Как НЕ пройти собеседование по SEO или примеры моих неудач

Всем привет. Хочу поделиться своим, хоть и небольшим, но опытом в прохождении квеста - собеседование на должность SEO-специалиста. В этой статье не будет ответов на каверзные вопросы по SEO. А будут про терпение, важные моменты подготовки и примеры неудачных попыток.

Надеюсь, информация пригодится тем, кто хочет устроиться впервые или, например, хочет перейти из фриланса в офис.

Как это было в моём случае: я уже отработал по 3 года в двух SEO-компаниях, немного выгорел, и решил уйти в свои личные проекты. И так в течение года занимался своими сайтиками, проводил эксперименты, в общем, отдыхал физически и морально от клиентского SEO. Затем наступил момент, когда я понял, что это классно и весело, но зарабатывать всё же нужно. И решил снова устроиться в офис.

Имея приличный опыт за плечами, я подумал, что легко устроюсь туда, куда захочу. Но не тут-то было. Оказалось, что я не готов, подрастерял необходимые навыки и не имею свежих кейсов.

Но обо всём по порядку.

Мой опыт и резюме позволяли мне легко проходить первый этап собеседования - одобрение HR-а, прохождение тестового задания. Но второй этап - личное собеседование или видеосозвон с руководителем - я не прошёл несколько раз.

Приведу примеры моих неудачных попыток:

Попытка №1
Прохождение онлайн-собеседования без веб-камеры. Неудача!

Первое же собеседование я завалил за 15 минут. Я настолько был уверен в себе, что решил, что вебка мне не нужна. На онлайн-собеседовании интервьюер сидел в офисе, в костюме, всё прилично, но он очень удивился, когда узнал, что меня не увидит. И разговор сразу не заладился, он его быстро свернул и больше со мной никто не связывался.

Вывод №1:

Перед прохождением онлайн-собеседования заранее подготовьтесь: подключите веб-камеру, проверьте, куда она направлена и что показывает, хорошо оденьтесь, причешитесь и т.п. Вы должны выглядеть опрятно и серьёзно.

Попытка №2
Плохая подготовка к собеседованию с конкретной компанией. Неудача!

Вторая попытка: это было крупное региональное агентство недвижимости. Я очень понравился HR-у. Она поверила в меня, всё быстро организовала. Довела до личной встречи с руководителем SEO-отдела. Я поверхностно изучил информацию о компании, бегло посмотрел их сайт и приехал на собеседование. К тому же, у меня уже был свой сайт по недвижимости, и я решил, что на месте придумаю, как себя преподнести.

Но и это собеседование я успешно завалил. Руководителю нужны были конкретные идеи, что можно сделать на их сайте, чтобы увеличить трафик и звонки. Я, конечно, не смог сходу придумать. И меня не взяли. HR была очень расстроена.

Вывод №2:

Тщательно готовьтесь к собеседованию.

  • Узнайте всё, что сможете о компании.
  • Найдите её слабые места по сравнению с конкурентами.
  • Придумайте точки роста для сайта.
  • Составьте план ближайших работ по SEO.
Попытка №3
Подзабытые навыки и отсутствие кейсов. Неудача!

Третья попытка: и снова провал! В данном случае я проходил онлайн-собеседование со старшим SEO-специалистом. Тут я уже, конечно, подключил вебку, прилично оделся. Разговор пошёл хорошо, т.к. это был не начальник, а реальный сеошник, с которым мы быстро нашли общий язык. Собеседование продлилось больше часа. Интервьюер, в том числе, задавал вопросы по своему чек-листу. На многие вопросы я отлично ответил (на мой взгляд). Но немного "поплыл" на нюансах. Например, я знал лишь поверхностную информацию о последних крупных апдейтах Яндекса и Гугла, давно не пользовался некоторыми SEO-сервисами и инструментами, застрял на теории и терминах, то есть не сразу смог сходу формулировать ответы. Самое интересное, что я знал все эти ответы. Просто понадобилось немного времени, чтобы всё освежить в памяти.

Отдельно по кейсам: спросили, что я могу показать из свежего, то есть за последние полгода. Тут мне особо нечего было показать, т.к. я последний год не работал с клиентами. Пришлось показывать старых клиентов, и это сыграло в минус.

