Как снизить текучесть кадров без повышения зарплат: личный опыт автоматизации ресторана
Текучка кадров в общепите достигает 120%. Показываем, как электронные чек-листы и автоматизация бизнес-процессов помогают удержать сотрудников и победить кадровый голод.
Текучка кадров в общепите сегодня — не 3–7%, как в «здоровой» норме, а все 80–120% годовых для рядового персонала (официанты, бариста, повара) и 30–50% для управленцев. Сотрудники уходят, а иногда вообще бегут, и причина не только в зарплатах. Людей выжигает хаос: размытые задачи, ручное управление, отсутствие системы и поддержки.
Разбираемся, почему команда рассыпается даже в хорошем заведении и как выстроить процессы, чтобы сотрудники не сбегали через неделю, а оставались надолго. Без премий, но с работающей системой.
Основные причины текучести кадров: контроль, хаос и выгорание.
Из-за этого бегут даже те, кто вроде были «свои».
В общепите высокая нагрузка, ежедневный стресс, выгорание и огромный дефицит кадров. Вот частые причины, которые заставляют людей увольняться:
Невнятная постановка задач и отсутствие единых стандартов
Нет четких формулировок. Например, задание «разберись со складом» не проясняет, что конкретно нужно сделать. Сегодня надо мыть пол после закрытия, а вчера ругали за то, что не сделал это в пересменку. Получается сходи туда, не знаю, куда и принеси то, не знаю, что. В итоге постоянный стресс из-за ощущения «что бы ни делал — все не так».
«Ручное» управление и тотальный контроль деятельности персонала
Персонал тонет в напоминаниях, передаваемых на словах. Каждую задачу нужно фиксировать, перепроверять. Это утомляет и выжигает всех. Так же, как и разговоры в формате упреков и «наезда». А если еще и контролировать каждый шаг, так вообще беда.
Например, некоторые руководители всерьез используют камеры не для безопасности, а для разбора полетов. И тогда, конечно, люди перестают хотеть делать лучше. Они думают только о том, как бы не попасться на косяках.
Отсутствие смысла и чувства команды
Когда каждый сам по себе, нет поддержки, когда человек не понимает, зачем он делает что-то, и как это влияют на общий результат, мотивация падает. Каждый мечтает только о том, как бы пораньше уйти. В итоге уходят насовсем.
Неясный старт без контроля обучения персонала
Новичков часто кидают «в бой» без понятных инструкций. И на все вопросы они слышат что-то вроде «спроси у Пети», «разберешься», «да ты и так все поймешь». В результате человек теряется, нервничает, делает ошибки, чувствует себя бесполезным и через пару смен увольняется.
Рутина и выгорание
Однотипные задачи, отсутствие роста и ощутимого результата своего труда давят на психику. Если нет понятной системы, которая позволяет увидеть вклад каждого сотрудника, значит, у персонала нет шансов на развитие. Это вынуждает людей менять место работы.
Как удержать сотрудников: 4 рабочих способа
Кадровый голод в общепите, где достаточно специалистов, чаще всего возникает из-за хаоса и отсутствия структуры. Что помогает исправить ситуацию — это автоматизация бизнес-процессов:
Внедрить четкие стандарты и составить электронный чек-лист
- Если у каждого сотрудника есть чек-лист, где четко прописано, что и когда делать, понятна зона ответственности и нет двойных трактовок, работать проще и приятней.
Провести оптимизацию бизнес-процессов через автоматизацию задач
- Когда задания фиксируются в системе, нет необходимости напоминать по 100 раз, и видна реальная картина выполнения. Такая автоматизация и оптимизация бизнес-процессов снижает напряжение у персонала и управляющего.
Наладить контроль обучения персонала для упрощения адаптации
- Новички быстрее включаются, если сразу получают четкие инструкции и видят, что система работает для всех, а не выборочно. Это помогает им чувствовать себя увереннее, меньше ошибаться и прочно закрепиться.
Заменить прессинг на поддержку с помощью автоматизации контроля
- Система помогает не «ловить» сотрудников на ошибках, а вовремя замечать сбои и помогать их устранить. Это улучшает атмосферу, развивает культуру обратной связи и снижает текучесть кадров.
Чтобы построить такую систему, нужен инструмент, для автоматизации контроля и оптимизации бизнес-процессов, способный взять на себя рутину, напоминания, контроль персонала и аналитику.
Service Inspector — цифровой помощник для автоматизации задач в общепите и других отрасях. Он позволяет составить электронные чек-листы под конкретные стандарты, получать аналитику по выполнению задач, видеть прогресс каждого сотрудника, смены, точки. Все это дает полноценный контроль деятельности персонала.
В итоге новенькие быстрее включаются, постоянные сотрудники меньше устают, ведь задачи прописаны, система сама напоминает о дедлайнах, показывает результат. Людям удобнее работать, они видят смысл в своих действиях и понимают, что их вклад ценится. В такой среде хочется остаться.
Хотите навести порядок в процессах и снизить текучесть кадров? Начните с первого шага — составьте свой первый электронный чек-лист в Service Inspector или отправьте нам свой чек-лист и мы бесплатно загрузим его в сервис, откроем для вас бесплатный тест-драйв. Оцените эффективность на практике!