История успеха Canva: как построить компанию на $40+ млрд и сделать дизайн доступным для всех

Рассказ о том, как пара из Австралии создала простой графический редактор, который разгромил гигантов рынка Adobe и Microsoft и забрал себе миллиарды долларов.

История успеха Canva: как построить компанию на $40+ млрд и сделать дизайн доступным для всех

Привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Сегодня поговорим об истории создания Canva — графического редактора, в котором миллионы пользователей бесплатно создают картинки, видео и презентации.

Как появилась Canva?

Первые идеи о платформе появились у Мелани Перкинс еще в 2006 году. Тогда девушке было 19 лет — она училась в университете Перта и подрабатывала обучением графическому дизайну. Тем же занимался Клифф Обрехт — молодой человек Мелани и будущий соучредитель Canva.

В ходе обучения студенты, которым помогали Перкинс и Обрехт, не могли освоить графические платформы от Adobe и Microsoft. Они казались слишком сложными и непонятными.

Студенты тратили около семестра на то чтобы выучить, за что отвечают разные кнопки в интерфейсах программ от Microsoft и Adobe. Это просто абсурд.

Мелани Перкинс, CEO Canva

Мелани понимала, что платформы для графического дизайна могут быть другими — легкими, наглядными, простыми. В 2008 году она и Клифф пытаются создать свой первый сервис для дизайна. Так появляется Fusion Books — приложение, в котором можно разрабатывать «ежегодники» с отчетами о школьных достижениях и событиях.

<p>Клифф Обрехт и Мелани Перкинс — фото времен работы над Fusion Books. Главная страница сайта видна на экране ноутбука. Источник: Financial Review</p>

Клифф Обрехт и Мелани Перкинс — фото времен работы над Fusion Books. Главная страница сайта видна на экране ноутбука. Источник: Financial Review

Любой ученик мог перейти на сайт Fusion Books, оформить свой профиль и написать статью. Затем Мелани и Клифф собирали эти материалы в книгу и отправляли ее в школы Австралии.

Бизнес пользовался локальным успехом. Но для Мелани это был лишь один из шагов навстречу главной цели — ей хотелось создать сайт для дизайнеров. Такой, который мог бы конкурировать с Photoshop, PowerPoint и другими популярными продуктами.

Инвестиции с риском для жизни

В 2010 году в Перте состоялась конференция, на которой Мелани презентовала идею своего сервиса — первый прототип Canva. Идея была тепло принята публикой. Особый интерес к ней проявил Билл Тай — известный венчурный инвестор Силиконовой Долины. Он пригласил Перкинс в Сан-Франциско, чтобы она представила ему свою идею.

<p>Место на рынке для сервиса Canva</p>

Место на рынке для сервиса Canva

Мелани и Клифф отправилась в США, чтобы рассказать о платформе и получить финансирование. Но…

Я думала, Биллу не очень понравилась моя идея. Во время питчинга он все время говорил по телефону. Казалось, он не слишком заинтересован в том, что я пытаюсь донести.

Но когда я пришла домой, то поняла, что все это время он рассказывал обо мне другим инвесторам.

Мелани Перкинс, CEO Canva

Тай отказывался вкладывать деньги в стартап на раннем этапе. Он пообещал выделить средства, но лишь после того, как Мелани найдет команду, которая способна создать платформу.

Этап поиска нужных людей оказался одним из самых сложных в создании Canva. Перкинс пришлось жить в Сан-Франциско на съемной квартире брата, устраивать сотни встреч с техническими специалистами и инвесторами, и получать отказ за отказом.

По рекомендации Тая Мелани освоила кайтсерфинг — достаточно рискованный и травматичный вид спорта. Все для того, чтобы завести знакомства с инвесторами, которые занимались кайтсерфингом в MaiTai — клубе, который принадлежал Биллу.

Каждый раз, когда Тай спрашивал, как у меня дела, он неизменно интересовался и моими успехами в кайтсерфинге. Я никогда не занималась им раньше. И, честно, даже не думала этого делать. Но все-таки решила попробовать — когда у вас нет связей, нет никакого круга общения, нужно набраться смелости и «вставить ногу в дверной проем». Так, чтобы дверь уже не могла закрыться.