И вот меня опять не взяли.

Вывод №3:

Подготовьтесь к теоретическим вопросам.

  • Лучше всего сделать распечатку с последними апдейтами и поставить её перед глазами. Например, по Яндексу тут полный список.
  • Освежите теорию, чтобы не плавать на вопросах про коммерческие, поведенческие, ссылочные факторы и т.д.
  • Почитайте последние новости по SEO, найдите последние тренды и значимые события в отрасли.
  • Заново изучите сервисы и инструменты (всё, чем приходилось пользоваться, например, Яндекс.Wordstat, Key Collector, keys.so, Screaming Frog SEO Spider, Ahrefs, Пиксель Тулс, ТопВизор, Лабрика, Арсенкин, Кулаков).
  • Отдельно уделите внимание Яндекс.Метрике и Google Search Console. Они быстро меняются и нужно в них ориентироваться.

Кейсы: если их пока нет, то ничего страшного. Наверняка у вас есть какой-то свой сайт или сайт друга, которому вы помогали с оптимизацией. Вот про него вы и расскажете - что делали, как делали, это покажет ваш практический опыт. На свою первую работу в офис я устроился, добавив в резюме все свои личные сайты. И это сработало!

Попытка №4
Просто не та компания. Неудача!

Четвертая попытка: это не совсем неудача, но пригодится в копилку. Случайно увидел на hh.ru вакансию прямо у себя на районе. То есть пешком туда можно было добраться за 5 минут. Конечно, я без раздумий решил туда зайти. Но на месте оказалось, что это не та компания, где я хотел бы работать. Это была веб-студия, которая массово "клепала" сайты на Вордпрессе, по несколько штук в день. И им нужно было такое же быстрое "типа-SEO". Руководитель не понимал в SEO от слова совсем. Тут уже я сам отказался от вакансии.

Вывод №4:

Ещё на предварительном этапе лучше попытаться выяснить, чем конкретно предстоит заниматься в компании. И если это вам не подходит, то сразу откажитесь от траты времени. В моём случае я потерял всего лишь 1 час, но если бы, например, пришлось ехать через весь город - то потерял бы целый день.

Попытка №5
Успех!

Пятая попытка: тут всё сошлось! И я уже чувствовал себя более уверенно, легко прошёл собеседование. И компания небольшая, что мне понравилась (нет начальников начальников отделов). Сразу понял, что тут не поток, о котором писал в предыдущей статье. И руководитель сам грамотный специалист в SEO, что вообще прекрасно.

Итоги:

Итоги очень простые. Если вы действительно хотите найти работу, то просто начните проходить собеседования. Не бойтесь неудач и наберитесь терпения. У меня получилось с 5-го раза. У кого-то получится с 1-го или 10-го. Если после каждой неудачи проводить работу над ошибками (найти ответы на все вопросы, в которых вы плавали), то каждый раз вы будете всё ближе к успеху.

P.S.

А какие у вас были неудачи при прохождении собеседований?

66
12 комментариев

Хе.
В одном большом агентстве нужно назубок знать большое руководство по сеошке её владельца. Уважаю автора талмуда, но не по каждому пункту и трактовке согласен.
В другом меня собеседовали мальчик-миддл и девочка-эйчар. В сеошке они понимали сильно слабее, а вопросы были типа "А онпейдж оптимизацию вы делаете? Делаете вы онпейдж? Хорошо".
Когда я сам проводил собесы, мы с коллегами смотрели только на два момента: реальный опыт работы хотя бы базово и вменяемость - сможем полноценно коммуницировать с человеком или нет. Остальное - детали и шелуха.

5
Ответить

Это в каком городе так нос воротят?
В Перми берут всех, кто может SEO сходу расшифровать.

2
Ответить

На удалёнку - Москва, в офис - Краснодар.

Ответить

Про апдейты гон какой-то. Ну допустим ты запомнил, когда был кор апдейт последний и дальше что?

Ответить

Это спрашивают на собеседовании. Нужно показать, что ты в курсе последних событий.

Ответить