Смарт-фильтр для интернет-магазина. Инструкция по внедрению

Владелец интернет-магазина всегда заинтересован в увеличении продаж. Это рождает вопрос, как можно нарастить поисковый трафик на сайт? Много качественного материала на информационные темы поможет выполнить поставленную задачу, но конверсия в заказы может быть крайне мала, а сами затраты на контент — велики. Второй способ увеличения поискового трафика — внедрение смарт-фильтра.

Фильтр по товарам есть в каждом интернет-магазине. Характеристики, которые описывают товар, разделены по свойствам. Для каждой категории этот набор свойств уникален, и зависит от объема ассортимента и спроса пользователей.

Результат фильтрации — не только товары, которые вам подходят, но и новый URL в адресной строке, новая страница выдачи. Обычно она выглядит неоптимизированно для поисковых систем:

  • используются get-параметры в адресе страниц;
  • отсутствуют уникальные мета-теги;
  • отображаются стандартные заголовки h1.
На изображении показано несоответствие заголовка h1 и get-параметров установленной фильтрации.
На изображении показано несоответствие заголовка h1 и get-параметров установленной фильтрации.

Такая реализация фильтрации не несет никакой пользы для SEO. Фильтр — инструмент продвижения, если он оптимизирован — внедрен смарт-фильтр. Есть человекопонятные урл (ЧПУ-адреса), автоматически генерируются мета-теги и заголовки, есть возможность уникализировать любую страницу с результатами фильтра.

На изображении видно сгенерированный заголовок и ЧПУ-адрес, которые соответствуют применяемому фильтру.
На изображении видно сгенерированный заголовок и ЧПУ-адрес, которые соответствуют применяемому фильтру.

Наличие на сайте умной фильтрации товаров может привлечь качественный поисковый трафик. «Качество» в данном случае связано с тем, что в большинстве случаев смарт-фильтр генерирует трафик по целевым низкочастотным запросам. Визиты таких пользователей обладают хорошими поведенческими показателями, что важно для поисковых систем.

Дмитрий Смирнов, руководитель отдела продвижения AREALIDEA, рассказывает как создать смарт-фильтр.

Шаг первый. Отбор свойств фильтрации

В первую очередь собираем семантическое ядро. На основе спроса определяем, какие свойства можно добавить для фильтрации и распределяем запросы по этим группам свойств. Например, для рынка аренды недвижимости характерен спрос с указанием количества комнат, района, метро, процентом комиссии, поэтому можно задавать каждому объекту эти свойства.

Реализация смарт-фильтра по уникальным свойствам позволяет создать оптимизированные страницы с объектами, которые отвечают всем выбранным параметрам, например: “2-ух комнатные квартиры у метро площадь Восстания без комиссии” или “однокомнатные квартиры в центральном районе Санкт-Петербурга”.

Для дальнейшей работы стоит определить главные и второстепенные свойства объектов. Главные будут использоваться для автоформирования ЧПУ-адресов и мета-тегов, а второстепенные — нет. В большинстве случаев второстепенные — это численные параметры, характеризуются словами «от» и «до». Например, цены, размеры (высота, длина, ширина), количество каких-либо составляющих элементов, площадь и другие.

Если в ходе анализа семантического ядра видно, что в вашей тематике очень большой спрос с указанием конкретного числового параметра, то стоит отнести эти свойства к умной фильтрации. К примеру, это запросы вида: “новогодние елки 4 м”, “телевизор Samsung 45 дюймов”.

Шаг второй. Готовим шаблоны автоформирования мета-тегов и заголовка h1

Страницы, генерируемые в результате работы фильтра, должны обладать уникальными мета-тегами и заголовками. Большое количество свойств в фильтре увеличивает сложность генерации этих значений. Необходимо, чтобы слова были согласованы между собой – шли в конкретном порядке и правильном склонении. Повысить уникальность помогают индивидуальные шаблоны автогенерации для каждой категории.

Ваша цель на данном этапе — продумать шаблоны и подготовить подробное техническое задание для технического специалиста, который реализует автоформирование.

По ссылке вы сможете найти полный текст задания с примерами шаблонов. После составления и реализации вашего ТЗ, проверьте все ли правильно выполнено.

Важно: во время фильтрации пользователь может выбирать несколько значений у одного свойства. Например, однокомнатные и двухкомнатные квартиры. Выводить все выбранные значения одного свойства в мета-тегах и заголовке будет неверно. В таком случае объем индексируемых страниц увеличится во много раз, а пользы от них не будет. Мало кто использует запросы «аренда однокомнатной и двухкомнатной квартиры у метро площадь Восстания и метро Невский проспект».

На практике для таких страниц мы выводим стандартные значения мета-тегов и заголовков – такие как у родительской категории (категория, к которой принадлежат отфильтрованные элементы) и закрываем от индексации страницы.

В нашем случае это делается простым правилом: Disallow: /*-or-/

На изображении ЧПУ-адрес показывает, что фильтрация настроена по нескольким значениям свойства “комнаты”, а мета-теги и заголовок стандартный для родительской категории.
На изображении ЧПУ-адрес показывает, что фильтрация настроена по нескольким значениям свойства “комнаты”, а мета-теги и заголовок стандартный для родительской категории.

Шаг третий. Генерация ЧПУ-адресов

Все свойства и значения должны иметь ЧПУ вид при генерации, согласно требованиям поисковых систем, например /catalog/iskusstvennye-eli/material/pvkh/, а не /catalog/iskusstvennye-eli/material/id123/.

