Работа с репутацией (SERM) для SEO-продвижения сайтов

Работа с репутацией (SERM) для SEO-продвижения сайтов

Деловая репутация играет важную роль в успешности любого бизнеса. Если сайт будет в топе поисковой выдачи и будет предлагать товары по самым низким ценам, но у него будет низкий рейтинг, мало звезд и много отрицательных отзывов, покупатели начнут обходить его стороной. Согласно исследованию AliExpress Россия и Data Insight, 99% покупателей читают отзывы. SERM-маркетинг позволяет не упустить потенциальных клиентов из поисковых систем, помогает бизнесу повысить уровень доверия, конверсий и продаж за счет демонстрации хорошей репутации. В этой статье расскажем, почему для SEO-продвижения сайтов работа с репутацией является важным пунктом стратегии и как с ней нужно работать.

Чем SERM отличается от ORM

Эти два термина часто путают, так как они оба про управление репутацией (RM).

SERM (Search Engine Reputation Management) – это процесс воздействия на репутацию сайта в поисковой выдаче. Его цель заключается в создании благоприятного имиджа, формировании позитивных отзывов и рекомендаций, а также борьбы с негативной информацией в топе «Яндекса», «Гугл» и других поисковых систем. В случае SERM не проводится глубокая аналитика всего интернета, всех форумов, всех комментариев в социальных сетях. Важно только то, что попадает в топ выдачи. Для управления репутацией могут создаваться карточки на популярных платформах, подниматься в топ управляемые сайты с хорошими отзывами о компании и т. д.

Работа с репутацией (SERM) для SEO-продвижения сайтов

ORM (Online Reputation Management) включает более широкий спектр задач, связанных с управлением репутацией в интернете. Проводится мониторинг и работа с отзывами на всех площадках в интернете: в соцсетях, на форумах, картах и т. д. С помощью автоматических инструментов собираются все комментарии о компании и со всеми ведется работа, особое внимание уделяется топу и отраслевым площадкам (даже если они не отображаются на первых позициях выдачи).

Когда нужен SERM

Улучшение репутации бренда либо персоны в поисковой выдаче может потребоваться в разных ситуациях. Основные:

· открытие или расширения бизнеса, запуск нового продукта. Если упоминаний нет, это плохо. Тем более, если первые клиенты окажутся недовольны предоставляемыми услугами или товарами. SERM помогает создать правильный образ в глазах аудитории;

· атака конкурентов. Удалить все отзывы и негативные статьи в этом случае не получится, так как, например, «Яндекс» считает, что пользователи имеют право делиться своим мнением, даже если оно не объективно;

· конкуренция по названию. В топе может быть несколько фирм или товаров с одним или похожим названием. В задачу специалиста входит вытеснить из выдачи конкурентов, оставив упоминания только о продвигаемой компании;

· падение CTR (кликабельности сниппета) из поиска, снижение конверсий и продаж. Согласно исследованию BrightLocal, только 6% пользователей все равно на рейтинг, 87% покупателей не обращают внимание на бизнес, рейтинг которого ниже 3 звезд. По данным Markway и Anketolog, чтобы привлечь внимание, рейтинг должен быть не ниже 4 звезд (отметили 29% респондентов), 4.5 звезд (выбрали 43,7% опрошенных);

· имиджевые потери. Скандальные рекламные акции, упоминание в новостях в негативном ключе и прочие аспекты, отрицательно влияющие на имидж, также можно смягчить с помощью SERM;

· плохая репутация работодателя. Коммерческие организации оценивают не только по тому, как они работают и какое качество товаров или услуг обеспечивают. Репутационный маркетинг помогает улучшить мнение о компании, как о работодателе, так как это часть общего имиджа, позволяющая успешно бороться на рынке за сотрудников и клиентов.

Основные стратегии SERM

Репутация может быть хорошей, плохой, нейтральной или никакой (полностью отсутствовать). Для каждого варианта существует своя стратегия.

