Лучшие корпоративные мессенджеры 2024

Третий ежегодный обзор популярных корпоративных мессенджеров. Разбираем их на основе наших исследований сервисов и опыта общения с 1000+ компаний из разных сфер. В конце даем таблицу сравнения 17 мессенджеров по 46 фичам 🔍

Лучшие корпоративные мессенджеры 2024

Это подборка лучших корпоративных мессенджеров в 2024 году от команды Пачки (аналогичные статьи за 2022 и 2023 года). В тексте ниже описываем каждый сервис, приводим минусы, плюсы и даем дополнительные вводные, чтобы вам было проще выбрать подходящее решение.

В этом году добавили несколько нововведений в описания мессенджеров:

  • UI каждого сервиса во время использования.
  • Наше видение продуктового развития сервисов на ближайшее время.
  • В статье упоминаем только популярных представителей каждой категории. На рынке представлено больше мессенджеров, чем мы описали в этой статье. Ознакомиться с остальными сервисами можно в конце подборки. Там оставили ссылку на обновленную таблицу сравнения корпоративных мессенджеров.

Если у вас будут комментарии по неточностям в наших описаниях/таблице сравнения или предложения по тому, какие мессенджеры стоит добавить в статью — оставляйте их под материалом, будем рады)

Оглавление:

Российские мессенджеры

С прошлого года российские решения продолжили улучшать базовый функционал и общий опыт использования. Параллельно с этим начали добавлять возможности, которые привычны для российских юзеров с опытом использования Telegram.

Плюсами отечественных мессенджеров будут: интерфейс на русском языке, защита от блокировок, цена в рублях, которая не растет из-за курса иностранных валют.

Из минусов же: необходимость дальше подтягивать качество и привычный для корп. мессенджеров функционал.

В Пачке сфокусировались на создании продвинутого мессенджера, без разработки экосистемы корпоративных инструментов. Вместо нее упор делается на открытую бот-платформу для связки с рабочими сервисами.

С марта 2022 обновления в Пачке выходят раз в две недели, поэтому по базовым фичам для работы мессенджер почти не отстает от иностранных решений. Из других возможностей: есть широкий функционал Webhooks, публичное API для интеграций со своими скриптами, другими сервисами и автоматизации администрирования, сквозные треды, видеозвонки до 100 человек, встроенный менеджер задач. Короче, Пачка – мессенджер для современных команд.

Из минусов: нет коробочной версии мессенджера и отсутствие голосовых сообщений.

Направление развития:

Пачка дальше будет улучшать мессенджер и все способы коммуникации в нем. Стоит ожидать появления новых форматов общения, без наполнения интерфейса сторонними сервисами.

Развитие строится так, чтобы в мессенджере было удобно работать современным IT, Digital, EdTech и Retail командам. Например, в сервисе уже работают Lamoda, Skillfactory, DDX Fitness, DocsInBox, МФТИ и др.

Платформы:

  • Web-интерфейс
  • Десктопные приложения (Windows, MacOS, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Только облачная версия, нельзя развернуть на своих серверах

Стоимость:

  • 199 руб. /мес. за пользователя, поддержка включена в стоимость
  • 499 руб. /мес. за пользователя при подключении SSO и Active Directory
  • Есть скидка 20% при оплате за год и 75% скидка для образовательных организаций и НКО
  • Есть импорт переписок из Slack

Основной фокус eXpress — максимальная безопасность общения. Мессенджер можно установить на свои сервера, весь трафик под двухслойным шифрованием, режим конфиденциальности с автоматическим удалением сообщений, защита онлайн-встреч паролем и еще много всего. Помимо прокаченной безопасности, в eXpress есть важный базовый функционал: каталог ботов и приложений, создание своих автоматизаций, треды, видеозвонки и т. д.

Но часто выделяют, что интерфейс и функционал мессенджера простой для корпоративного решения: нет группировки чатов по папкам, раздела с непрочитанными, групповых тегов, гибких уведомлений и т. д.

