Асинхронные телемедицинские услуги - преимущества и ограничения

Асинхронные телемедицинские услуги - преимущества и ограничения

Асинхронная телемедицина дает многочисленные преимущества, включая удобство, относительную дешевизну и своевременность доступа к медицинской помощи. Однако имеет значительные препятствия к внедрению и использованию.

Беспрецедентный рост использования телемедицины во время пандемии COVID-19 и последующая динамика увеличения рынка MedTech показали, что это не ситуативный преходящий период. Хотя уровень использования телемедицины несколько снизился с пика пандемии, оказание медицинской помощи в удаленном формате прочно вошло в систему здравоохранения, предвещая новую норму оказания медицинской помощи во всем мире и в России, в частности.

Существуют различные типы телемедицины, которые в целом можно разделить на два - синхронное и асинхронное. Каждый метод имеет свои уникальные преимущества и недостатки, варианты использования и особенности нормативного регулирования.

В данной статье я расскажу про асинхронную телемедицину.

ЧТО ТАКОЕ АСИНХРОННАЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНА И КАК ОНА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ?

Асинхронная телемедицина или телемедицина с промежуточным хранением (метод коммутации “store-and-forward”), относится к типу общения между пациентами и поставщиками медицинских услуг, которое не происходит в режиме реального времени. Этот метод предполагает безопасный обмен электронными сообщениями или отправку заранее записанной информации и документов, которые медицинские работники рассматривают позже. Асинхронную телемедицину также можно использовать для консультаций между поставщиками услуг, информирования и обучения пациентов, помощи в принятии решений медицинским персоналом. С учетом современных российских особенностей дистанционных коммуникаций, в контексте данной статьи понятие “телемедицина” шире трактовки, указанной в 323 ФЗ и иных нормативных актах РФ.

Асинхронная телемедицина предполагает обмен различными типами данных, включая клинические данные, такие как изображения и результаты лабораторных исследований, а также историю болезни (анамнез), сообщаемую самим пациентом.

Различные типы технологий обеспечивают асинхронную телемедицину. К ним относятся цифровые инструменты коммуникаций - системы анкетирования, наполненные заранее сформулированными вопросами для сбора информации перед посещением врача, проверки симптомов и предложения диагнозов и лечения; платформы, которые проводят адаптивные интервью на основе ответов пациентов; решения, позволяющие пациентам делиться самостоятельно записанными показателями здоровья и результатами обследований с поставщиками медицинских услуг.

По данным экспертов рынка, асинхронная телемедицина в России используется, в основном, в дерматологии. К сожалению, достоверные статистические данные по нашей стране отсутствуют.

На основании ряда публикаций и официальной статистической информации, в США асинхронное телездравоохранение в основном используется для лечения хронических заболеваний и оказания психиатрической помощи. В сентябре 2023 года гипертоническая болезнь заняла первое место с долей в 25,3% среди всех асинхронных телемедицинских консультаций . За артериальной гипертонией следовали острые респираторные заболевания и инфекции - 13,9%; психические расстройства - 6,7%; инфекции мочевыводящих путей – 4,6%; и сахарный диабет, на который приходится 4,4% консультаций.

ПРЕИМУЩЕСТВА АСИНХРОННОЙ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ ДЛЯ КЛИНИК, ВРАЧЕЙ И ПАЦИЕНТОВ

Асинхронное телездравоохранение связано с широким спектром преимуществ для пациентов и поставщиков медицинских услуг.

Асинхронная телемедицина может обеспечить пациентам своевременный доступ к специализированной помощи, устраняя необходимость в очных посещениях врачей. Таким образом, люди с хроническими и некоторыми острыми заболеваниями могут извлечь выгоду из этого удобного доступа к медицинской помощи.

Например, пациент с хроническим заболеванием может использовать асинхронную телемедицину, чтобы получать ответы на свои вопросы. Врач может просмотреть эту информацию позже и ответить, дав рекомендации по обследованию и, в ряде случаев, по лечению. В течение нескольких часов пациент может последовать советам врача и принять решения по своему клиническому случаю. В случае с обычным очным приемом, коррекция ведения заболевания заняла бы гораздо больше времени.

Аналогично, при помощи асинхронной телемедицины можно оказывать несложные дерматологические услуги. Исследование, опубликованное в 2021 году, показывает, что асинхронная теледерматология в основном использовалась для лечения прыщей. Из 951 асинхронного телемедицинского визита в период с 16 марта по 1 мая 2020 года 603 (40,1%) закончились диагнозом акне, а 432 (28,7%) — дерматитом.

Кроме того, асинхронная телемедицина может улучшить уход за пациентами с хроническими заболеваниями несколькими способами. Пациенты могут обмениваться важными данными с поставщиками услуг в асинхронном формате, не отправляясь на очный прием врача. Например, пациенты с нарушениями дыхания могут регулярно отправлять результаты пикфлоуметрии своему врачу, а страдающие гипертонической болезнью отправлять показатели тонометрии. В иных случаях пациенты с неврологическими заболеваниями могут заполнять и отправлять в клинику анкеты, на основании которых можно контролировать динамику развития симптомов и их тяжесть.

