Меняем хостинг: что нужно предусмотреть до переезда сайта

Разобрались, как при этом не потерять деньги и позицию в поисковой выдаче.

Меняем хостинг: что нужно предусмотреть до переезда сайта

Новые требования к хостинг-провайдерам вступят в силу уже с 1 декабря 2023 г. По ним хостеры будут обязаны подтвердить свой уровень безопасности, подключиться к госсистемам и вступить в специальный реестр Роскомнадзора, или прекратить оказывать услуги. В таких условиях некоторые клиенты заранее выбирают переезд к более крупным и надежным провайдерам, чье попадание в реестр наиболее вероятно. В этой статье рассказываем о нюансах «переезда» с одного хостинга на другой.

Скоро услуги хостинга смогут оказывать только те компании, которые войдут в специальный реестр. Для этого хостинг-провайдеры должны будут подключиться к государственной системе противодействия кибератакам, использовать национальную систему доменных имен, передавать данные о вредоносном трафике и идентифицировать клиентов одним из доверенных способов.

Эти меры направлены на предотвращение участившихся кибергуроз, а значит клиенты смогут быть увереннее в устойчивости своих цифровых ресурсов. Однако хостинг-провайдеры, которые не войдут в реестр, не смогут работать. А значит, сайты на этих хостингах будут недоступны, и возникнет вопрос об их переносе к другому хостеру. Вместе с менеджером по продукту SpaceWeb Алексеем Шашкиным разбираемся, как подготовиться к переносу сайта и что предусмотреть до «переезда».

Алексей Шашкин
Менеджер по продукту SpaceWeb

Почему к переносу нужно готовиться

Перенос сайта — это всегда повышенный риск того, что сайт станет недоступен по тем или иным причинам на стороне сервера. А если пользователи видят 500-ые ошибки — хорошего не жди:

  • Если сайт недоступен долгое время, поисковые роботы могут посчитать его «мертвым» и обрушить позиции в поисковой выдаче.
  • Также недоступный сайт автоматически влечет за собой финансовые потери: если рекламные кампании продолжают откручиваться, но трафик некуда приземлить, бюджет просто сгорит.
  • Для сайтов на большом трафике даже непродолжительная недоступность — это потеря выручки. Например, популярные маркетплейсы ежедневно обрабатывают в среднем 800 тыс. заказов, и для них час простоя — это потеря более приблизительно 30 тысяч заказов. А при среднем чеке в 1000 рублей это может привести к почти 30 млн рублей убытка в час.
  • Не стоит сбрасывать со счетов и репутационные потери. Так, недоступный сайт веб-студии — это повод усомниться в профессионализме такого подрядчика.

  • Наконец, пользовательский опыт. Сбои в работе сайта негативно сказываются на впечатлении пользователей от продукта и сервиса: у вас закончилась вода в кулере, вы зашли на сайт — а видите Internal Server Error.

Существует множество причин, почему сайт перестает быть доступным. Самые распространенные — это неправильная настройка работы с SSL-сертификатом, которая ведет к циклической переадресации, неверно указанные пути к папкам и данным в БД, неправильная настройка .htaccess, разные кодировки у базы данных и сайта. Еще одна популярная причина — ваш провайдер не поддерживает версию PHP, которая нужна вашему сайту.

Решено, переезжаем. А куда?

Для начала стоит определиться с критериями. Обычно это цена, стабильность, серверное ПО, техническая поддержка и наличие дополнительных сервисов. Давайте поймем, что для вас важно.

Цена. Здесь все просто: если вам не подходят тарифы текущего провайдера, посмотрите на предложение соседнего. Имеет смысл задать поддержке вопрос о том, когда в последний раз менялись тарифы, и что именно изменилось.

Стабильность и производительность. Главная метрика стабильности — это аптайм, то есть время бесперебойной работы хостинга. Аптайм можно проверить через такие сервисы, как hosters.ru — чем он выше, тем надежнее хостинг.

Наличие подходящего ПО. Если у хостера нет поддержки нужной вашему сайту версии PHP или MySQL, то переходить на него бессмысленно. Убедитесь, что провайдер установил новые версии и регулярно их обновляет — уточните в чате поддержки, эту информацию провайдеры обычно не скрывают.

Техническая поддержка. Качество поддержки можно оценить только на реальной эксплуатации, так что возьмите тестовый период и задайте поддержке несколько вопросов: в будни, выходные, рабочее и ночное время. Замерьте время и качество ответа.

Дополнительные услуги. Провайдеры обычно предоставляют такие сервисы, как антивирус, защита от DDoS, спам-фильтры, почта — если вы собираетесь пользоваться почтовой системой провайдера. Изучите тарифы на почту заранее, если со временем вам потребуется больше ящиков или места в хранилище.

Процесс переноса: как ничего не потерять и защитить данные

Идеальных «переездов», как правило, не бывает. Очень многое будет зависеть от конкретного кейса: используемых на сайте технологий, CMS, фреймворков. Здесь придется перечитать пачку инструкций для каждой технологии — нюансов столько, что ошибиться будет проще простого.