Направление развития:

Исходя из трех лет, что мы делаем рейтинг мессенджеров, eXpress развивается в сторону корпоративного супераппа. Основные заказчики решения — корпорации и государственные компании, например, РЖД, Росатом, Мосводоканал, Норникель и др. Поэтому большая часть обновлений направлена на закрытие потребностей таких клиентов и добавления стороннего функционала, помимо мессенджера.

Платформы:

  • Web-интерфейс
  • Десктопные приложения (Windows, MacOS, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Есть облачная версия. Можно развернуть на своем облаке или сервере

Стоимость:

  • Бесплатно для одиночных пользователей (внешних гостей, не привязанных к серверу компании)
  • 250 руб. /мес. за сотрудника в рабочем пространстве
  • Индивидуальный расчет стоимости при полном функционале

Корпоративный мессенджер от VK. Интерфейс напоминает смесь ВК и WhatsApp. Если говорить про облачную версию мессенджера, то бесплатный тариф по своим возможностям сильно ограничен. Это простое приложение с видеозвонками, чатами, реакциями и т. д. В платной версии к возможностям добавляется запись звонков, режим вебинара, треды и задачи.

А в коробочной версии VK-Teams — еще календарь, интеграция со сторонними сервисами и другими продуктами VK Workspace. Но здесь не можем гарантировать, что коробку получится поставить у всех желающих, т. к. в прошлом году минимальный порог пользователей для этой версии был 1000 человек. В этом году в условиях об этом нет информации.

Основной минус – неочевидная регистрация, где нужно подтверждать права на обладание доменом и администрирование через VK WorkSpace. Еще один недостаток — некоторые улучшения выходят только для коробочной версии. Но большие системные обновления выкатываются параллельно и с SaaS-версией. Стоит учитывать, что компаниям с 300+ пользователями нельзя купить подписку на VK Teams отдельно от других продуктов VK WorkSpace.

Мессенджер подойдет как для крупных компаний, кто хочет объединить коммуникацию в одном месте, так и для маленьких команд, которым нужно оставаться на связи в отдельном сервисе.

Направление развития:

Путь VK Teams схож с тем, что делает eXpress. Но у VK на данный момент в пакетном решении представлено больше сервисов, а основной фокус направлен на Digital-команды из больших компаний. При этом в мессенджере общается, например, Минцифры, а еще на его основе VK делает приложение для работы госслужащих.

Платформы:

  • Web-интерфейс
  • Десктопные приложения (Windows, MacOS, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Есть облачная версия, можно развернуть на своих серверах

Стоимость:

  • Базовый функционал бесплатно
  • от 29 руб. за одного пользователя в пространстве (финальную цену нужно уточнять)
  • Для компаний 300+ пользователей цена обсуждается индивидуально

Изначально мессенджер был публичным, аналогом Telegram. Но с прошлого года в рамках подписки Яндекс 360 сервис стал развиваться как корпоративное решение. Сейчас в нем есть треды, реакции на сообщения, опросы, звонки и еще некоторые возможности из базового функционала. На более дорогих тарифах есть подключение бот-платформы Яндекс 360.

В остальном же — простые возможности чатов, а интерфейс мессенджера напоминает Telegram. Решение подойдет для тех, кто хочет вынести рабочую переписку из публичных сервисов. Или тем, у кого нет запроса на продвинутый корпоративный функционал и кому нужны базовые чаты, а в придачу к ним корпоративная почта, хранилище, календарь и т. д.

Подойдет для небольших команд с запросом на простые переписки.

Направление развития:

Точно можно сказать, что Яндекс Мессенджер развивался и развивается, как часть пакетного решения Яндекс 360. По публичному журналу обновлений — апдейтов у сервиса выходит не так много, как у других участников подборки (последнее было 29 ноября). Поэтому есть ощущение, что у команды 360 мессенджер не находится в приоритете по разработке. Тем не менее, постепенно в сервис добавляются новые базовые возможности, что улучшает общий опыт взаимодействия с продуктом.

