Анализ сайтов-конкурентов для SEO в 2023 году

SEO — это попытки угадать предпочтения поисковых систем. Хотя факторы ранжирования в целом известны, указать конкретные причины нахождения сайта на той или иной позиции может только формирующий выдачу робот. Но он с простыми человеками соображениями не делится. Поэтому приходится искать формулу идеальной страницы альтернативными способами.

Среди них особенно важен и полезен анализ сайтов из топа выдачи. В этой статье мы расскажем в целом, как его проводить с использованием инструментов, актуальных на 2023 год.

Анализ сайтов-конкурентов для SEO в 2023 году

Оглавление

Зачем нужен анализ конкурентов

Нейросети поисковиков, какими бы сложными они ни были, действуют по определенному алгоритму. Каждый сайт оказывается в выдаче выше других не за красивые глаза, а за более полное выполнение одинакового для всех веб-ресурсов конечного набора условий, который робот считает необходимым для формирования ответа на запрос пользователя.

Соответственно, для попадания на топовые позиции теоретически достаточно, чтобы по важным для поисковой машины факторам сайт имел как минимум такие же показатели, как и конкуренты, находящиеся на первых строчках выдачи. А лучший способ понять, какими именно качествами обладают сайты из топа — это провести их анализ.

Этапы анализа

Чтобы получить отражающие действительность и полезные для практического применения результаты исследования важно понимать общую ситуацию с поисковой выдачей и правильно выбирать, что и как анализировать. Поэтому анализ сайтов-конкурентов обычно складывается из следующих этапов:

  • Анализ выдачи.
  • Отбор конкурентов.
  • Сбор параметров сайтов-конкурентов и их сравнение.

На основании результатов анализа строятся гипотезы о влиянии тех или иных факторов на попадание в топ выдачи и формируется стратегия SEO-продвижения.

Анализ поисковой выдачи

Результаты поиска — это не только тематические сайты, но и контекстная реклама, колдунщики и специальные сервисы поисковиков, порталы-агрегаторы. Видение общей структуры выдачи позволяет понять особенности конкуренции в выбранной нише. Вместе с этим важно изучить сниппет — «витрину» сайта в результатах поисках, от содержания которой напрямую зависит вероятность перехода на страницу и, соответственно, CTR.

Расширенный сниппет с рейтингом делает сайт заметнее. Есть над чем поработать…
Расширенный сниппет с рейтингом делает сайт заметнее. Есть над чем поработать…

Для анализа нужно посмотреть результаты выдачи «Яндекса» и «Гугла» по 1–2 высокочастотным запросам для каждого кластера семантического ядра сайта. Важно проверять как десктопную, так и мобильную версию поиска — состав выдачи в них может значительно отличаться.

Вводить запросы нужно в приватном окне (режим «инкогнито») , настроив поиск по региону, в котором предстоит продвигаться. В «Яндексе» гео можно выбрать вручную, в Google — приходится использовать VPN.

В результатах поиска оценивается присутствие:

  • рекламных объявлений;
  • колдунщиков;
  • карусели с изображениями или видео;
  • блоков сервисов поисковиков, например: «Карты», «Справочник», «Услуги» «Яндекса», Google My Business, Local Pack, Maps;
  • агрегаторов и каталогов, таких как 2GIS, Zoon;
  • блоков «Люди ищут», «Похожие запросы» и аналогичных.

В сниппетах стоит обратить внимание на такие элементы, как:

  • быстрые ссылки;
  • изображения;
  • расширения с контактными данными и рейтингом из «Яндекс. Справочника» или Google My Business;
  • эмоджи в тексте сниппета и микроразметки.

Точный перечень учитываемых элементов нужно корректировать индивидуально, так как структура выдачи может серьезно меняться в зависимости от тематики или за счет добавления поисковиком новых сервисов. Для удобства анализа наблюдения лучше фиксировать в таблице, например, так:

Таблица анализа поисковой выдачи
Таблица анализа поисковой выдачи

Такой анализ позволит сделать прогнозы по органическому трафику и определить способы повышения заметности сниппета сайта. Это может быть добавление микроразметки, выполнение условий для формирования быстрых ссылок, заполнение профиля компании в сервисах поисковых машин.

Анализ представления компаний в каталогах и на других внешних ресурсах важен для формирования стратегии в области SERM, то есть управления репутацией в поисковых системах.

