Ленточные, цепные, роликовые: как выбрать кредитный конвейер для юрлиц

Ленточные, цепные, роликовые: как выбрать кредитный конвейер для юрлиц

Изучение рынка финтеха может занять у банка десятки часов, а неудачное внедрение — десятки миллионов рублей. Жанна Коренкова, product manager Abanking Digital Office, рассказала, по каким параметрам выбрать кредитный конвейер, и как не упустить полезные фичи.

Какие фичи должны быть в модулях кредитного конвейера

Когда банк формирует предложения по кредитам, он анализирует заявку клиента. Но не вручную, а с помощью логических модулей:

  • Подача заявки и сбор документов.
  • Проверка заёмщика, прескоринг.
  • Анализ кредитной заявки.
  • И принятие решения с последующим сопровождением.
Ленточные, цепные, роликовые: как выбрать кредитный конвейер для юрлиц

В итоге модули образуют кредитный конвейер, который снимает нагрузку с сотрудников банков и увеличивают конверсию из заявки в кредит.

Но в готовых решениях могут отсутствовать как сами модули, так и фичи в них. Поэтому мы изучили рынок и собрали список, по которому вы можете проверить функциональность сервиса кредитного конвейера.

Подача заявки и сбор документов

Когда клиент подаёт заявку на кредит, задача сервиса — помочь заполнить заявку. Такая помощь снижает количество отказов клиентов из-за сложного или непонятного процесса заполнения. Также это помогает снизить количество ошибок. Например, система подсветит опечатки или загрузит данные о компании по введённому ИНН.

Ленточные, цепные, роликовые: как выбрать кредитный конвейер для юрлиц

Выделили фичи, которые сделают модуль полезным:

  • Пошаговая онлайн-анкета и шкала прогресса по заполнению.
  • Зависимость полей анкеты от типа кредитования и вносимой клиентом информации.
  • Калькулятор подбора кредитной программы.
  • Подсказки и валидация значений, например, маски, валидация количества символов и подсказки при заполнении.
  • Способы взаимодействия с банком через чат, кнопки помощи, смс, e-mail или мессенджеры.

Проверка заёмщика

После подачи заявки на кредит система должна первично проверить клиента на стоп-факторы, чтобы отсеять заявки с высокими факторами риска.

Если система выявляет критичные стоп-факторы, то можно настроить автоматическое отсечение. Если стоп-факторы некритичные, то клиента можно перенаправить на другие продукты, чтобы не отказывать ему, а дать выбор.

Ленточные, цепные, роликовые: как выбрать кредитный конвейер для юрлиц

Эти фичи помогают банку автоматизировать проверку заёмщика:

  • Получение и обработка данных кредитной истории.
  • Встроенные автопроверки на стоп-факторы: Контур.Фокус, Контур.Призма, ЦБ, Росфинмониторинг, СПАРК, ФНС, Spectrum Data, Мобильные операторы, НБКИ, ОКБ, Mobilscoring.
  • Автоматический расчёт скоринга, ПКР, ПДН.
  • Отчёт с результатами проверок.
  • Возможность удалённой идентификации и проверки всех участников процесса, сбор согласий на запрос кредитной истории.
  • Возможность автоматического принятия решения по заявке исходя из результатов проверок на стоп-факторы.

Анализ кредитной заявки

Это самый трудозатратный блок работы, потому что один сотрудник вручную тратит на анализ одной кредитной истории до трёх часов. Если в банк приходит заявка, в которой нужно проверить три кредитные истории из трёх кредитных бюро на каждого учредителя, руководителя, залогодателя — на неё может уйти неделя.

Ленточные, цепные, роликовые: как выбрать кредитный конвейер для юрлиц

Фичи, которые помогут оптимизировать этот этап:

  • Получение и обработка данных финансовой отчётности.
  • Модуль анализа залога (Автопроверка ТС по базам ГИБДД и страховым компаниям, дистанционное получение выписки ЕГРН).
  • Параллельные и последовательные процессы согласования.
  • Шаблоны экспертных заключений.
  • Интеграция с АСПР (система принятия решения, которая автоматически рассчитывает лимит, ставки).
  • Модуль управления сроками рассмотрения заявки.

Принятие решения и последующее сопровождение

В каждом банке по-разному проходит кредитный комитет: кто-то проводит его в онлайн-режиме, а кто-то — в формате личной встречи. Важно, чтобы решение могло подстроиться под процесс вашего банка.

Ленточные, цепные, роликовые: как выбрать кредитный конвейер для юрлиц

Мы выделили универсальные фичи, которые помогут ускорить процесс принятия решения и согласования:

  • Предзаполнение документов для кредитного комитета.
  • Подписание документов с помощью НЭП, КЭП, Госключа.
  • Автоматизированное формирование полного комплекта кредитно-обеспечительной документации по кредитной заявке.
  • Уведомление клиента о статусе рассмотрения.

Ролевая модель

В производственную ленту конвейера вовлечены клиентские менеджеры, андеррайтеры, кредитные менеджеры и другие сотрудники банка. А со стороны клиента в производстве участвуют заёмщики, учредители, поручители и т.д.

Ленточные, цепные, роликовые: как выбрать кредитный конвейер для юрлиц

Поэтому при выборе решения стоит обратить внимание на инструменты создания личных кабинетов и ролевой модели:

  • Возможность добавить любое количество ролей и настраивать уровни доступа к просмотру и редактированию информации.
  • Регистрация участников и добавление их в процесс на любом этапе согласования заявки, чтобы в режиме онлайн взять с поручителя согласие на получение кредитной истории.

Если не учитывать эти возможности, то часть процессов сойдёт с конвейера в затяжной бумажный режим.

Сколько стоит кредитный конвейер для юрлиц

Стоимость кредитного конвейера на рынке варьируется от 5 до 100 миллионов рублей. При этом потолок цен можно пробить, если модули, фичи и интеграции вендор будет разрабатывать с нуля. Также дальнейшее сопровождение сервиса может стоить дороже внедрения, если работать с продуктом может только вендор.

Если вам нужен быстрый запуск, который не потребует существенных вложений, выбирайте решения с преднастроенными шаблонами сценариев и минимальным количеством интеграций.

Что в итоге: ленточной, цепной или роликовый

Главное, чтобы в кредитном конвейере сразу было достаточно готовых модулей и фич не только для запуска mvp, но и немного на вырост.

Но внедрить кредитный конвейер — это полбеды. Вторая половина — обслуживание сервиса. Кредитный конвейер должен быть достаточно гибким, чтобы учитывать изменения бизнес-моделей и приспосабливаться к ним.

Важно, чтобы банк мог самостоятельно и без особых усилий работать с инструментом, и вносить в него изменения без обращения к вендору. Например, с помощью технологий no-code.

Какое решение подойдёт вашему банку

Чтобы помочь с выбором решения, мы изучили рынок сервисов кредитных конвейеров и сформировали чек-лист для сравнения сервисов по 40 параметрам.

Ленточные, цепные, роликовые: как выбрать кредитный конвейер для юрлиц

Скачайте чек-лист по ссылке, и выберите лучшее решение по понятным критериям.

Начать дискуссию