(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(94795961, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(94795961, 'hit', window.location.href);

Искусственный интеллект добрался до Google и убивает SEO?

С добавлением SGE (Search Generative Experience) результаты органической выдачи уходят далеко за первый экран — более чем на 1500 пикселей. Пользователям приходится делать 1-2 скролла, чтобы добраться до традиционного топ-3. Значит ли это, что и традиционное SEO скоро перестанет работать? Будем разбираться в обзоре от Rocket Business.

Методологическая справка

Здесь коротко расскажем о том, как проводилось исследование.

  • Анализировали массив из 1000 коммерческих запросов по сферам: автомобильная промышленность, e-commerce, развлечения, одежда, еда, здоровье, техника, путешествия и юридические услуги.
  • Результаты проверяли в США через несколько авторизованных Google-аккаунтов с функцией SGE.
  • Устройства — ПК с Windows 11 и разрешением экрана 1920 x 1080. Видимая область просмотра — около 940 пикселей.

Авторы не учитывали влияние персонализации на результаты исследования. Запросы были сделаны случайным образом, при этом пользователи не переходили по ссылкам из органики — лишь изучали SGE-выдачу.

В начале статьи звучит главный тезис:

Возможно, это самое большое изменение в поиске за последнее десятилетие. Если Google решит внедрить текущую версию SGE, SEO-специалисты увидят, что трафик и ценность первых позиций органической выдачи исчезнут. Ваше SEO-агентство еще не говорит с вами об этом? А следовало бы.

Лоуренс О'Тул, CEO&Founder of Authoritas

Что по цифрам?

Авторы исследовали два типа SGE-выдачи: с кликом на кнопку генерации и на кнопку «Подробнее». Независимо от типа SGE, первая строка выдачи падает в среднем на 1500 пикселей или в 1,5 раза больше видимой области просмотра на экране.

Важно: если пользователи не кликают на кнопку генерации, изменений не происходит. Первая строка органической выдачи остается на своем месте.

Далее авторы анализируют несколько пользовательских сценариев. Что происходит, если нажать не только на кнопку генерации, но и на «Подробнее»?

Первая строка перемещается вниз примерно на 1630,9 пикселей. Представьте себе, что вы скроллите весь первый экран, а затем еще немного, чтобы увидеть первый результат обычного поиска.

А что содержит сам SGE? Это подборка в среднем из 10 ссылок с 4 разных сайтов.

SGE и органическая выдача

Важный вопрос: совпадают ли сайты в результатах SGE-поиска с топ-10 органической выдачи? Авторы отвечают: почти не совпадают.

В 93,8% случаев ссылки в SGE не относятся ни к одному сайту на первой странице.

Всего точных совпадений, когда позиция страницы в SGE соотносится с позицией в органике, — около 4,5%. А общий процент совпадений доменов составил всего лишь 1,6%.

В 115 результатах SGE-поиска появлялись быстрые ответы — featured snippets. Но и здесь есть загвоздка. Содержимое SGE отодвигает быстрые ответы далеко вниз. В среднем они падают на 1478,7 пикселей — или на 136,9% высоты области просмотра.

Действительно ли это плохие новости?

Google экспериментирует с «супер» быстрыми ответами, которые, похоже, объединяют данные из нескольких источников в новые форматы без результата, генерируемого ИИ. Я думаю, что времена SEO-оптимизации для featured snippets прошли.

Лоуренс О'Тул, CEO&Founder of Authoritas

Анализируем позиции на примере

Как меняется органическая видимость Википедии при использовании SGE? Значительно — позиции упали в среднем на 9,7 строк. В пикселях — на 1507,9 (139,6% области просмотра). Значение превышает стандартную высоту экрана.

Но теряет ли при этом что-то сама Википедия? Здесь следует учесть факт: SGE состоит из текстового ответа и подборки сайтов. Иногда URL отображаются еще до клика на кнопку «Подробнее», иногда — после. Википедия регулярно попадает в результаты SGE-выдачи. А сгенерированный контент размещается в самом верху поисковой выдачи.

                                                   Пример SGE-выдачи взяли отсюда

В большинстве случаев Википедия занимает топовые позиции в SGE-выдаче после клика на кнопку «Подробнее». Она не рискует потерять позиции в общей выдаче и, как следствие, трафик.

