Microsoft Teams перестанет работать для российских компаний. Подборка корп. мессенджеров, которые не уйдут из России

Microsoft Teams перестанет работать для российских компаний. Подборка корп. мессенджеров, которые не уйдут из России

Что случилось?

  • С 24 февраля 2022 года российские компании отключают от зарубежного софта на фоне санкций США и ЕС. Долгое время отключения не касались продуктов Microsoft
  • 15 марта Microsoft разослала письма российским компаниям с предупреждением о блокировке облачных сервисов 20 марта 2024 из-за 12 пакета санкций ЕС против России. Об этом сообщила в своем канале вице-президент по инвестициям Softline Елена Волотовская.
Скрин письма Microsoft из Telegram канала <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fvolotovskayaelena&postId=1083002" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Volotovskaya</a>
Скрин письма Microsoft из Telegram канала Volotovskaya
  • В письме говорится об отключении систем управления предприятием от Microsoft. Было не понятно, относятся ли ограничения к Microsoft Teams
  • 18 марта Softline сообщила, что Microsoft обсуждает вопрос о переносе отключений на конец месяца. Под блокировку «точно попадут подписки Microsoft Teams и других облачных сервисов, в том числе бесплатные”
  • Позднее, 19 марта, стало известно, что Microsoft ограничит доступ к 50 продуктам на территории России. Эта информация была подтверждена техподдержкой компании. Ограничения касаются корпоративных аккаунтов, не частных

Пока не известно, точно ли отключат Teams. На данный момент это только инсайдерская информация. Тем не менее, это точно повод подготовиться к возможному уходу сервиса и найти альтернативу

Как подготовиться бизнесу?

Шаг 1. Сделать экспорт чатов, чтобы сохранить данные

В первую очередь, нужно выгрузить важные данные из мессенджера. Блокировка аккаунта может быть внезапной и в таком случае данные будут утеряны (такое уже было в 2023 с компаниями, использующими Slack)

  • Microsoft предоставляет возможность экспортировать все данные или только определенные чаты/файлы, подробнее о параметрах экспорта можно почитать по ссылке
  • Также есть возможность экспорта переписок через API, подробнее можно почитать по ссылке

Шаг 2. Выбрать ключевые возможности нового корп. мессенджера

Лучше заранее продумать, какие основные функции должны быть в новом решении:

  • Какие функции наиболее важны в Microsoft Teams?

    В мессенджере три основных раздела: совместная работа с документами, звонки и чаты. Решите, что из этого вам важно сохранить при переходе. Потому что полноценных аналогов по возможностям 1 к 1 с Teams не удастся найти.
  • Какой еще функционал нужен?
  • Рассматриваете вы SaaS или только коробочные решения?
  • Нужна ли помощь во внедрении?

Делимся своей таблицей сравнения корпоративных мессенджеров. В ней сервисы сравниваются по 47 основным функциям для работы. Первичную оценку мессенджеров можно сделать либо по ней, либо на основе нашей таблицы собрать свой список требований: https://clck. ru/39XbN3

Шаг 3. Протестировать подходящие варианты

На основе ваших требований, выберите сервисы, которые подходят для теста.

  • Для начала сервис лучше потестировать небольшой командой и собрать обратную связь
  • На основе этой информации, выбрать наиболее подходящее решение
  • Если вам нужно тестирование с интеграцией AD, то спросите у разработчиков, есть ли такая возможность

Чтобы подходящий сервис было проще выбрать, ниже мы описали самые популярные российские решения. Добавили видео с интерфейсом каждого сервиса, описали вектор развития, основной функционал и клиентов.

В Пачке сфокусировались на создании продвинутого мессенджера, без разработки экосистемы корпоративных инструментов. Вместо нее упор делается на открытую бот-платформу для связки с рабочими сервисами.

С марта 2022 обновления в Пачке выходят раз в две недели, поэтому по базовым фичам для работы мессенджер почти не отстает от иностранных решений. Из других возможностей: есть широкий функционал Webhooks, публичное API для интеграций со своими скриптами, другими сервисами и автоматизации администрирования, сквозные треды, видеозвонки до 100 человек, встроенный менеджер задач. Короче, Пачка – мессенджер для современных команд.