Мы, как SEO-специалисты, на данном этапе определяем:

  • В каком порядке будут идти главные параметры при генерации адресов. Наиболее важные свойства впереди. Например, есть два свойства: по бренду и по цвету. Логично сравнить спрос каждого из свойств, и у того свойства, где он больше — поставить вперед.
  • Какой адрес имеют страницы с второстепенными параметрами. Второстепенные параметры, не участвующие в генерации мета-тегов и заголовков, должны добавляться через get-параметры, например /catalog/kolca/fianity/zoloto/?min_price=1000&max_price=10000. Такие страницы скрываем от индексации.

Далее, по составленным нами правилам, технический специалист настраивает генерацию адресов. Она нужна для корректной индексации страниц смарт-фильтра. Если этого не учесть, то могут возникнуть дубликаты в индексе поисковых систем, в которых одни и те же параметры идут в разном порядке: /catalog/kolca/zoloto/fianity/ и /catalog/kolca/fianity/zoloto/.

При выборе нескольких значений у одного свойства корректно выдавать страницу с добавлением объединяющего параметра, например /catalog/tv/diagonal-22-or-24/ (фильтрация по 2 вариантам диагоналей телевизора). Так проще закрыть подобные страницы от индексации.

Шаг четвертый. Контент

Наличие контента на страницах с результатами смарт-фильтра может улучшить ранжирование сайта по продвигаемым запросам. Но реализовывать это не всегда нужно, поскольку позиции могут оказаться в топе и без него.

Существует два варианта публикации текстов на страницах смарт-фильтра:

  • Автоматическая генерация текста.
  • Разработка функциональности, которая позволит определенной странице по заданному набору параметров задать уникальное описание (текст) и прописать мета-теги.

Теоретически, первый вариант удобен – создаете шаблоны для каждой категории, генерируете тексты. Важно, чтобы они были максимально уникальны и соответствовали требованиям поисковых систем (без переспама, необходимого объема). Но все же это получаются примерно одинаковые тексты с подставлением разных значений свойств.

Минусы заключаются в том, что тексты могут негативно воспринимать пользователи, а поисковые роботы могут посчитать страницы дубликатами и перестать индексировать их.

Второй вариант удобен тем, что мы можем опубликовать уникальный контент, с вхождением нужных нам ключевых запросов и отличающимися от стандартных шаблонов мета-тегами и заголовком h1. С большой вероятностью такие страницы проиндексируются поисковыми системами.

Смарт-фильтр для интернет-магазина. Инструкция по внедрению

На скриншоте представлен второй вариант генерации контента.

Шаг пять. Генерация карты сайта

Поисковым роботам сложно просканировать все страницы со смарт-фильтром, поскольку на сайте нет прямых ссылок на них. Поэтому важно иметь карту сайта в формате xml со страницами результатов фильтрации. Например, у Битрикса есть готовое решение, которое можно использовать для автоматической генерации sitemap, предварительно модернизировав.

Если готового решения для вашей CMS нет, то нужно разработать скрипт, который будет генерировать карту сайта для таких страниц.

Важный момент. В карту сайта должны попадать страницы, которые отдают код ответа 200 и имеют выборки нужных элементов. Не забывайте проверить список страниц в карте сайта на дублированность, когда одинаковые параметры в адресах идут в разном порядке. Это можно сделать вручную, а можно полученный список страниц загрузить в парсер Screaming Frog и проверить дублированность на основе значений title или h1. Если такие страницы обнаружены – нужно редактировать скрипт.

Шаг шесть. Оптимизация смарт-фильтра

Для улучшения индексации новых страниц стараемся дать прямые ссылки на них из различных блоков. Это может быть:

  • html раздел «Карта сайта»;
  • ссылки в самих параметрах фильтрации;
Смарт-фильтр для интернет-магазина. Инструкция по внедрению
  • блоки в перелинковке;
Смарт-фильтр для интернет-магазина. Инструкция по внедрению
  • контентная перелинковка;
Смарт-фильтр для интернет-магазина. Инструкция по внедрению

Также не забываем добавлять сгенерированный файл sitemap.xml в вебмастера поисковых систем и отправлять на переобход страницы фильтра.

Проверяем с помощью специальных программ (Xenu, Screaming Frog) наличие дубликатов мета-тегов и битых ссылок, устраняем их в случае обнаружения, следим за корректной индексацией сайта.

Итоги реализации

Если все сделано правильно и не допущено никаких ошибок, то после внедрения смарт-фильтра и его индексации последует рост поискового трафика. О нашем опыте и результатах внедрения мы рассказывали в одном из кейсов.

1616
4 комментария

Нормальная тема, так уже нормальные специалисты тысячу лет делают смарт-фильтры с автогенерацией тегов по шаблонам. Только проблемка с текстами, чуть переборщив можно в бан попасть. Ну а так норм.

3
Ответить

Вопрос по теме. С учетом используемых поисковиками алгоритмов и трендов, насколько важно иметь текст на таких страницах смарт-фильтра для интернет-магазина?

Где-то читал, что Яндекс считает текст внизу страницы или мелким шрифтом абсолютно бесполезным для пользователя, а значит ранжировать будет ниже.

1
Ответить

На абсолютно все страницы смарт-фильтра текст писать конечно не нужно. Для начала будет достаточно и самих страниц с уникальными тегами, заголовками, контентом (ассортиментом товаров на странице).
Стоит писать тексты на наиболее приоритетные страницы, в случаях когда возникают проблемы с индексацией, например когда Яндекс расценивает данные страницы как "недостаточно качественные", либо когда позиции не могут попасть в ТОП.

2
Ответить

Для большинства разделов интернет-магазина текста не нужны давно. Работа с ссылочным, пф, объем номенклатуры, вот что делает топ.

1
Ответить