Скрытая угроза: как «бесплатная» система автоматизации будет тянуть ваши нервы, время и деньги

Рассказываем о скрытых расходах и проблемах, с которыми гарантированно придётся столкнуться при использовании «бесплатных» систем автоматизации сервиса и техподдержки.

Скрытая угроза: как «бесплатная» система автоматизации будет тянуть ваши нервы, время и деньги

Привет! На связи Алексей Шевченко, команда Okdesk.

Как это замечательно, когда всё бесплатно!

Мы, жители постсоветского пространства, привыкли скачивать программы без оплаты: торренты, всевозможные пиратские сайты, диски с палёным ПО — всё это часть нашего быта.

И когда встаёт вопрос о выборе системы автоматизации для бизнеса, мы по накатанной ищем что-то бесплатное, ломанное.

Ну а что? Скачал, поставил — и снимай сливки автоматизации.

Но не тут-то было.

Бесплатные help desk системы вовсе не бесплатные. Почему? Давайте разбираться.

Скрытая угроза: как «бесплатная» система автоматизации будет тянуть ваши нервы, время и деньги

В качестве примера возьмём одну из самых популярных бесплатных систем — OTRS.

Что там по расходам и удобству?

Сервер и сисадмин

Требования довольно скромные: 8 GB ОЗУ, процессор Xeon с частотой 3 ГГц и накопитель 256 GB SSD.

Для примера возьмём надёжного провайдера серверов Smartape. Выбираем нужную конфигурацию и получаем ~71 000 руб./год:

Скрытая угроза: как «бесплатная» система автоматизации будет тянуть ваши нервы, время и деньги

Дальше сисадмин. Возьмём по минимуму. Допустим, вы найдёте на фрилансе хорошего админа, который берёт 1500 руб./час (в 2024 году это что-то из области фантастики):

  • На первичную настройку понадобится 20–30 часов.
  • На последующее поддержание сервера в рабочем состоянии — пусть 2–3 часа в месяц.

Это ~35 000 руб. за первичную настройку + 3000 руб./мес. за поддержку.

Итого на аренду сервера с сисадмином и первичную настройку БЕСПЛАТНОЙ системы вам потребуется ~140 000 рублей в год.

Считайте даром! 🙂

Программист для настройки и доработки системы

Стоимость часа программиста на начало 2024 года начинается от 2500 руб.

Предположим, что вам повезло, и вы нашли себе такого. Делает быстро, качественно, да и берёт недорого.

Что ему придётся сделать:

  • Собрать с вас требования — 10–20 часов.
  • Изучить документацию системы — 10–20 часов.
  • Подумать, всё ли из ваших требований можно реализовать — 5–10часов.
  • Настроить систему под ваши требования — 25–50 часов.

Итого: 50–100 часов работы. И это прямо самый минимум. В деньгах выходит 125 000–250 000 руб.

Поддержку и дальнейшую доработку системы даже считать не будем, потому что там тёмный лес.

А если взять кого-то в штат?

По данным habr, во второй половине 2023 года медианная ЗП разработчика составила 141 000 рублей. Добавляем сюда налоги и получаем ~200 000 руб./мес. За год это 2 400 000 рублей.

И это только прямые расходы. Добавьте сюда недополученную прибыль, затраты рабочего времени на тестирование, обсуждения функционала, и цифра станет вообще страшной.

Сомневаемся, что для 99,9% малого и среднего бизнеса эти расходы когда-либо окупятся.

Подобьём расходы

Считаем по самому минимуму:

  • «Железо» и сисадмин — 140 000 рублей.
  • Программист — 125 000 рублей.

В итоге это примерно 230 000 рублей в первый год использования.

И это самый-самый минимум!

