Маркетплейс VS провайдер услуг

Денис Гордиенко, директор Bright Mobile о различиях маркетплейса и провайдера услуг.

Разбираем что такое провайдер услуг (речь не про телеком) и в чём его отличие от маркетплейса, чтобы определить что выгоднее запускать, если идея проекта лежит в этой плоскости.

Чем отличается маркетплейс услуг от провайдера услуг знают не все. Более того, не все даже знают о существовании двух этих понятий: если «маркетплейс», по крайней мере, встречается довольно часто, то с «провайдером» у рядового пользователя по-прежнему ассоциируется разве что оператор связи. В этой статье я расскажу о базовых различиях между маркетплейсом и провайдером услуг, незначительные технические отличия влекут серьёзные юридические последствия.

Итак, рассмотрим классические примеры провайдера услуг Uber и маркетплейса Airbnb. В России последний известен несколько меньше, поэтому опишу его подробнее. Представляет Airbnb собой что-то вроде каталога – навроде нашего Авито или Яндекс.Недвижимости, только объявления на нём размещаются не о продаже, а о сдаче квартир: человек, который сдаёт свою жилплощадь на короткий срок, заходит на сайт, заполняет карточку, и она появляется в общем списке; тот, кто хочет квартиру снять, её бронирует, и затем между двумя пользователями происходит дальнейшее взаимодействие.

В чём разница?

Провайдеры услуг целиком и полностью отвечают за деятельность и управляют своими поставщиками. Скажем, такси попало в аварию – Uber за это отвечает. Как, например, и Яндекс.Такси, с тех пор, как в нашей стране был принят закон об агрегаторах услуг.

В случае маркетплейса услуг (поясню, деньги за услуги не проходят через р/с компании и исполнитель сам решает что он делает и за какие деньги) все претензии идут мимо площадки. Объявление оказалось фейком? Владелец квартиры – кидала? В отличие от провайдеров Airbnb ни при чём, как и все маркетплейсы услуг.

Очень простая юридическая позиция. Смотрите сами: однажды во Франции Uber продул дело, суть которого сводилась к тому, что в нём работали водители без лицензии. В итоге его обязали контролировать лицензии таксистов, и любимая отмазка Яндекса «мы только предоставляем информационные услуги» не прокатила.

А вот когда точно такая же история произошла с Airbnb, она никакой ответственности не несла, и под закон об агентах недвижимости с жёсткими условиями сервис не попал.

Всё это я рассказываю по самой простой причине: такие вещи нужно знать, чтобы тоже не попасть на деньги. Поэтому кратко пройдусь по базовым отличиям провайдера и марктеплейса.

Ключевые отличия

Альтернативные возможности. Провайдер услуг – это сервис, без которого исполнитель оказывать данные услуги не может. Если предложить квартиру в аренду человек может миллионом разных способов, то работать таксистом водитель сможет только через провайдера.

Нет, в теории он, конечно, может бомбить на улицах, самостоятельно искать клиентов, но доход будет у него в этом случае в разы ниже и условия не сравнимые. Uber сам назначает таксисту конкретного клиента – и потому он отвечает за исполнителя. С Airbnb же ситуация иная: никто никого не назначает, человек находит в каталоге объявление сам, и ответственность за все действия клиента лежат только на нём.

Ценовая политика. Также провайдер услуг назначает и стоимость услуг. От водителя уже ничего не зависит. Он получает клиента и получает оплату. В маркетплейсе же две стороны могут самостоятельно договориться о цене, которая устроит каждого.

Владелец маркетплейса никак этот вопрос не регулирует, и в отношения клиента и исполнителя не вмешивается. Именно это и сыграло на руку Airbnb в суде: компания пояснила, что у неё попросту нет возможности проверять каждого поставщика услуг, которые могут предлагать свои услуги где угодно – есть ли Airbnb, нет ли Airbnb, а в случае с Uber сделка состояться не могла бы на таких же условиях.