Из минусов: нет коробочной версии мессенджера и отсутствие голосовых сообщений.

Направление развития:

Пачка дальше будет улучшать мессенджер и все способы коммуникации в нем. Стоит ожидать появления новых форматов общения, без наполнения интерфейса сторонними сервисами.

Развитие строится так, чтобы в мессенджере было удобно работать современным IT, Digital, EdTech и Retail командам. Например, в сервисе уже работают Lamoda, Skillfactory, DDX Fitness, DocsInBox, МФТИ и др.

Платформы:

  • Web-интерфейс
  • Десктопные приложения (Windows, MacOS, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Только облачная версия, нельзя развернуть на своих серверах

Стоимость:

  • 199 руб. /мес. за пользователя, поддержка включена в стоимость
  • 499 руб. /мес. за пользователя при подключении SSO и Active Directory
  • Есть скидка 20% при оплате за год и 75% скидка для образовательных организаций и НКО
  • Есть импорт переписок из Slack

Основной фокус eXpress — максимальная безопасность общения. Мессенджер можно установить на свои сервера, весь трафик под двухслойным шифрованием, режим конфиденциальности с автоматическим удалением сообщений, защита онлайн-встреч паролем и еще много всего. Помимо прокаченной безопасности, в eXpress есть важный базовый функционал: каталог ботов и приложений, создание своих автоматизаций, треды, видеозвонки и т. д.

Но часто выделяют, что интерфейс и функционал мессенджера простой для корпоративного решения: нет группировки чатов по папкам, раздела с непрочитанными, групповых тегов, гибких уведомлений и т. д.

Направление развития:

Исходя из трех лет, что мы делаем рейтинг мессенджеров, eXpress развивается в сторону корпоративного супераппа. Основные заказчики решения — корпорации и государственные компании, например, РЖД, Росатом, Мосводоканал, Норникель и др. Поэтому большая часть обновлений направлена на закрытие потребностей таких клиентов и добавления стороннего функционала, помимо мессенджера.

Платформы:

  • Web-интерфейс
  • Десктопные приложения (Windows, MacOS, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Есть облачная версия. Можно развернуть на своем облаке или сервере

Стоимость:

  • Бесплатно для одиночных пользователей (внешних гостей, не привязанных к серверу компании)
  • 250 руб. /мес. за сотрудника в рабочем пространстве
  • Индивидуальный расчет стоимости при полном функционале

Корпоративный мессенджер от VK. Интерфейс напоминает смесь ВК и WhatsApp. Если говорить про облачную версию мессенджера, то бесплатный тариф по своим возможностям сильно ограничен. Это простое приложение с видеозвонками, чатами, реакциями и т. д. В платной версии к возможностям добавляется запись звонков, режим вебинара, треды и задачи.

А в коробочной версии VK-Teams — еще календарь, интеграция со сторонними сервисами и другими продуктами VK Workspace. Но здесь не можем гарантировать, что коробку получится поставить у всех желающих, т. к. в прошлом году минимальный порог пользователей для этой версии был 1000 человек. В этом году в условиях об этом нет информации.

Основной минус – неочевидная регистрация, где нужно подтверждать права на обладание доменом и администрирование через VK WorkSpace. Еще один недостаток — некоторые улучшения выходят только для коробочной версии. Но большие системные обновления выкатываются параллельно и с SaaS-версией. Стоит учитывать, что компаниям с 300+ пользователями нельзя купить подписку на VK Teams отдельно от других продуктов VK WorkSpace.

Мессенджер подойдет как для крупных компаний, кто хочет объединить коммуникацию в одном месте, так и для маленьких команд, которым нужно оставаться на связи в отдельном сервисе.

Направление развития:

Путь VK Teams схож с тем, что делает eXpress. Но у VK на данный момент в пакетном решении представлено больше сервисов, а основной фокус направлен на Digital-команды из больших компаний. При этом в мессенджере общается, например, Минцифры, а еще на его основе VK делает приложение для работы госслужащих.