Выбор конкурентов

Уже в процессе анализа результатов поиска обнаружатся основные конкуренты — это те сайты, которые занимают первую страницу выдачи.

Прямые конкуренты в реальной жизни далеко не всегда будут конкурентами в SEO.

Когда ключей немного, можно именно так, вручную, выбрать веб-ресурсы для сравнения:

  • Ввести поочередно поисковые запросы.
  • Выписать с первой страницы выдачи сайты, которые реально «подвинуть», то есть не являющиеся агрегаторами или сервисами поисковых систем.
  • Выявить сайты, которые оказываются в топе чаще всего или чем-то выделяются, например, занимают первую–вторую позицию по определенному кластеру запросов.
Определять конкурентов вручную помогает условное форматирование в Excel
Определять конкурентов вручную помогает условное форматирование в Excel

Для сравнения оптимально выбрать 5–10 конкурирующих веб-сайтов. Такое количество обеспечит достаточную полноту анализа и не потребует излишних затрат времени.

Автоматический отбор

Если предполагается продвижение по большому количеству разнообразных запросов, рационально воспользоваться сервисами для автоматического подбора конкурентов по поиску, например:

  • «Пиксель Тулс»;
  • Keys. so;
  • Spywords;
  • Similarweb;
  • MegaIndex.

Для полноценного использования таких онлайн-инструментов, как правило, необходимо оплатить подписку. Сервисы определяют список конкурирующих с заданным доменом сайтов с учетом семантического ядра и поисковой выдачи. При этом зачастую автоматически собирается информация об основных технических показателях веб-ресурсов.

Анализ «Пиксель Тулс» показывает и основные характеристики запросов, и сведения о доменах-конкурентах
Анализ «Пиксель Тулс» показывает и основные характеристики запросов, и сведения о доменах-конкурентах

Остается только отфильтровать полученные данные, чтобы выбрать наиболее успешные и близкие по тематике сайты.

При использовании онлайн-сервисов важно правильно выбирать поисковую систему и регион. Для получения более точных результатов желательно использовать одновременно несколько сервисов и вручную перепроверять их показания по избранным высокочастотным запросам.

Прежде всего нужно отбросить порталы, агрегаторы, сервисы поисковиков и другие веб-ресурсы, которые хотя и находятся в выдаче, но не являются конкурентами компании.

«Яндекс.Услуги», Zoon и profi.ru занимают первые три строки, но ориентироваться на них бессмысленно
«Яндекс.Услуги», Zoon и profi.ru занимают первые три строки, но ориентироваться на них бессмысленно

А для окончательного определения списка сайтов-конкурентов используется прежде всего такой показатель как видимость. Она выражается в процентах и обозначает долю целевой аудитории, которая увидит сайт в поиске по заданным ключевым запросам.

Стоит определять видимость отдельно для каждой поисковой системы, так как иногда ее значение у одной и той же страницы в разных поисковых системах может кардинально различаться. Например, по «Яндексу» она будет 100%, а по Google — 0%, и вычисленный сервисом общий показатель 50% не покажет реальной ситуации.

Дополнительно при отборе конкурирующих сайтов можно учесть количество запросов в топ-5/10, величину органического трафика, объем ключей, надежность домена и другие технические параметры, которые называют «пузомерками». Но обычно ранжирования по видимости достаточно, и остальные показатели определяются уже для отобранных конкурентов на следующем этапе анализа.

Сравнение конкурентов

Качественное SEO — это не просто вписывание ключевых запросов на страницу, а комплексная оптимизация сайта, делающая его привлекательным для пользователей. Поэтому выбранные для анализа сайты проверяются по нескольким категориям показателей, в которые входят:

  • технические параметры;
  • сведения о трафике и поведенческие факторы;
  • SEO-показатели;
  • ссылочный профиль;
  • состав контента;
  • коммерческие факторы.

Для удобства сравнения по всем параметрам обычно составляется таблица, в которую собираются сведения по продвигаемому сайту и его конкурентам.

Технические характеристики

Эта группа факторов объединяет данные, общие для всего сайта и отражающие его состояние как программного ресурса. К ним относятся:

  • возраст домена;
  • количество страниц в индексе «Яндекса» и Google;
  • ИКС «Яндекса»;
  • наличие https;
  • Domain Rank (DR) или аналогичный показатель авторитетности сайта;
  • скорость загрузки;
  • наличие адаптивной версии.