Движение денег. Услуги провайдера оплачиваются через его платёжный сервис, а вот в маркетплейсе вы платите исполнителю напрямую. То есть история с безопасной сделкой, если она реализована не через вендора, превращает ваш проект в провайера и отвечать за качество услуг придётся перед клиентом вам.

Выводы

Если вы определяете цену, исполнителя, назначаете поставщика, а ваши клиенты на аналогичных условиях больше нигде услугой воспользоваться не могут, поздравляем, вы – провайдер услуг и полностью несёте ответственность за оказываемые услуги. Срочно читайте российские законы об агрегаторах услуг, чтобы в случае чего не попасть впросак.

Можно для пробы создать MVP и проверить, подходит ли это вам, пока всё дело не выросло в большой бизнес – при такой масштабе никому вы не интересны и органы вряд ли за вами придут.

Соответственно, если схема вашего бизнеса включает свободный поиск исполнителя и прямую оплату между двумя сторонами, то вы маркетплейс услуг. Конечно, в любом случае у вас должна быть защита персональных данных, публичная оферта, показывающая, на каких условиях вы используете эти данные и предлагаете свои услуги, описание ответственности сторон (а точнее, отсутствие вашей ответственности) и прочие юридические документы, без которых не обойтись.

Перечитав статью сложилось впечатление, что чувствуется призыв запускать маркетплейсы, поэтому оговорюсь, что тут далеко не всё однозначно. Даже учитывая все юридические сложности провайдера есть один веский довод «за».

Провайдер воспринимается, как монолитная компания, а маркетплейс — сборище частников. Какие первые ассоциации, когда видите Авито, FL, YouDo и Какие, когда встречаются Яндекс.Такси, Озон, WildBerries?

88
2 комментария

Спасибо за статью! Вы подняли интересную тему, но она довольно специфична. Как мне представляется, спорен сам вопрос, что  водитель помимо Uber нигде не сможет найти себе клиента. Сейчас много различных агрегаторов такси. Тот же Bolt, или Get. Там тоже возят частники, подписавшие договор. А вот вопрос с оплатой - как она проходит - это пожалуй самый важный вопрос. С юридической ( и налоговой) точки зрения. Если оплата услуги идет через счет провайдера ( здесь это агрегатор такси), тогда да, отвечает за перевозку сам агрегатор. Если же оплата идет непосредственно от клиента к исполнителю, тогда нет, агрегатор не отвечает за качество услуги ( юридически). И вот здесь как раз и возникает проблема платежей. Она, по сути, становится главной. Если платежная система, которую вы используете, принимает платеж от клиента и оставляет его на своем счету ( а не перечисляет на ваш счет тут же), а затем по вашему указанию переводит необходимый платеж непосредственно исполнителю ( то есть без захода денег на ваш счет), тогда вы юридически не участник сделки и не отвечаете перед клиентом за ее чистоту и качество. Если же деньги идут через ваш счет - тогда вы отвечаете за все. Как ремарку добавлю, что довольно трудно молодой компании, только выходящей на рынок, найти такую платежную систему ( которая сама принимает и отправляет платеж).  Никто не хочет работать с непонятным клиентов по такой схеме, так как она очень опасна и затратна для платежной системы. Итог - Маркетплейс, это торговая площадка, где исполнитель получает деньги от клиента минуя счет самого маркетплейса. Комиссия самого маркетплейса ( называется она - Плата за услуги) перечисляется непоследственно на счет маркетплейса уже после совершения сделки. Провайдер же услуг сам оплачивает услугу и, таким образом, отвечает за нее. Здесь еще можно говорить и о различии в налогооблажении Маркетплейса и Провайдера услуг. Но это иная тема.


 

2
Ответить

Спорно это все. Возьмем тот же самый эйрбнб. Если правильно помню, сумма сделки страхуется, и сервис может оформить возврат, если что-то пойдет не так, но вы его называете маркетплэйсом. Тогда как тот же Авито (условный маркетплэйс) не защищает сделки. А алиэкспресс? Маркет же, но, опять же, защищенные сделки и возвраты. Либо понятия расплывчаты, либо вы так объяснили. 

Ответить