Пока сложно что-то прогнозировать. Но усиливается прежний тренд: отказ от погони за позициями. Для оценки успеха продвижения будут использоваться другие метрики. Хотя может повториться ситуация с трендом на оптимизацию под голосовой поиск – он оказался переоценен. Поэтому пока что не паникуем и наблюдаем.

Наталья, руководитель SEO-отдела Rocket Business

Чуть-чуть позитива

Авторы надеются, что диаграмма ниже, как и все исследование, даст SEO-специалистам повод для надежды. Даже если домен сегодня не очень хорошо ранжируется, новые пользователи могут приходить из SGE-поиска.

Кроме того, стандартный подход к оценке эффективности SEO-стратегии придется менять. Процент ключей в топе и кликабельность сниппета в выдаче по-прежнему будут иметь значение и для SEO-шников, и для их клиентов. Но теперь придется учитывать разные результаты: до и после клика на кнопку генерации.

Конечно, когда она появится. Пока что функция недоступна на территории большей части Европы и тестируется на пользователях Google Chrome и Google App.

Минута самолюбования

ТГ-канал с кейсами и обзорами на новости из диджитала

ТГ-канал для партнеров с актуальными лидами

Давайте поболтаем в комментариях! Как думаете, как повлияет SGE-поиск на рутину SEO-специалистов?

0
49 комментариев
Написать комментарий...
Виктор Петров

Незачем держать в индексе мусорный дублирующийся контент (коего 99% в любой тематике). Всё, что можно заменить сокращённым обобщённым ответом от генеративки - будет сокращено.
И хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Хорошо, если они сократят дублирующийся контент. Плохо, если при этом под каким-нибудь предлогом исключат тот, который составляет 1%.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Они сами парсить ничего не будут. Просто пересказ топов для тех, кому впадлу читать и вдумываться. Обычный чатбот, паразитирующий на serp - эдакий расширенный нулевой блок.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

То-то и оно.

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Ну неплохо так расширенный. На мобилке не то что 1, а 2-3 экрана может занимать.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Вопрос экспериментов. Задачка-то там простая: никуда ползателя с выдачи не отпускать. Формально - должно учитывать пользовательские сигналы. Стало быть, либо врут про сигналы, либо массам этого достаточно, пора выпускать кракена.

Ответить
Развернуть ветку
Arion

SGE уже своего рода кракен, если честно. Хотя я весь движ с ИИ люблю, в поиске его не очень хочу видеть

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Разделятся неизбежно. Будет ассистент на генеративке, будет и поиск в старом смысле - IR, с минимумом рекламы и попытки подсунуть мне магазин со скидками вместо того, что я запрашиваю.
Дожить бы только.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.
Дожить бы только

:D

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Да что мы, скроллить не привычны?

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Да пальцы уже болят. И так сайты мусорные в выдаче, теперь еще больше ерунды пролистывать надо будет.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Прасковьин

Мудрые слова. Наконец-то вечный совет "Делайте сайты для людей" рискует нормально лечь на практику SEO

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

интересно, будет ли ии убирать то, что реально интересно и как он определит, что удаляет нечто ценное?)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Не будет он определять "реально интересно" и "ценное". Он будет давать ответ, релевантный запросу.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Paclon

Еще ребят, большой вопрос к источнику authoritas.com: они говорят что провели исследование на 1000 коммерческих запросов, типо salad, fish, food, cpa, egg, eggs. Они кроме того что не постарались на небольшой выборке убрать явные дубли запросов, так еще добрая треть это общие и информационные запросы. Что делает их бенчамрки шумными и доверия не вызывают

Ответить
Развернуть ветку
Кот С Зубами

Ну вообще не хочу полагаться на ответы, сгенерированные нейросетеой. Особенно в жизненно важных вопросах. Например, медицинских. Это я как пользователь говорю, я не как сеошник 😁
Очень надеюсь, что для определённых сфер будет ограничен список источников, откуда будет генерироваться инфа. Иначе это будет просто ужас
А вообще интересно, что получится и что нам всем с этим делать. Пока что все рассуждения смысла не имеют, потому что по факту это просто тест новой функции, ты не знаем, как она реагирует на один тот же запрос, заданный 2 раза. Так что это все какая-то философия 😁😁😁