Платформы:

  • Web-интерфейс
  • Десктопные приложения (Windows, Mac, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Есть только облачная версия

Стоимость:

  • По подписке Яндекс 360 для бизнеса — от 249 руб. /мес. за пользователя

Корпоративный мессенджер с понятным и простым интерфейсом. В Compass есть возможность вести несколько проектов параллельно с помощью разных пространств, есть фильтрация по непрочитанным сообщениям, реакции на сообщения, напоминания, треды и настройки приватности: участникам можно запретить скачивать видео и пересылать сообщения.

Но часто отмечают, что в мессенджере недостаточно функционала для управления большими группами пользователей. Еще в обратной связи Compass говорят, что в сервисе нет веб-приложения, гибкой настройки уведомлений, не самый удобный интерфейс тредов.

Направление развития:

Сервис идет в сторону улучшения мессенджера, как основного продукта. Помимо самого обмена сообщениями, в Compass добавляется новый функционал, который улучшает опыт командного общения.

Но непонятно, насколько сервис подходит под требования больших технологичных команд и как это поменяется в будущем. Сейчас в мессенджере работают небольшие компании, например, магазин кроссовок Funky Dunky, цветочная студия Daily, кадровое агентство Good People и др.

Платформы:

  • Web-приложения нет
  • Desktop (Windows, MacOS, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Есть облачная версия, можно развернуть на своих серверах

Стоимость:

  • Бесплатный тариф для команд до 10 человек
  • 59 руб. /мес. за пользователя для образовательных компаний
  • 199 руб. /мес. за пользователя в пространстве
  • Цена коробочной версии обсуждается индивидуально

Иностранные мессенджеры

К решениям из этого раздела нет вопросов с точки зрения базового функционала. Все мессенджеры категории — однозначно хорошие продукты.

Но самыми большими минусами, как и в предыдущих обзорах, можно отметить сложность оплаты из России, высокий риск блокировок и высокая стоимость по сравнению с российскими продуктами (самый базовый тариф Slack будет стоить более 750 рублей за пользователя в месяц).

В разделе описали только три самых известных мессенджера, которые популярнее всего у Digital-команд, больших компаний и как иностранная альтернатива для переезда со Slack/MS-Teams. Сравнение остальных мессенджеров категории можно найти в нашей таблице в конце статьи.

Самый популярный мессенджер у IT и Digital команд как в России, так и во всем мире. Здесь можно сделать единый центр уведомлений из других сервисов через готовые (их очень много) или самописные интеграции. По возможностям не к чему придраться: отличный функционал чатов, тредов, звонков, современный интерфейс и много других фич, улучшающих рабочее общение.

Но уже два года Slack отказывается работать с пользователями из России — в марте 2023 года были массовые удаления аккаунтов компаний (даже аккаунтов платящих клиентов). Также для пользователей из России работа в нем становится дороже, чем в отечественных решениях и сложнее из-за ограничений (например, нет поддержки русского языка). А оплатить мессенджер можно только с иностранных карт. Перспектив по восстановлению отношений между компанией-разработчиком Slack и российскими пользователями пока не видно.

Даже для тех, у кого получилось оплатить мессенджер или зарегистрировать аккаунт из-за границы, остается риск блокировки пространства. Например, с такой блокировкой столкнулась команда Skillfactory. Они были вынуждены за 21 день перевезти 30 000 студентов со Slack на новый мессенджер.

Подходит командам разного размера — как маленьким, так и большим.

Направление развития:

Понятно, что сейчас идет минимизация отношений с пользователями из России. Но если говорить про сам продукт, то команда Slack идет в сторону добавления в мессенджер большого кол-ва новых технологий, например, AI, улучшение no-code интеграций и т. д. А приоритетом остается развитие текстовой коммуникации и всего, что может ее улучшить.