Большинство этих показателей можно узнать с помощью бесплатного ресурса Be1.ru.

Be1.ru показывает в том числе мета-теги — их можно сразу сохранить, пригодятся для анализа 😉
Be1.ru показывает в том числе мета-теги — их можно сразу сохранить, пригодятся для анализа 😉

А также их определяют онлайн-инструменты сервисов, помогающих отбирать конкурентов. Многие из этих площадок рассчитывают собственный показатель авторитетности домена, который может называться Domain Rank, Domain Trust или Domain Authority.

Скорость загрузки тестируют бесплатным инструментом Google — PageSpeed Insights. Он оценивает производительность сайта в баллах отдельно для десктопной и мобильной версии. Еще один сервис от Google оценивает адаптивность страницы. Дополнительно скорость загрузки можно проверить в Pingdom Website Speed Test.

Информация о трафике

Анализ трафика и поведенческих факторов предполагает изучение:

  • посещаемости сайта;
  • распределения трафика по источникам: поиск, контекстная реклама, прямые переходы, e-mail, социальные сети, ссылки с других сайтов;
  • показателя отказов, то есть процента посетителей, которые закрыли сайт, просмотрев только одну страницу;
  • количества страниц, посещаемых за один сеанс;
  • среднего времени, проводимого пользователями на сайте.

Точные значения этих показателей доступны только владельцу сайта. Онлайн-сервисы могут учитывать не весь трафик и обычно не располагают данными о веб-ресурсах с низкой посещаемостью.

Similarweb показывает вполне адекватную статистику по трафику… но только для сайтов с посещаемостью от 5000 посетителей в месяц
Similarweb показывает вполне адекватную статистику по трафику… но только для сайтов с посещаемостью от 5000 посетителей в месяц

Обычно трафик конкурентов смотрят с помощью порталов Similarweb или PR-CY.

SEO-показатели

Одна из наиболее важных и обширных категорий представлена параметрами, напрямую влияющими на оценку сайта поисковыми системами. К ключевым SEO-факторам относятся:

  • видимость сайта;
  • формат URL: англоязычный, кириллица или транслитерация;
  • способ формирования тайтла, дескрипшена и заголовка h1 на страницах каталога: вручную или автоматически по шаблону;
  • наличие SEO-текста на главной и в разделах;
  • количество и качество внешних ссылок;
  • заполненность атрибутов Alt и Title у изображений;
  • наличие дополнительной, реализованной в тексте перелинковки на страницах каталога;
  • для интернет-магазинов — наличие информационного раздела, посадочных страниц под фильтры или метки, страниц брендов;
  • количество регионов и региональных поддоменов.

Видимость вычисляется, как правило, еще на стадии отбора конкурентов. Характеристики контента и внешних ссылок будут рассмотрены отдельно. Остальные SEO-параметры определяются путем визуальной оценки сайта.

Ссылочный профиль

Количество и качество внешних ссылок — один из основных факторов ранжирования для Google. Анализ ссылочного профиля подразумевает оценку:

  • количества уникальных входящих ссылок;
  • количество ресурсов-доноров;
  • соотношение анкорных и безанкорных ссылок;
  • состав анкоров.
«Пиксель Тулс» наглядно визуализирует результаты анализа ссылочной массы
«Пиксель Тулс» наглядно визуализирует результаты анализа ссылочной массы

Одни из лучших сервисов для проверки ссылок — это MegaIndex, Seranking, «Пиксель Тулс». Ограниченную информацию предоставляет и бесплатный Be1.ru.

Контент

Мета-теги и тексты с ключами, пожалуй, больше всего ассоциируется с SEO. Конечно, времена, когда для попадания в топ было достаточно вписать на страницу максимальное количество запросов, давно прошли, но оптимизация текстов по-прежнему остается важнейшим фактором ранжирования.

С точки зрения SEO-продвижения в первую очередь необходимо учитывать:

  • наличие ключевых запросов в тайтле, дескрипшене и заголовке h1;
  • длину мета-тегов;
  • объем seo-текста;
  • академическую и классическую тошноту, отражающую заспамленность текста одинаковыми фразами;
  • плотность вхождения самого частотного слова или всех ключей;
  • список 3–4 наиболее высокочастотных слов;
  • уникальность;
  • особенности размещения ключевых фраз;
  • естественность вписывания запросов и общее качество текста.