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

По факту пока примерно так (а пользователь, может, имел в виду судового повара или имя)

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023

Тут все зависит от возможности влиять/попадать в данный блок как источник. Но ещё от рекламы зависимость есть. Поисковые системы получают доход с рекламы на других сайтах. Нет информационного трафика = нет дохода как Вебмастерам, так и поисковикам.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Paclon

Мы проводили исследование еще пол года назад когда только запустился эксперимент в Google. Задача попадания в колдущик решаема, кому интересно может чекнуть статью https://www.seonews.ru/analytics/kak-zasvetitsya-v-otvetakh-bard-bolshoe-issledovanie/

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023

Все будет зависеть от запросов. Они разные, есть информационные, если ваш вопрос очень простой "как сварить кукурузу", то вам и поисковик даст ответ с SGE в начале. Но, если уже более сложное, то тут есть варианты, генерированного ответа и вероятно придется искать как ранее искали по сайтам. Особенно если не уверены в этом ответе.
Коммерческие тут уже как раз ПФ сайтов, ваша история посещений и т.д. Хотя ничего не мешает отдавать инфу с поиска по товарам, картам и т.д. Там же тоже есть внутренний рейтинг.

Ответить
Развернуть ветку
Rocket Business
Автор

А как думаете, для SEO-шников появится новая цель — выводить сайт в результаты SGE-поиска?

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023

Ответил ниже.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.
если ваш вопрос очень простой "как сварить кукурузу", то вам и поисковик даст ответ с SGE в начале

И даже на простых вопросах нейросетка прокалывается, потому что обучается на соответствующем контенте. Поэтому лично я посмотрю, конечно, ответ от нейросетки, но только в качестве дополнения.
*
Кстати, пример (не SGE, а Блок знаний, но проблема фактологии есть и пока, видимо, будет)

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023

Тут Фамилия и Имя совпадают. Причем с Кинопоиска берется некорректная информация. Но так как вполне возможно что он более рейтинговый источник, то берется он.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Проблема в том, что робот по-прежнему плохо работает с фактами. Меня как пользователя не волнует, откуда и по каким критериям отбирается информация. Меня интересует достоверный и релевантный ответ. На данном этапе нейросеть будет только сводить в один блок информацию из тех же источников (которые, как мы видим, нужно проверять).
*
На днях опять спросила у нейросетки, как сушить орехи. Опять получила неправильный ответ. Жду прогресса.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Прасковьин
Проблема в том, что робот по-прежнему плохо работает с фактами

Если вы про GPT, то они не работают с фактами. Ни плохо, ни хорошо. Они работают с токенизированными атомарными лексическими единицами

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Да. В логической цепочке я пропустила механику для наглядности.
Но возможность включить в цепочку ресурсы для выдачи более корректных данных существует. Так ChatGPT теперь может обращаться к Wolfram|Alpha и Wolfram Language.

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023

С фактами пока она никак не работает. Источники берутся более популярные, рейтинговые и все.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.
С фактами пока она никак не работает.

Уже работает. На апрель 2023: "Для подключения Wolfram Alpha к ChatGPT необходимо установить плагин Wolfram внутри ChatGPT. Однако имейте в виду, что эта функция в настоящее время доступна только для пользователей ChatGPT Plus. После установки плагина Wolfram он позволит ChatGPT получать доступ к информации и функциям от Wolfram, разработчика сторонних приложений.
То есть пока за 20$ в месяц."

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023

Я писал про другое. Что ошибки скорее всего будут пока что, так как это никакой не сложный ИИ, а просто генератор, языковая модель. Есть данные которые подают для обучения с которых и получается ответ. Кстати эти данные могут быть изначально неверные. Яндекс, например, асессоров (вроде специалистов по темам) набирает и делает ещё разметку, чтобы точно отвечать на вопросы. Хотя я видел тренеров вакансии.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Всё, что нужно знать:
"Я пишу ответы с помощью YaGPT 2 — новой нейросети Яндекса, подражая текстам в интернете. Поэтому результат может быть выдумкой: это не моё мнение и не мнение Яндекса. Я стараюсь быть этичной, так что на некоторые запросы не отвечаю. Не судите строго за ошибки — я только учусь."
Полагаю, "YaGPT 2 — новой нейросети Яндекса" можно заменить любым другим вариантом.
Про источники:

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023

Выше пример блок и источники, а не генерация. А что касается ответов, то все логично. Что подали для обучения, то и получили. И на всякий случай все могут ошибаться. ЧатГПТ, Алиса тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.
блок и источники, а не генерация

В чём принципиальная разница работы с информацией?

