Показываю по шагам, как сделать ТЗ на SEO текст копирайтеру с примером
Прикладной материал для тех, кто хочет научиться делать SEO ТЗ или перенять часть подхода к ним. Не претендую на "СОЗДАДИМ ЛУЧШЕЕ ТЗ", так как специально исключил несколько блоков, что-то упростил, чтобы по этой инструкции можно было плавно вкатиться в тему создания SEO ТЗ для копирайтеров.
Шаг 1. Сбор информации
Для хорошего ТЗ на необходимо следующее:
- Кластер запросов.
- Понимать интент кластера.
- Конкуренты
Кластер запросов
Тут все просто. Вам нужно нормальное ядро, чтобы сделать нормальное ТЗ. На крайний случай можно взять данные из Keys.so по страницам, но со своим ядром эффективнее за счет большей проработки вариантов запросов.
Понимать интент кластер
Че человек хочет то, когда это спрашивает? По большинству кластеров понятно, когда на них смотришь.Если непонятно, то смотрите какие конкуренты в выдаче. И используйте инструменты для определения коммерции.
Например
Для интереса я возьму кластер со смешанным интентом. Это означает, что по одному запросу в выдаче есть и статьи и коммерческие сайты.
Здесь важно определить, что мы хотим в итоге получить в итоге статью или посадку. В моем случае статью. Так как продвигаем сайт производителя и мы не сможем тягаться в коммерции. А вот по инфо реально выйти в ТОП.
Конкуренты
Конкурентов рекомендую собирать сразу по всему кластеру, а не по 1 запросу из него. Это точно отразит, кто в выдаче собирает больше трафика и на кого стоит равняться.
Для этого берем инструмент https://coolakov.ru/tools/most_promoted/
Закидываем туда весь наш кластер.
И собираем URL подходящих конкурентов. От 5 до 10 шт примерно.
В моем случае я выкину все коммерческие листинги, рейтинги. Именно ручной отбор конкурентов позволит нам создать более качественное ТЗ.
Отбираем подходящие URL. Кажется нудным, но даже с небольшим опытом делается за несколько минут.
Никогда не берите для анализа сервисы Яндекс и агрегаторов. И контент другого интента.
Что берем
Берем статьи такого же плана, что мы и хотим получить на выходе.
https://m-strana.ru/articles/zvukoizolyatsiya-pola-ot-nizhnikh-sosedey/
https://maxforte.ru/sovety-po-zvukoizolyatsii-pola
https://LeroyMerlin.ru/advice/stroymaterialy/tri-resheniya-dlya-shumoizolyacii-pola/
https://zvukexpert.ru/kak-pravilno-sdelat-shumoizolyaciyu-pola-v-kvartire/
https://znaet.petrovich.ru/stroitelstvo/teploizolyatsiya-i-shumoizolyatsiya/shumoizolyatsiya/instruktsiya/shumoizolyatsiya-pola-vybiraem-materialy-i-montiruem/
https://stroyday.ru/remont-kvartiry/pol/shumoizolyaciya-pola-ot-sosedej-snizu.html
Если была бы возможность, то статьи с Леруа и Петровича я бы не брал. Но такой возможности не представляется.
Нет, в ТОПе из-за силы домена
Дзен тут понятно, Пикабу имеет высокий траст и часто с него ранжируется лонгриды даже с нулевым рейтингом.
https://pikabu.ru/story/zvukoizolyatsiya_pola_styazhki_lagi_i_drugoe_7215387
https://dzen.ru/a/YrW311fCs1AWGIiU
Статья, но не наш формат
Тут рейтинги материалов, что соответствует нашему формату. Поэтому я не беру это.
https://MarkaKachestva.ru/rating-of/3707-luchshie-materialy-dlja-shumoizoljacii-pola.html
https://expertology.ru/14-luchshikh-materialov-dlya-shumoizolyatsii-pola/
Коммерция
Тут думаю понятны причины.
Шаг 2. Собираем ТЗ
Тут я опишу упрощенный вариант нашего ТЗ на текст. Не буду вдаваться в такие сложные сущности, как оптимизация отдельных абзацев.
Что должно быть в ТЗ:
- Фразы из ключей
- Основные тематические слова
- Количество вхождений слов из ключей и основных тематических слов
Шаг 1. Фразы из ключей
Выделяем основной ключ и его варианты написания. Остальные фразы и хвосты выделяем в биграммы и триграммы.
Несколько вариантов сбора уникальных биграмм и триграмм.
1. Обработать руками
2. Разбить софтом
Например, https://arsenkin.ru/tools/lemma/
Можно отобрать руками и привести к нормальному виду.
3. Гибридный вариант или как обработать кластер на 1к запросов
- Обрабатываем самые частотные запросы руками
- Лемматизируем слова
- Ищем в какой фразе встречается уникальное слов и выписываем ее
Шаг 2. Основные тематические слова
Для этого нам нужно 2 инструмента
- https://miratext.ru/seo_analiz_text
- https://just-magic.org/ сервис “Акварель генератор”.
Анализ текста
Закидываем отобранных конкурентов на анализ. Можно ничего не менять.
Выписываем средний объем материала
Берите медиану, чтобы не плодить раздутые до безобразия лонгриды в интернете.
Выписываем количество вхождений самых популярных слов
Я возьму слова, которые встречаются у всех 5 сайтов. Обычно берем слова, которые есть минимум у 80% сайтов в ТОПе.
Оставшиеся популярные слова
Мы их считаем тематическими. Чтобы собрать тематические слова для текста мы берем от 60% конкурентов. В конкурентных тематиках держим этот процент выше.
В этом случае я возьму от 4 и добавлю в их в ТЗ.
Акварель генератор
“Акварель генератор” я использую только под запросы верхнего уровня. ИМХО с менее частотными кластерами он работает не очень.
Если для “курсы английского” он соберет нормально, то для запроса “курсы английского для взрослых” будет тоже самое, что и в “курсы английского”.
Вы можете взять верхушку тематических фраз и вписать их в ТЗ.
Но если вам нужно попроще, то берите отдельные слова. Они будут ниже фраз на том же листе. Их начало можно найти через поиск по странице разделителя “-----”
Берем примерно до 0,8.
Пересекаем списки тематических слов
Так как слова в разных формах, то здесь просто так по дублям не почистить. Поэтому в помощь тот же лемматизатор Арсёнкина.
Итог
Итоговый шаблон ТЗ
Про сбор структуры статьи
Не делаю это для своих копирайтеров, с которым работает долго.
Для копирайтеров с бирж можно сделать. Для этого откройте 5 отобранных конкурента, скопируйте их блоки, возьмите часто встречаемые пункты.
Процесс составления структуры показан в классическом меме.
Как вписывать
Слова из колонок “Основные тематические слова” и “Кол-во вхождений на странице” в любой форме. “Фразы из ключей” желательно в точной.
Нативная рекламная интеграция
Если вы тут так как дочитали материал полностью, а не промотали страницу, чтобы поставить дизлайк, то приглашаю подписаться на мой телеграм канал "SEO для бизнеса". В нем очень много пользы для всех причастных к SEO.И подписывайтесь на мой VC аккаунт. Все же разные форматы контента.