К прямым денежным расходам нужно добавить ещё несколько нюансов:

  • Для 90–95% настроек понадобится программист. Захотели что-то изменить или добавить в будущем? Извольте заплатить программисту.
  • Всё на английском языке — от интерфейса до документации. А ведь далеко не все сотрудники знают английский, и разобраться с интерфейсом им будет не так просто.
  • Забудьте про техподдержку. Её там нет. Да, есть сообщество (тоже, кстати, на английском), где вы можете попробовать решить возникшие проблемы, но ничего не гарантировано.
  • Месяцы на адаптацию. На базовые настройки и обучение работе в системе уйдут месяцы, в течение которых вы и ваши сотрудники будете тратить время на ковыряние в интерфейсе в попытках разобраться в документации с помощью переводчика и приспособиться к зачастую кривому функционалу.
  • Раньше OTRS действительно была бесплатной, но несколько лет назад политика изменилась: бесплатной осталась только старая версия, которую не развивают, не исправляют баги, и вообще это примерно как ехать на бричке в век автомобилей. Как-то поедете, но сколько времени и сил будет потрачено…

Если наши доводы вас не убедили, можете попробовать внедрить бесплатную систему. Это будет увлекательное приключение! Главное — во время него не поседеть 😉

Подписывайтесь на наш канал «ОК, сервис» в Telegram, где мы рассказываем о своей внутрянке, делимся экспертизой по развитию сервисного (и не только) бизнеса и смешно шутим.

Okdesk — удобная help desk система для автоматизации сервисного обслуживания и технической поддержки в B2B. Интуитивно понятный интерфейс, стабильная и быстрая работа, компетентная техподдержка и возможности Enterprise-систем по доступной цене.

2222
35 комментариев

Проблема многих бесплатных (или очень дешевых) систем еще и в том, что рано или поздно (обычно, как раз рано) они перестают развиваться. В итоге получается дверь без ручки, которую потом всё равно нужно будет менять

4

Разве у платных систем нет такого же риска?

1

крайне нелепая по сути антиреклама.

3
Автор

Верно, это антиреклама open source решений и всех решений, которые якобы бесплатные

Расходы описанные в статье - это крайний случай.

Обычно у организаций уже есть сервер куда можно поставить систему и уже есть сисадмин. Случай когда под одну небольшую систему покупают или арендуют сервер и нанимают сисадмины - крайне редки, если вообще бывают.

Опять же что касается поддержки - отдельный программист тоже не нужен - поддержка под бесплатные системы часто тоже покупается как и под платные. И часто стоит дешевле.

Опять же, что система платная- не означает, что ей не нужен сервер, сисадмин и поддержка.

Эксплуатация платной системы может быть как дороже, так и дешевле бесплатной - случаи разные бывают.

Опять же риски тоже разные бывают. Если сравнить риски, где вы думаете они больше у старой проверенной широко используемой бесплатной Open Source системы или системы разработанной Рогами и копытами. Последняя очень вероятно вылетит с рынка не выдержав конкуренции.

3
Автор

"Обычно у организаций уже есть сервер куда можно поставить систему и уже есть сисадмин" - возможно мы про разные категории организаций говорим. По нашему опыту у большинства микро- и малого бизнеса ничего этого нет.

"поддержка под бесплатные системы часто тоже покупается" - именно что покупается) К тому же, на рынке help desk систем не так много бесплатных русскоязычных решений, где можно купить поддержку.

"система платная- не означает, что ей не нужен сервер, сисадмин и поддержка" - кончено. Но компания, которая ориентируется на покупку, хотя бы понимает, что на это нужны деньги, а не "скачали, поставили, само работает"

"Эксплуатация платной системы может быть как дороже, так и дешевле бесплатной" - и это верно) У статьи нет цели рассказать, что с платными системами всё будет даром. Цель показать, что у бесплатных систем есть подводные камни в виде расходов, которые многим могут быть неочевидны.

эти хелпдески уже писаны-переписаны тысячи раз, начиная от стартаперов-смузихлёбов до FAANG. И каждый считает, что его высер заслуживает внимания и переизобретает велосипед.

А рассказывать о больших расходах на standalone selfhost продукт против подписочной модели, которая ещё и в облаке это надо быть умственно отсталым или считать своих клиентов умственно отсталыми.

Сегодня подписка стоит $1000, перевёл БП на платформу, обучил людей, поборол ТП найденными косяками. Через год подписка стоит $5000 (ризитас.jpg).

Каждый плагин стоит допденег. Какие данные собираются и куда отправляются никто не скажет.

Закрывается контора (или снова изменения в политике) — все твои архивы за годы летят в дупло или в эксельку выгружайте, ничего не знаем. Слакофилам привет.

Только standalone selfhost продукт на своём железе и точка

1