Работа с репутацией (SERM) для SEO-продвижения сайтов

Если репутация нейтральная

Участвуйте в форумах и конференциях, о которых много говорят в отрасли, публикуйте статьи в блогах и посты в социальных сетях. Создавайте полезный и информативный контент (видео, подкасты, обзоры и т. д.), который поможет вам увеличить ваше влияние и привлечь большее количество посетителей. Отрицательные отзывы обрабатывайте, стараясь нивелировать негатив и менять его на позитив, если отзывы не обоснованы, договаривайтесь с площадками об их удалении.

Если репутация положительная

В этом случае работать проще, так как нужно продолжать поддерживать созданный имидж. Активно взаимодействуйте с клиентами и реагируйте на все их отзывы и комментарии. Мотивируйте делиться своим мнением, поддерживайте положительный образ.

Если репутация отрицательная

В этом случае нужно нарастить положительные упоминания и нейтрализовать негатив, для достижения этой задачи будет сложно обойтись без специалиста по SERM/ORM. Нужно вытеснять из выдачи сайты с большим количеством негатива, делать посевы позитивного контента и продвигать сайты с ним в топ, активно мониторить новые отзывы и комментарии и сразу же реагировать на них. Если негатив обоснован, бизнесу нужно устранить то, чем недоволен клиент, или предупреждать его. Например, если производство мебели занимает не 21 день, а 90 дней, нужно об этом предупреждать на сайте, при оформлении заказа и перед оплатой, чтобы покупатель потом не чувствовал себя обманутым. Наладьте внутреннюю систему мотивирования покупателей оставлять отзывы, используя готовые сервисы или другие способы таким образом, чтобы негативные комментарии уходили в отдел качества, а позитив публиковался на топовых площадках.

Если репутация отсутствует

Это повод аудитории сомневаться в вашем бизнесе или продукте, поэтому нужно работать над созданием репутации. Публикуйте контент о себе, участвуйте в форумах и других обсуждениях по вашей тематике, организуйте конкурсы. Для посева позитива можно пойти разными путями:

1) купить отзывы, но здесь нужно осознавать риски, да и многие площадки научились отличать заказные тексты;

2) попросить оставить отзывы сотрудников и их родных, подарив взамен ваш товар или сделав скидку;

3) договориться о партнерстве с компанией, у которой уже есть постоянная аудитория;

4) дарить продукт (пробник или демоверсию) при покупке других товаров и просить оставить отзыв.

Этапы работы

Аудит

Прежде чем выбрать метод управления репутацией, нужно узнать текущее положение компании и конкурентов.

Сбор запросов для отслеживания

Так как задача SERM – это управление репутацией в поисковой выдаче, нужно сразу понять, по каким запросам ее отслеживать. Можно выделить следующие типы:

· название товара, услуги или бренда;

· бренд/продукт + город;

· бренд/продукт + отзывы;

· бренд/продукт + отзывы о работе;

· бренд/продукт + скандал.

Работа с репутацией (SERM) для SEO-продвижения сайтов

Выбор региона

Для более точного управления репутацией, нужно определить основные регионы, на которые вы нацелены. Это поможет оптимизировать работу, сфокусироваться на самых важных городах, а уже после работать со всей Россией, если это потребуется. Например, если компания-работодатель нанимает сотрудников в Калуге и у нее недостаточно средств для проработки запросов по всей России, приоритет нужно отдать улучшению репутации в Калуге.

Проверка выдачи

По собранным запросам в утвержденных регионах проверяется поисковая выдача (в режиме инкогнито). Из-за того что количество результатов в выдаче может меняться, «Яндекс» советует регулярно отслеживать данные в топ-20. Это позволит оперативно реагировать на появление негативной информации и принимать меры по ее снижению или вытеснению с топовых позиций.

Разметка тональности

Оценка тональности контента нужна для классификации сайтов в топе. На каждом ресурсе подсчитывается количество положительных, нейтральных и отрицательных отзывов, каких окажется больше, к такой категории и относят сайт.