Мелани Перкинс, CEO Canva

Мелани получила шанс презентовать стартап и стала постепенно привлекать финансирование. Например, ей удалось заинтересовать Рика Бейкера — венчурного инвестора из Blackbird, который поддержал идею девушки и дал 250 тысяч долларов. Также в проект вложились несколько бизнес-ангелов. Но все это были небольшие денежные вливания — до поворотного момента оставалось совсем чуть-чуть.

Перелом случился в 2012 году. Судьбу стартапа изменила встреча Мелани с Ларсом Расмуссеном — создателем Google Maps. Именно он привел в проект двух важных людей:

  • Кэмерона Адамса, экс-дизайнера Google, а впоследствии третьего сооснователя Canva;
  • Дейва Хирндена, разработчика в техническую команду проекта.
<p>Слайд из питч-дека Мелани Перкинс — первая команда и независимые адвайзеры Canva, 2013 год</p>

Слайд из питч-дека Мелани Перкинс — первая команда и независимые адвайзеры Canva, 2013 год

Постепенно Мелани и Клиффу удалось собрать команду специалистов, которые могли бы заняться разработкой сервиса. Таким образом, уже в 2013 году Canva привлекла 3 миллиона долларов инвестиций, половину из которых выделило правительство Австралии. Остальные деньги шли от крупных инвесторов. В том числе от Билла Тая — он сдержал свое слово.

Что было дальше?

Дальше продукт ждал стремительный рост. Первая версия Canva была запущена в 2013 году и менее чем за год собрала 600 тысяч пользователей. Вот, как события развивались дальше.

Май 2015 года

Сервис привлекает 2 млн пользователей и 6 млн долларов инвестиций. К октябрю того же года количество пользователей растет в 2,5 раза, а компании удается привлечь еще 9 млн долларов.

2016 год

В Canva вкладываются Felicis Ventures и Blackbird Ventures. Сумма инвестиций составляет 15 млн долларов.

2017 год

Число пользователей платной версии продукта увеличилось до 294 тысяч человек.

2018 год

Canva оценили в 1 млрд долларов. Компания получила 40 млн долларов инвестиций от венчурной компании Sequoia Capital.

Май 2019 года

Продуктом пользуются 15 млн человек в месяц. Он привлекает 70 млн долларов инвестиций, который идет на разработку версии Enterprise для крупного бизнеса.

Октябрь 2019 года

Компания привлекает еще 85 млн долларов. Инвестиции получили от Мэри Микер, венчурного инвестора Кремниевой долины и генерального партнера BOND Capital.

В этом же году стало известно, что сервисом пользуются 85% фирм Fortune 500.

2020 год

Canva оценивается в 6 млрд долларов и привлекает еще 60 млн долларов инвестиций.

Апрель 2021 года

Капитализация компании составляет уже 15 млрд долларов.

Сентябрь 2021 года

Стоимость Canva превысила 40 млрд долларов. Оценку произвели после получения 200 млн долларов инвестиций — в компанию вложились Т. Роу Принс, Франклин Темплтон, Sequoia Capital и другие.

На каждом этапе работы над продуктом мы мыслим очень масштабно — на несколько шагов вперед. Так было раньше, так есть и сейчас. Все потому, что наши мечты гораздо больше, чем нынешние размеры компании.

Мелани Перкинс, CEO Canva

<p>Ниша, которую выбрала компания Canva — закрыть потребности пользователей в разработке дизайна, оставив в стороне все остальное</p>

Ниша, которую выбрала компания Canva — закрыть потребности пользователей в разработке дизайна, оставив в стороне все остальное

Как работает Canva?

Сейчас это платформа, которая может делать все — от обработки фотографий и логотипов до создания креативных видео. Она делится на три большие части.

Сервис для личного использования

<p>Так выглядит редактор в браузерной версии Canva. В примере — создание дизайна для одностраничного документа</p>

Так выглядит редактор в браузерной версии Canva. В примере — создание дизайна для одностраничного документа

Тут находится все, что нужно креаторам. Можно задизайнить документ или презентацию; сверстать CV или оформить портфолио; разработать принт-арты для сувенирной продукции или подготовить листовки, брошюры, постеры. Большинство функций доступно бесплатно — с ограничением по количеству шаблонов, эффектов и шрифтов.