Что подали для обучения, то и получили.

В этом-то и состоит большая проблема. Пока она решается хорошо (наверное) для каких-то узких (немассовых) тем. Но ведь мы о поиске и SEO.

все могут ошибаться

Ну извините. Зачем же мне ответчик, который берёт на себя функцию единственного ответчика и ставит свой ответ выше всех других, но в то же время не гарантирует правильность ответа (ну, хотя бы достоверность)?

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023

Генерация же может быть дополнена и взято за основу не 2 источника, а гораздо больше? Вообщем сейчас часто для этого и используется она.

По поводу правильности и достоверности. Со временем будет собираться статистика и неверные ответы уйдут. Ну как уйдут, опять же они скорее всего будут верные для большинства и неверные для меньшинства пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ресурсов у них не хватит. Интернет слишком распух даже для сканирования и расчета любых метрик за пределами tf-idf. Нет ресурсов. Поэтому максимум - будут брать топ-5 и пересказывать на языке "для школотрона".
Притом и пересказ там совсем дурной.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Нет, мы всё-таки говорим о разном. И идём по кругу. Хорошего дня.

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Прочла всю дискуссию выше и к концу уже чувствовала себя как этот кот.

Ольга, вы имели в виду, что нейросети в основном не делают компиляцию из фактов и источников, а просто генерят шаблонные ответы? И в SGE+- так же?

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Скрин "общения" с нейросеткой от Яндекса как бы отвечает.

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Бывают и ситуации, когда нейросеть практически на один и тот же вопрос выдает совсем разные ответы, дело в формулировках. То есть тут уже как будто больше зависит от умения пользователя промты писать. Но я тестила на SMM-задачах, может в других сферах не так.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Умения вообще нужная штука. Везде есть нюансы, даже в уборке снега.
В общем, при нынешнем состоянии дел я буду искать информацию в разных источниках, не полагаясь на выданную выжимку. Ну, если только это не курс валюты или перевод языковой конструкции для быстрого понимания.
И вы уже говорите о диалоге с нейросеткой, а публикация о том, что пользователь просто кинул запрос в поиск; тут ПС должна сама попытаться понять, чего пользователь хочет.

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Ну да, там корректировать результаты не получится. Как я поняла, есть только пара допкнопок и на этом все, перегенерить ответ не выйдет.

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023

Разные ответы, но итоговый смысл один? Тестировал Алису ещё давно, первые версии, там можно было выбрать ответь по другому. Промпты важны конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Не, не совсем. На вопрос "что такое бирдекель" GPT отвечал, что это какое-то казахское блюдо. А если пишешь "костер", то все ок.

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Добавлю: вычислять, какой термин знает нейросеть, относительно недолго. Результат нормальный, если подбирается максимально близкий и понятный ей синоним. Разница должна быть минимальной, совсем уж для душнил. Типа тех, кто разделяет визитницы и картхолдеры.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.
для душнил. Типа тех, кто разделяет визитницы и картхолдеры.

Эммм... Вообще-то люди ищут разными терминами. А релевантность разных терминов одной сущности — штука историческая.

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023

Даже в поиске не так все просто по данному запросу. Также нужно учитывать как часто такой запрос используют, насколько популярно то что вы ищите. И это кроме того какой объем информации был подан на обучение. Может пара документов, а не энциклопедии.

Ответить
Развернуть ветку
Али Профи

Если Google убьет поиск, переключимся на Яндекс. Если Яша сделает тоже, уйдем в паразитное SEO, если и там подрежут крылья, пойдём в соц сети. Отовсюду не выдавят ))

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023

Или сразу просто в маркетинг.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Савина, маркетинг-ас

Для меня до сих пор непонятна логика. В случае полного перехода на ии выдачу теряется заработок на гугл эдс. Они ж не дураки, терять деньги. Ну или будут продавать потом места в выдаче ИИ ( типа нативный ответ на вопрос с ссылочкой на сайт)

Ответить
Развернуть ветку
46 комментариев
Раскрывать всегда