Технические параметры текста определяются с помощью специализированных сервисов, таких как Advego, «Главред», «Тургенев». Остальное — оценивается вручную.

Сравнение контента может выглядеть, например, так
Сравнение контента может выглядеть, например, так

Такой детальный анализ требует значительных затрат времени, поэтому выполняется только для особо важных для продвижения страниц. Мы планируем подробно рассказать о нем в одной из следующих статей.

Коммерческие факторы

Последняя обширная группа характеристик включает в себя особенности сайта, которые определяют его привлекательность и удобство для пользователей. Коммерческие факторы нельзя выразить набором цифр, они не учитываются напрямую поисковыми роботами. Но от восприятия сайта посетителями напрямую зависит конверсия и поведенческие факторы, которые в последнее время получают все большее значения при ранжирования в поиске.

Все коммерческие факторы оцениваются визуально. В их число входят:

  • полнота контактной информации и доступность каналов связи для клиентов;
  • ассортимент;
  • оформление каталога и страниц товаров или услуг;
  • содержание «шапки» и «подвала» сайта;
  • раскрытие влияющей на репутацию компании информации.

Конкретный список критериев определяется индивидуально с учетом специфики деятельности, региональности и других особенностей бизнеса. Обычно обращают внимание на наличие:

  • телефонного номера с кодом продвигаемого региона;
  • номера 8800;
  • поиска по сайту;
  • информации о времени работы;
  • кнопки обратного звонка;
  • адреса корпоративной электронной почты;
  • полного адреса компании;
  • интерактивной карты;
  • схемы или описания проезда;
  • фотографий офиса;
  • реквизитов;
  • возможности выбора региона и языка;
  • ссылок на социальные сети;
  • формы подписки на рассылки;
  • структурированного каталога;
  • ссылок на основные разделы в футере сайта;
  • политики конфиденциальности;
  • отметки © об охране авторских прав;
  • новостного раздела;
  • актуальных отзывов клиентов;
  • информации о персонале;
  • раздела с вакансиями;
  • сертификатов и лицензий;
  • стоимости услуг или товаров;
  • понятного и удобного функционала для оформления заявки или покупки;
  • изображений, инфографики, видео;
  • полного описания товаров или услуг;
  • исчерпывающего объяснения условий сотрудничества, доставки, гарантии;
  • перечня преимуществ компании;
  • раздела ответов на часто задаваемые вопросы;
  • примеров работ;
  • списка компаний-клиентов и партнеров;
  • микроразметки;
  • хлебных крошек.

При необходимости можно выйти за границы SEO-аудита и провести более широкое сравнение с прямыми конкурентами с точки зрения бизнеса. В таком случае стоит рассмотреть в том числе широту, скорость и стоимость доставки, способы оплаты, акции, спецпредложения.

Подведение итогов

Полученные в ходе всех проверок данные нужно собрать в удобном для восприятия виде и оценить каждый из показателей. Можно присваивать баллы по каждому параметру или уровень по шкале «плохо — нормально — хорошо».

Выделение показателей цветом в зависимости от их величины — это просто и эффективно
Выделение показателей цветом в зависимости от их величины — это просто и эффективно

Конечная цель — понять, какие показатели чаще всего встречаются у успешных конкурентов и в чем продвигаемый сайт им уступает. Один из эффективных способов сделать выводы — проведение SWOT-анализа. Он предполагает выявление:

  • слабых сторон анализируемого объекта;
  • имеющихся преимуществ;
  • возможностей по улучшению показателей;
  • угроз, которые могут осложнить достижение поставленной цели.

Результаты анализы используют для формирования стратегии дальнейшей оптимизации сайта. Зачастую явные причины отставания от топовых веб-ресурсов выявить сложно. В таком случае следует сформулировать несколько гипотез и проверить их на практике, отслеживая изменение ранжирования сайта.

В дальнейшем планируем рассказать, как именно мы проводили анализ конкурентов нашего сайта wintramedia.ru, какие выводы были сделаны, и что из этого в итоге получилось.

55
1 комментарий