Сервис для бизнеса

К этой категории относятся инструменты для компаний и брендов. Например, возможность создавать медиакиты и айдентику, планировать посты в соцсетях, проводить командные брейнштормы и многое другое.

Сервис для обучения

Canva можно использовать как центр разработки учебного контента. Например, создавать интерактивные курсы, а затем экспортировать их в системы управления обучением (LMS). Платформа также позволяет делать креативные пространства для учеников и студентов. Такая среда подойдет для совместного творчества или для сбора обратной связи о пройденном материале.

У Canva есть несколько тарифных планов:

  • Free (для одного пользователя) — бесплатно;
  • Pro (для одного пользователя) — 54,99 долларов в год;
  • for Teams — 130 долларов в год за команду из пяти человек.

Кроме того, сервис предлагает льготные цены для образовательных учреждений и учителей. Все условия обговариваются индивидуально — точную стоимость «образовательной» подписки можно узнать только при личном запросе.

Различия между тарифными планами можно посмотреть тут.

Обратите внимание: сейчас сервис недоступен в России.

Чему мы можем научиться у создателей Canva?

1. Найдите проблему, которую вы бы хотели решить

Чтобы создать по-настоящему успешный продукт, важно, чтобы он решал реальную проблему пользователей, а не абстрактную.

Мелани и Клифф любили графический дизайн и желали сделать его доступным для всех. Они видели, как студенты мучаются с освоением продуктов от Microsoft и Adobe, и были уверены, что можно строить сервисы иначе.

В Canva Мелани и Клифф сделали ставку на простоту интерфейса — при том, что продукт предлагает огромное количество функций. Ставка сыграла — сервис позволил создавать дизайн своими руками даже тем людям, которые ничего в этом не понимают. И, что важнее всего, сделать это можно абсолютно бесплатно.

2. Есть ясная цель — стремитесь ее достичь

Даже если вы хотите принести пользу людям, далеко не факт, что общество вас примет и поддержит. Мелани проделала труднейший путь от первого питчинга идеи до создания сервиса. Сначала она уехала из Австралии в США, чтобы представить свой проект и получить инвестиции. Но в итоге получила лишь отказ.

Затем на протяжении нескольких лет Перкинс общалась с разными людьми, которые не видели перспективы в ее продукте. Наконец, она научилась кайтсерфингу — лишь для того, чтобы познакомиться с крупными венчурными инвесторами и представить им свою идею. Это сработало.

Как бы вам ни было тяжело и сколько бы отказов вы не получали — идите до конца.

Любую преграду можно преодолеть. Главное — искать возможности и создавать благоприятные условия.

3. Мыслите масштабно — улучшайте продукт на достоверных данных

С первого дня работы над Canva Мелани и Клифф принимали решения, отталкиваясь от предпочтений пользователей. Анализировали даже цвета, шрифты, тренды дизайна и популярность шаблонов.

Сбор глобальной статистики определил вектор развития компании на годы вперед. Быстрые темпы роста связаны именно с этим фактором — команда всегда держала в фокусе желания аудитории.

Чуть позже в инструменты аналитики данных был внедрен ИИ. Теперь Canva способна в автоматическом режиме изучать огромные массивы информации и корректировать планы по развитию сервиса.

При создании или развитии продукта не обойтись без командного общения. Чтобы в коммуникации все шло гладко, используйте корпоративный мессенджер Compass. Он поможет организовать отдельное рабочее пространство, в котором легко фокусироваться на процессах и двигаться к цели.

Другие статьи в наших блогах:

7070
51 комментарий

что говорить, несмотря на обилие аналогов держится в топе и активно растет, судя по цифрам. Вот вам ответ на вопрос как добиться успеха - делай хорошо и признанение прийдет

4
Ответить

Как-то само вспомнилось

5
Ответить

Free (для одного пользователя) — бесплатно;

но с ограничениями, конечно. много контента недоступно, и часть функционала подрезано, вроде

4
Ответить

вот да, но своих денег платный тариф стоит точно

3
Ответить

Монетизироваться же нужно 🙃

Ну а вообще для простых задачек бесплатных функций и контента хватает

1
Ответить

Эх, не мы такие, жизнь такая

Ответить

Ну бесплатные версии всегда такие ведь

Ответить