Создание и/или поддержание хорошей репутации

Вывод рейтинга в сниппет. Первое, что нужно сделать для формирования позитивного имиджа – позаботиться о выводе в описание сайта в выдаче рейтинга компании со звездами. В «Яндексе» для этого достаточно зарегистрироваться в «Яндекс Бизнесе» и мотивировать пользователей оставлять отзывы в сервисах «Карты» и «Поиск». Для интернет-магазинов и маркетплейсов рейтинг рассчитывается на основе отзывов, оставляемых в «Яндекс.Браузере» и на личной странице пользователей. Если звездочки в сниппете не появились, убедитесь, что передаются полные данные о магазине и товарах с помощью YML-файла через «Вебмастер», «Маркет» или «Директ».

Работа с репутацией (SERM) для SEO-продвижения сайтов

В поисковой системе Google для получения расширенного сниппета со средним рейтингом используется микроразметка Schema.org, для этого на страницы сайта нужно добавить структурированные данные типа Product.

Работа с репутацией (SERM) для SEO-продвижения сайтов

Удаление негатива из топа. Если возможно, нужно связаться с администрацией сайтов, на которых опубликованы отрицательные отзывы и контент, негативно влияющий на репутацию, и попросить удалить их. Если удаление невозможно, принимаются меры по вытеснению негативной информации из выдачи путем создания большего количества положительных материалов, подъема в топ управляемых площадок. При этом на негатив, особенно если он необоснован, обязательно нужно дать аргументированный ответ компании.

Подъем в топ позитивных отзывов. Для этого проводится оптимизация карточек на крупных площадках, добавляются положительные отзывы и позитивные материалы.

Посевы на крупных площадках. Повышение лояльности аудитории и рейтинга компании подразумевает работу с самыми популярными сайтами. В первую очередь обращайте внимание на сервисы экосистемы поисковика, в котором вы планируете управлять репутацией. Чаще всего компании нужно работать со следующими площадками (может меняться в зависимости от запроса и тематики):

· отзовики, включая iRecommend, «Отзовик», Zoon, Flamp;

· профильные площадки – Prodoctorov, DocDoc, Tripadvisor, «Яндекс Путешествия», VC, Habr, РБК, Forbes и т. д.;

· справочники и каталоги – «Яндекс Бизнес», Google «Мой бизнес», Yell, Blizko и прочие;

· карты – «Яндекс.Карты», Google Maps, 2GIS.

Оптимизируя контент на этих площадках и продвигая его в топ, можно получить дополнительное преимущество – заполонить выдачу своей компанией и не дать шансов конкурентам. Даже если клиент не перейдет по ссылке на ваш сайт, он может перейти по ссылке на «Яндекс.Карты», «Отзовик» или другую площадку, в которой будет уверен, а затем все равно придет к вам.

Мотивация на написание положительных отзывов. Стимулируйте клиентов оставлять положительные отзывы и отмечать позитивные аспекты работы компании. Здесь можно использовать разные методы мотивации, например, предоставление скидок, бонусов участие в рейтинге. Для отслеживания и сбора отзывов лучше использовать специальные сервисы, например «Товеко», Repometr, RocketData, в настройках которых можно выбрать предпочтительные площадки для публикации. Также они позволяют избежать распространения негатива – такие отзывы уходят в отдел контроля качества и не размещаются. Если вы хотите улучшить рейтинг только в «Яндекс Бизнесе», используйте бесплатные промоматериалы, предоставляемые в личном кабинете – макеты визиток и пирамидок, QR-код.

Работа с репутацией (SERM) для SEO-продвижения сайтов

Заключение

SERM, как и SEO – это многоэтапный непрекращающийся процесс. Нужно постоянно мониторить выдачу, следить за поведением аудитории, предугадывая запросы, по которым она может изучать информацию о компании, и мотивировать довольных клиентов делиться успешным опытом сотрудничества с вами. При этом нужно понимать, что любые методы управления репутацией будут неэффективными, если бизнес будет работать плохо. Отзывы от клиентов нужно воспринимать как руководство к улучшению сервиса и качества продукта или корректировке маркетинговой стратегии. Умение эффективно работать с отзывами и формировать положительную репутацию поможет улучшить видимость сайта в поисковых системах, повысить конверсию, привлечь новых клиентов и увеличить объем продаж.

11
Начать дискуссию