Поэтому самый короткий рецепт, особенно если у вас нет своего администратора, — доверить миграцию экспертам на стороне хостинг-провайдера. Эту услугу некоторые провайдеры предоставляют бесплатно. Каким будет процесс:

  • Специалист поддержки попросит у вас доступы от текущего хостинга.
  • Какое-то время уйдет на изучение файлов и папок вашего сайта, требований к PHP и MySQL.
  • После ваш сайт перенесут на новый хостинг и выделят технический домен, на котором вы сможете проверить работоспособность сайта.
  • Когда вы убедитесь в том, что все в порядке, специалист изменит ns-записи для домена или поменяет А-запись.

Чтобы все прошло с минимальным риском, стоит убедиться, что вы создали резервную копию данных — делать это стоит непосредственно перед переносом и не вносить никаких изменений в файлы или настройки DNS, когда создание копии запущено. Еще совет: не создавайте бэкапы там же, где хостится сайт — например, делайте резервные копии на вашей машине. Когда перенос закончился и по всем признакам закончился успешно — не спешите удалять бэкап. Бывает, что часть данных при миграции теряется, но обнаружить это сразу не могут ни владелец сайта, ни специалист провайдера.

Стоит понимать, что перенос сайта — это одновременно и перенос всех его проблем. Вирусы, бэкдоры в коде, все это успешно переедет на новое место. Убедитесь, что у вашего нового провайдера есть антивирус и проведите полную проверку сразу после запуска на новом хостинге.

И наконец: правда ли, что переезд плохо влияет на SEO?

Сам по себе перенос файлов с одного хостинга на другой никак не влияет на позиции в выдаче. Но вот если в процессе переезда сайт упадет и пролежит достаточно долго — SEO может пострадать. И это еще одна причина не заниматься всем самостоятельно, особенно если у вас нет релевантного опыта.

Коротко о главном

  • С декабря изменяются требования к хостинг-провайдерам. Убедитесь, что ваш хостер попадает в реестр — итогового списка пока нет, но вы можете перейти к более надежному провайдеру, который уделяет пристальное внимание безопасности и наверняка позаботится о том, чтобы соответствовать новым правилам.
  • Чтобы подобрать хостинг для своего проекта, стоит определиться с критериями: ценой, наличием у провайдера нужных технологий и их актуальных версий, требованиями к качеству поддержки, приемлемым уровнем аптайма, дополнительными сервисами. Так, наличие антивируса будет большим плюсом — во время переноса вы сможете найти вирусы и уязвимости в коде и устранить их.
  • Процесс переноса, настройки ns-записей и DNS не выглядит чем-то сложным, пока вы не столкнулись со сменой провайдера на практике. Здесь все определяют мелочи: например, каждая CMS имеет набор собственных инструкций, которые нужно учесть при переезде.
  • Самое неприятное последствие неправильного переноса — 500-е ошибки, недоступность сайта. Если сайт будет лежать достаточно долго, это повлияет как на SEO, так и на более очевидные метрики, вроде выручки — особенно актуально для интернет-магазинов и информационных порталов.
  • Самым простым решением будет доверить процесс переноса специалисту на стороне хостинга. Многие провайдеры, в том числе и наша компания, предоставляют такую услугу бесплатно. За дополнительную плату вам помогут перенести и перенастроить почту.
1111
21 комментарий

Мне кажется, для переноса важных сайтов лучше обращаться к экспертам. Тем, кто умеет разбираться в приложениях без документации и понимает, как это работает.

Поддержка хостингов хороша на типовых задачах, но скорее всего не вытянет перенос сложного сайта.

Мы обычно анализируем сайт перед переносом. Фиксируем функциональность. Подключаем автоматический мониторинг фич — корзина, интеграции, регистрации, рассылки. Потом пишем план переноса. И только потом переезжаем.

Если что-то идет не так, в онлайне по проверкам видно, в каком месте проверки перестали работать. Быстро фиксим, чтобы свести к 0 влияние на траффик.

Это сокращает время переноса и в поддержке проекта полезно.

2
Ответить

На случай, если у владельца сайта нет ресурса на привлечение такого эксперта, как раз и приходит помощь техподдержки. На стороне хостинга тоже есть сильные профессионалы. Например, наша поддержка в среднем переносит около тысячи сайтов в год. За такой объем мы наработали огромный опыт, научились переносить как простые типовые сайты на стандартных CMS, так и сложные проекты с серьезной функциональностью.

1
Ответить

А если мне нужно разместить лендинг на html, то тоже придется переплачивать за хостинг из-за новых мер?

1
Ответить

Конечно, придётся. Если есть возможность повысить цены, их обязательно повысят.

3
Ответить

к более надежному провайдеруИ как узнать, какой надёжный, если пока списка нет?

1
Ответить

Можно ориентироваться на размер аптайма – хорошая вилка находится между 99,94–99,98%. Также можно узнать, где расположены сервера, предпочтение лучше отдать хостерам с российскими ЦОДам уровня TierIII

3
Ответить

Сам-то по себе перенос технически к пессимизации не приведет. И не все 500-е - прямая угроза ранжированию. Хорошо набитые хостовые - решают.
А вот насчёт IP нового - уже вопросы. Особливо если речь о виртуальном хостинге.
Я бы не стал торопиться с выводами.

1
Ответить