика и вот что там было:
- Внедрение информационной семантики: рейтинги и топы автозапчастей.
- Работа с robots.txt, sitemap.xml, Яндекс.Вебмастером и GSC.
- Копирайтинг в разделы товарного каталога.
- Добавление смайликов в мета-теги для увеличения CTR в поиске.
- Покупка ссылок на форумах.
- .......
И всё это продолжалось около года. Я честно говоря удивился от того, за какую ерунду иной раз могут платить заказчики, причем продолжительное время.
При этом результат в плане SEO, то есть коммерческого трафика с окупаемостью вложенных средств, абсолютно нулевой.
В январе 2022 года начали полномасштабные работы с семантикой и каталогом товаров. Внедрялись фильтры и полностью перерабатывались шаблоны генерации мета-тегов в товарах и товарных категориях.
Моментально вскрылись проблемные места в самописной CMS от сторонних разработчиков, всё было выявлено и упаковано в ТЗ.
Отдельно прорабатывался раздел с марками/моделями авто с привязкой автозапчастей по этим параметрам. Именно там находится основной поток органического трафика в интернет-магазинах автомобильной тематики.
Подключили фид для дополнительного представления в поиске. По заверениям Яндекса - рост трафика может составить до 200%. Может где-то так и есть, но только не в тематике запчастей.
Проходит 5 месяцев, на дворе май, а результат по прогнозу должен быть кратно больше, в чем проблема?
И тут я заметил, что примерно с апреля частенько начали прилетать уведомления от Яндекс.Вебмастера о недоступности сканируемых url. То ошибка 502, то код 200. Увеличение количества уведомлений было прямо пропорционально увеличению трафика.
По мере обновления каталога товаров и появления новых категорий началась большая болтанка по индексации и деиндексации новых страниц. Вот так это выглядит:
После очередного парсинга интернет-магазина через мобильную прокси на наличие проблем с внутренней оптимизация я заметил, что с моего телефона сайт почему то перестал открываться.
Опытным путём было установлено, что веб-сервер по какой-то причине блокирует на непонятный промежуток времени запросы с ip-адресов, от которых идут множественные запросы, и боты поисковых систем тут не исключение.
Я поинтересовался у заказчика, кому принадлежит сервер, и он ответил, что разработчикам, кто делал интернет-магазин. Далее выяснилось, что на одном VPS висит несколько схожих проектов, и что бы максимально экономить на хостинге разработчики настроили блокировку по ip и http заголовкам, чтобы не создавать избыточную нагрузку.
По такой логике, чтобы уронить посещаемость интернет-магазина достаточно спарсить его с мобильных прокси популярных сотовых операторов. На одном мобильном ip может одновременно находиться несколько тысяч пользователей. И тонкости работы этой блокировки разработчик отказался раскрывать.
Заказчик адекватный, да и мы не дураки вроде, сидим и думаем, внедрили довольно много, уже должно нормально расти, что тут не так.
В срочном порядке сделали бэкап проекта и переехали на сервер заказчика. Поставили Antibot.Cloud для защиты интернет-магазина от:
- поведенческих и спам-ботов;
- любых парсеров (прокси, http-заголовки и user-agent не имеют значения);
- фейк-ботов с user-agent как у официальных роботов поисковых систем.
При проведении SEO-работ одной из базовых вещей является парсинг и анализ конкурентов. На этом строится множество технологий и сервисов по анализу текстов, структуры, семантики, ссылок и прочего.
Теперь сайт нашего клиента надежно защищен от этого, плюс нет никаких блокировок по ip, что не давало трафику расти в полном объёме.
Результат: устойчивый рост трафика регионального проекта, корректная индексация со стороны поисковых систем и полная защита от негативной накрутки ПФ.
Что происходит с трафиком в ecom в 2022 году?
Ситуация с трафиком разделилась на "до" и "после" 24 февраля. Надо сделать уточнение, что я говорю про стабильные проекты с трафиком. Не новореги и не в активной фазе роста.
До февраля 2022 года поисковый трафик в ecom проектах рос планомерно или оставался на плато, без обвалов и резких скачков.
Последние числа февраля - первые числа марта - резкий рост трафика в товарке. Пользователи начали сметать всё, что подключается в розетку, начали закупать впрок запчасти, расходники и масла.
Если покупка долго откладывалась в долгий ящик, то в марте настал тот самый момент. Основных причин тут несколько:
- завтра всегда дороже, чем вчера;
- жесточайшие санкции начинали расти как снежный ком, или купишь сегодня по более-менее вменяемой цене, или не найдешь вообще, так как нужного бренда больше не будет.