Платформы:

  • Web-интерфейс
  • Десктопные приложения (Windows, MacOS, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Есть облачная версия, можно развернуть на своих серверах

Стоимость:

  • Базовый функционал бесплатно
  • от 29 руб. за одного пользователя в пространстве (финальную цену нужно уточнять)
  • Для компаний 300+ пользователей цена обсуждается индивидуально

Изначально мессенджер был публичным, аналогом Telegram. Но с прошлого года в рамках подписки Яндекс 360 сервис стал развиваться как корпоративное решение. Сейчас в нем есть треды, реакции на сообщения, опросы, звонки и еще некоторые возможности из базового функционала. На более дорогих тарифах есть подключение бот-платформы Яндекс 360.

В остальном же — простые возможности чатов, а интерфейс мессенджера напоминает Telegram. Решение подойдет для тех, кто хочет вынести рабочую переписку из публичных сервисов. Или тем, у кого нет запроса на продвинутый корпоративный функционал и кому нужны базовые чаты, а в придачу к ним корпоративная почта, хранилище, календарь и т. д.

Подойдет для небольших команд с запросом на простые переписки.

Направление развития:

Точно можно сказать, что Яндекс Мессенджер развивался и развивается, как часть пакетного решения Яндекс 360. По публичному журналу обновлений — апдейтов у сервиса выходит не так много, как у других участников подборки (последнее было 29 ноября) . Поэтому есть ощущение, что у команды 360 мессенджер не находится в приоритете по разработке. Тем не менее, постепенно в сервис добавляются новые базовые возможности, что улучшает общий опыт взаимодействия с продуктом.

Платформы:

  • Web-интерфейс
  • Десктопные приложения (Windows, Mac, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Есть только облачная версия

Стоимость:

  • По подписке Яндекс 360 для бизнеса — от 249 руб. /мес. за пользователя

Мессенджер с простым и понятным интерфейсом. В Compass можно работать над несколькими проектами параллельно с помощью разных пространств, есть фильтрация непрочитанных, реакции на сообщения, напоминания, треды и настройки приватности: участникам можно запретить скачивать видео и пересылать сообщения.

Часто отмечают, что в мессенджере недостаточно возможностей для управления большими командами. Еще в обратной связи Compass говорят, что в сервисе нет веб-приложения, гибкой настройки уведомлений, не самый удобный интерфейс тредов.

Направление развития:

Сервис идет в сторону улучшения мессенджера, как основного продукта. Помимо самого обмена сообщениями, в Compass добавляется новый функционал, который улучшает опыт командного общения.

Но непонятно, насколько сервис подходит под требования больших технологичных команд и как это поменяется в будущем. Сейчас в мессенджере работают только небольшие компании, например, магазин кроссовок Funky Dunky, цветочная студия Daily, кадровое агентство Good People и др.

Платформы:

  • Web-приложения нет
  • Desktop (Windows, MacOS, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Есть облачная версия, можно развернуть на своих серверах

Стоимость:

  • Бесплатный тариф для команд до 10 человек
  • 59 руб. /мес. за пользователя для образовательных компаний
  • 199 руб. /мес. за пользователя в пространстве
  • Цена коробочной версии обсуждается индивидуально

Полный список корпоративных мессенджеров, не только российских, можете найти в нашей статье.

2525
12 комментариев

Из минусов: … отсутствие голосовых сообщений

Ну какой же это минус 😁

6
Ответить

Новые вызовы — новые возможности! Правда, всё осложняется внезапностью. Но кто-то, перейдя на новый сервис, подумает: "и чего раньше не переехали?!" (-:

Ответить

Да, тут хорошо, сроки отключения перенесли. Будем надеяться, что у компаний будет больше времени выбрать сервис на замену

1
Ответить

Товарищи, процесс пошел!

Ответить

А что за процесс?)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А по каким функциям Microsoft Teams еще не нашли аналогов, если не секрет?)

Ответить