Асинхронные телемедицинские решения также могут помочь улучшить клинические показатели и организовать самопомощь пациентам с сахарным диабетом. В опросе, проведенном в 2020 году, многие пациенты с диабетом 1 типа сообщили, что зачастую они общались со своими лечащими врачами посредством электронных сообщений.

Позволяя пациентам избежать необходимости личных или видеопосещений, асинхронные методы телемедицины могут помочь сгладить цифровое неравенство. Так, пациенты, не имеющие доступа к широкополосному Интернету, могут при необходимости обращаться к врачу для лечения некоторых острых или хронических заболеваний посредством отправки почтовых или иных сообщений.

Кроме того, психиатрическая помощь может эффективно предоставляться асинхронно, что помогает решить вопрос стигматизации, связанной с обращением за этими услугами.

Исследование , опубликованное в 2021 году**,** показывает, что у пациентов наблюдались статистически и клинически значимые улучшения в равной степени при использовании как асинхронных, так и синхронных телемедицинских психиатрических консультаций. В исследование были включены около 184 пациентов, обращавшихся за лечением депрессии или тревоги в течение пяти лет в трех клиниках первичной медико-санитарной помощи.

Пациенты, похоже, в основном удовлетворены асинхронным телездравоохранением. Исследование, в ходе которого в феврале 2022 года был опрошен 1301 взрослый человек, показало, что 69% выступают за принятие закона о расширении доступа к асинхронным телемедицинским услугам.

Как и пациенты, подавляющее большинство медицинских работников (82%) выразили высокую поддержку расширению возможностей асинхронного телездравоохранения.

По данным ряда медицинских организаций, некоторые ключевые преимущества асинхронного телездравоохранения для поставщиков медицинских услуг включают экономию времени за счет оптимизации приема пациентов и сбора данных, гибкость планирования, а также экономию времени врачей и снижение административной нагрузки при оказании медицинских услуг.

Кроме того, асинхронное телездравоохранение может позволить медицинским работникам оперативно связываться с другими врачами для проведения консилиумов. Это может снизить потребность в очных направлениях к специалистам и повысить эффективность оказания медицинской помощи.

БАРЬЕРЫ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТА АСИНХРОННОЙ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ

Хотя асинхронное телездравоохранение потенциально может облегчить многочисленные трудности с доступом и оказанием медицинской помощи, существует несколько препятствий на пути ее использования.

Одним из наиболее важных является возмещение расходов за счет ОМС. Оказание асинхронных телемедицинских услуг в настоящее время практически никак не регулируется. В целом, данный тип консультаций, в подавляющем большинстве случаев не является медицинской услугой и требует создания законодательной базы.

Нормативные акты позволят дифференцировать оказание информационных консультаций, коими сейчас можно считать переписки в чатах и по почте, от истинно медицинских услуг с определенными обязательствами со стороны всех участников их оказания. При явном государственном регулировании появится возможность определять и, соответственно, повышать качество оказание медицинской помощи такого типа.

В том числе и в связи с отсутствием законодательной базы, у пациентов могут быть сомнения по поводу асинхронных методов консультирования.

Конфиденциальность и безопасность данных также являются критически важными проблемами как для пациентов, так и для врачей. Результаты глобального опроса, опубликованного в 2021 году, показали, что у 52% поставщиков услуг телемедицины есть пациенты, которые отказались от виртуального посещения, ссылаясь на недоверие к технологиям или опасения по поводу конфиденциальности и безопасности данных.

В этом исследовании отмечено, что у клиницистов есть опасения, связанные с управлением данными: 81% заявили, что не уверены в том, как будут использоваться и передаваться данные пациентов, полученные при удаленной помощи. Многие выразили обеспокоенность по поводу личной ответственности в случае утечки данных или ошибок, при этом 34% заявили, что один или несколько врачей в их организации поставили неверный диагноз из-за плохого качества видео или фотографий.

Таким образом, поскольку организации, предоставляющие медицинские услуги, уже включают асинхронные телемедицинские услуги в свои бизнес-модели, необходимо на общегосударственном уровне укреплять доверие к технологиям цифрового здравоохранения формируя прозрачное и комфортное регулирование с возможностью полного возмещения расходов за счет ОМС.

Хотите узнать больше о телемедицине и понять, нужна или она вашей клинике? Разобраться в том, как ваша медицинская организация может использовать преимущества дистанционных услуг и выиграть в конкурентной гонке? Найти того, кто может вам в этом помочь? Пожалуйста, задайте вопрос, поделитесь своим мнением в разделе комментариев или свяжитесь напрямую с автором статьи - Артемом Николаевым

Начать дискуссию