Именно в марте был бум продаж. Некоторые ниши растянуло и до апреля, например автозапчасти:
Даже мои ревьюшники (сайты с обзорами товаров) били все рекорды по трафику и комиссиям за продажи. Это были самые аномальные цифры за все время существования проектов. Возможно, такого больше не будет никогда.
После марта-апреля пошел очень плавный спад. Стали снижаться и частоты в Яндексе по семантике, и реальный трафик, и объемы заказов. Это продолжалось до сентября.
Трафик стал пилообразный. Особенно ярко выражено это стало заметно в Яндексе. По статистике из Вебмастера это видео очень четко:
По десяткам других ecom проектов ситуация аналогичная. Поисковый трафик стал очень сильно зависеть от новостей. С начала сентября десятки миллионов пользователей всё интенсивней начинали читать новостные телеграм-каналы и смотреть соответствующие видео на ютубе.
После 21 сентября трафик у развлекательного и коммерческого сегмента стал резко падать. При изучении закономерности поведения сейчас ситуация обстоит так:
- понедельник - среда - нормальная активность по трафику и продажам;
- четверг - снижение трафика на 5-10% по отношению к среде;
- пятница - снижение трафика на 5-15% по отношению к четвергу;
- суббота - трафик на уровне пятницы, иногда мелкие подвижки;
- воскресенье - к вечеру рост трафика на 3-5% по отношению к субботе.
Уже с начала октября начался возврат уровня трафика до нормальных значений и восстановление коммерческой активности населения. За все сферы не скажу, например продажи новых дорогих смартфонов обвалились более чем на 60% и не собираются расти.
Часть трафика эмигрировало в Среднюю Азию и Европу. Теперь они не создают поисковый спрос в рунете и качают экономики других стран.
По нескольким тысячам интересных мне ключевым словам я ежемесячно снимаю статистику и вижу отток трафика из Яндекса в Google. Это довольно позитивные изменения. Google намного стабильнее, там выше CTR, нет рекламы и помоечных сервисов собственного производства.
Стоит учитывать тот факт, что в рунете почти не осталось источников коммерческого трафика конкурирующих между собой. Раньше был Google Ads и Директ, теперь только Директ.
Из соц. сеток остались только ВК и ОК, там нет коммерческого спроса и почти ничего не продается. В SEO всё ещё остались и Google и Яндекс. Пока Google не заблокирован - Яндекс не будет беспределить и доводить до абсурда результаты поиска, загоняя всех в Директ.
Вышеописанные наблюдения никак не затронули аптеки, медицину, косметологию, инфопроекты связанные с детской тематикой, и ряд других направлений. Всё это наглядно показывает то, от чего люди готовы отказаться в первую очередь, и что будут покупать в период любых катаклизмов.
Если у вас есть собственные наблюдения - поделитесь в комментариях.
И как последние учатся с этим бороться.
О его возможном возвращении заговорили российские власти — предупредив, что условия будут жёсткими.
Прошла уже больше половины моего рабочего дня, как я сидела на стуле на этой невысокой сцене и, поводя плечами в такт музыке, склоняя голову в некоем трансе, окидывала взглядом тесный зал со столиками. И тогда я увидела его…
«И не то чтобы прямо играла кровь…».
Нет, совсем нет, я не влюбилась в него тут же, меня не поразил Амур в самое сердце. Я см…
Работает по подписке, есть бесплатная версия с ограничениями.
Группа сообщила, что использование этих автомобилей «может создать потенциальные риски для жизни».
Недавно закончились главные «гендерные» праздники года — 23 февраля и 8 марта. И мы решили проверить, кто был активнее в российском бизнесе в 2023 и 2024 годах — мужчины или женщины.
Банки, госорганы, операторы и маркетплейсы смогут обмениваться данными о подозрительных номерах и счетах мошенников, а жертвы передавать подробности о звонках.
Меня зовут Вячеслав. В 2014 году я был фрилансером и делал заказы за 3000 рублей. Сегодня развиваю платформу, где предприниматели запускают проекты без программистов: один создал HR-платформу, другой за 90 дней собрал мобильное приложение для торговли с Азией, третий прошел акселерацию ФРИИ и вошел в топ-25 из 150 заявок.
Средство, которое стоит принимать при первых симптомах одиночества и скуки
"Пилу" наблюдаю по многим проектам, связанным с реальным бизнесом. Снижения трафика как такового не отмечаю, но тут речь о сравнении абсолютного в взвешенным, сравнивать сложно.
С конца прошлой неделе отскок пошел. Такое ощущение, что выросла покупательская активность. Транзакции тоже пошли.