Платформы:

  • Web-интерфейс
  • Десктопные приложения (Windows, MacOS, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Есть только облачная версия

Стоимость:

  • Доступен только бесплатный тариф
  • Платные тарифы от 8.75$/мес. за пользователя, оплатить можно только с иностранной карты

Популярный мессенджер у больших компаний. В Teams много функционала, который закрывает потребности разных департаментов: от HR-отделов до IT-команд. Но основное его преимущество — бесшовная интеграция с сервисами от MS-Office и бесплатное использование мессенджера, в дополнение к этому пакету. Поэтому Teams часто используют для совместного редактирования документов и презентаций.

Кроме этого, в Teams хорошо выполнен базовый функционал: есть интеграции со сторонними сервисами, календарь и таск-трекер, мощная платформа для видеозвонков, где может принимать участие от пары пользователей до нескольких сотен человек. В негативе отмечается сложный интерфейс и медлительность.

Для российских пользователей доступна бесплатная версия без возможности интеграций и администрирования сотрудников. Платные версии недоступны для оплаты и продления из России.

Направление развития:

В плане взаимодействия с российскими пользователями — путь схож со Slack. Но как продукт Teams развивается в виде пакетного решения MS-Office. Поэтому стоит ожидать улучшения бесшовной интеграции с другими сервисами MS и внедрения популярных технологий, как AI.

Платформы:

  • Web-интерфейс
  • Десктопные приложения (Windows, MacOS, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Есть только облачная версия

Стоимость:

  • Доступен только бесплатный тариф
  • Платные тарифы от 4 $/мес за пользователя, оплатить можно только с иностранной карты

Mattermost – ещё один технологичный корпоративный мессенджер. Его можно бесплатно установить на свои сервера и самостоятельно дополнять под потребности компании. Еще есть облачная версия, в которой можно напрямую зарегистрироваться и оплачивать не из России. В ней есть все базовые возможности для обычных пользователей. Из особенностей можно выделить множество готовых интеграций, включая Office365, звонки Microsoft Teams, канбан-доски и календари.

Много крупных компаний, которые за последние два года переезжали со Slack и Teams, сделали выбор в пользу Mattermost. На небольших командах проблем в использовании можно не заметить, но на больших объемах пользователей могут возникать сложности с поддержкой и обновлением решения. А добавление в Self-host версию самописного функционала обрывает возможность установки обновлений от команды Mattermost. Поэтому со временем решение будет устаревать.

Альтернативой Mattermost часто выбирают Rocket.Chat. Но те компании, кто развернул его на своих серверах, говорят о нестабильности мессенджера и сложной кастомизации.

Self-host версия Mattermost подойдет для IT-команд или крупных компаний, которым не подходят готовые решения из-за сложной структуры коммуникации.

Направление развития:

Дать прогноз по его развитию тяжело. Основная причина — большинство пользователей берет бесплатную версию Mattermost и развивает ее самостоятельно, под потребности компании. Поэтому будущее платформы будут зависеть от этого.

Что можно точно сказать — со временем кастомизированный Mattermost будет сложнее поддерживать, потому что он несовместим с обновлениями от разработчика.

Платформы:

  • Web-интерфейс
  • Десктопные приложения (Windows, MacOS, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Есть облачная версия, можно установить на свои сервера

Стоимость:

  • Бесплатно для установки открытого кода на свои сервера
  • От 10 $/мес за пользователя для облачной версии с широким функционалом, оплатить можно только с иностранной карты
  • Индивидуальные Enterprise тарифы

Публичные мессенджеры

Публичные мессенджеры подходят для личной переписки, но они будут не лучшим решением для рабочего общения. В них ограниченные возможности для организации коммуникации: нет гибкого управления сотрудниками и чатами, важные файлы могут быть слиты третьим лицам, а доступ к информации невозможно настроить.

Плюсами будет качественная работа всего базового функционала и бесплатность.

Telegram — главный мессенджер в России. По работе там общаются команды разных размеров — от маленьких до больших компаний. Чаще всего его хвалят за удобный и понятный интерфейс, высокую скорость и большое кол-во необычных обновлений.

Но как корпоративное решение его ругают за недостаток возможностей по администрированию сотрудников, небольшую гибкость интеграций и возможность пересылки корпоративной информации сторонним пользователям. По разделению личного и рабочего общения: чаты в Telegram можно разбить на папки, но с большим количеством чатов работать сложно — перемешиваются переписки по разным темам.

Подойдет небольшим командам с ограниченным количеством чатов и запросом на простую переписку.

Направление развития:

Однозначно можно сказать, что в Telegram появится больше возможностей, которые нельзя найти в других публичных мессенджерах. В ближайшее время стоит ожидать улучшения бот-платформы Telegram, т. к. разработка ботов становится все популярнее. Еще можно ждать новых платных возможностей, которые будут направлены на улучшение функционала для работы и обучения.

Платформы:

  • Web-интерфейс
  • Десктопные приложения (Windows, MacOS, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Есть только облачная версия

Стоимость:

  • Бесплатно
  • Telegram Premium — 299 руб. /мес.

Discord — публичный мессенджер, который часто используют в качестве корпоративного. Потому что некоторых его функций нет в других публичных мессенджерах. Например, тредов и продвинутой системы администрирования в чатах.

Из минусов: необходимость обучения пользователей и сложный, неинтуитивный интерфейс для рабочего процесса.

Подойдет для общения молодых, современных команд разных размеров.

Направление развития:

Изначально Discord создавался как мессенджер для геймеров. Сейчас он развивается как сервис для молодых и технологически продвинутых пользователей. Поэтому развитие Discord будет комбинацией из добавления новых технологий и расширения аудитории пользователей. В ближайшее время ждем улучшений API, внедрения AI, улучшения звонков и безопасности для удаленной работы.

Платформы:

  • Web-интерфейс
  • Десктопные приложения (Windows, MacOS, Linux)
  • Мобильные приложения (iOS, Android)
  • Есть только облачная версия

Стоимость:

  • Бесплатно
  • 2.99/9.99$/мес. за подписку Nitro, если хотите отправлять большие файлы и увеличить скорость загрузки сообщений

Таблица сравнения и заключение

В картинке ниже сравнение только тех сервисов, которые мы упомянули в статье. Еще мы сделали таблицу, где сравнили 17 мессенджеров по 46 возможностям. Вот ссылка на нее.

Лучшие корпоративные мессенджеры 2024
Лучшие корпоративные мессенджеры 2024
Лучшие корпоративные мессенджеры 2024
4747
48 комментариев

У вас изумительный мессенджер, ребята 👍🏻
А тёмную тему вообще можно смело в УТП записывать! Не у всех корпоративных она есть.

Успеха вам и жду больших мажорных апдейтов!

8
Ответить

Как на это ответить, если не сердечком? 💞

2
Ответить

Если тема сделана хорошо — тогда точно. Не могу пользоваться большинством темных тем, потому что начинает рябить в глазах и в итоге привет мигрень. А все из-за адового контраста: фон практически черный, а текст практически белый, или даже полностью.
А пачка, смотрю, дискордом вдохновлялась) по крайней мере на скрине так выглядит

1
Ответить

Сколько раз пыталась понять и полюбить Slack, ну не могу, не нравится он мне. А Дискорд добавлять в список это вообще смешно

2
Ответить

На самом деле много молодых команд в Discord выстраивает довольно эффективное общение. Я тоже себя там не очень комфортно чувствую, но я и не пользовался им для гейминга, может поэтому.

7
Ответить

По нашему опыту общения с разными компаниями, в Discord работает очень много проектов.

Знаем точно, что несколько компаний из топа EdTech там обучением занимаются + много команд 50-150 человек его использует)

1
Ответить

К Дискорду просто нужно привыкнуть. Сначала странно пользоваться для работы, а потом привыкаешь и уже удобно. Со слаком также.

Ответить