Интеллектуальная роботизация: больше, чем классическая RPA

Технология RPA стала одним из основных направлений автоматизации бизнес-процессов. Программные роботы широко применяются там, где необходимо избавить сотрудников от выполнения рутинных задач, когда велик риск ошибки и эмоционального выгорания. Однако у технологии есть свои недостатки. Интеллектуальная автоматизация — новое поколение RPA — решает эти проблемы. Разбираемся, чем именно она отличается от классических систем и в каких бизнес-процессах ее можно применить уже сегодня.

Интеллектуальная роботизация: больше, чем классическая RPA

Классическая RPA — что не так?

Технология RPA взаимодействует практически со всеми бизнес-приложениями, из-за чего к ней проявляют внимание не только корпорации, но и предприятия малого и среднего бизнеса. Несмотря на это, система неидеальна — у нее есть ряд недостатков, которые частично нивелируют преимущества технологии:

  • Роботизация подходит для решения далеко не всех задач. С ее помощью автоматизируют небольшие и прозрачные дискретные процессы, которые подразумевают жестко выстроенный порядок и не требуют множества исключений. Если для выполнения операций необходима человеческая логика, применение RPA теряет смысл.
  • Технологии разрастаются, и компания внедряет все больше роботов. В результате организация может столкнуться с плохо управляемым софтом. Для контроля операционных процессов RPA нужна четкая система управления и упорядоченный опыт применения роботов.

  • RPA-решения могут конфликтовать с другим ПО, особенно в тех случаях, когда роботы недостаточно документированы. Такие ситуации осложняют управление программной инфраструктурой компании и поиск ошибок.
  • Процессов становится больше. Если до начала роботизации не провести ревизию необходимых действий и не продумать оптимизацию, есть риск получить «проблемную автоматизацию», когда проекты приводят не к решению задач, а к увеличению «узких» мест и неэффективности работы.
  • Отсутствует стратегия развития у проекта роботизации. Применение RPA для тактических и точечных задач даст очень ограниченный эффект, а может и вовсе сорвать цифровую трансформацию компании. Это не преувеличение: ведь RPA — один из ключевых элементов цифровизации предприятия, поэтому необходимо понимать, как правильно встроить эти проекты в бизнес.
  • Роботизация не нравится сотрудникам организации. Они часто принимают в штыки внедрение роботов, воспринимая их как угрозу.

Следующий этап развития

Обычная роботизация подразумевает создание ботов по принципу «один процесс — один робот». Он эффективен только для автоматизации отдельных операций. Но бизнес-процесс, в большинстве случаев, включает не одну, а десятки различных задач, часть из которых предполагает не только «механические» действия.

Чтобы автоматизировать бизнес-процесс полностью необходима интеллектуальная автоматизация, которая, помимо роботов, использует конструктор сквозных процессов, системы распознавания символов и голоса, другие ИИ-компоненты (например, текстовая аналитика), визуальные формы для диалога с пользователем.

На рынке уже представлены системы интеллектуальной автоматизации, которые позволяют усовершенствовать сквозные и сложные корпоративные процессы. Рутинные и интеллектуальные задачи в них распределяются между программными роботами и сотрудниками. Такая комбинация фактически трансформирует бизнес-автоматизацию.

В подобных системах можно создавать полноценных цифровых ассистентов, управлять ими, использовать инструменты мониторинга настраиваемых показателей автоматизируемых процессов, чтобы в дальнейшем повышать их эффективность. Цифровые ассистенты выполняют корпоративные процессы с высокой скоростью, минимальными затратами и стабильным результатом.

Платформа ROBIN — один из инструментов для интеллектуальной автоматизации бизнес-процессов. Используемый в ней конструктор (ROBIN Process) позволяет настраивать программных роботов, ИИ-компоненты, чат-ботов, голосовых ассистентов, объединять их в сквозной комплексный процесс и подключать к нему сотрудников компании с помощью визуальных диалоговых форм.

Платформа имеет кроссплатформенный веб-интерфейс и работает в любой операционной системе.

Интеллектуальная роботизация: больше, чем классическая RPA

В чем отличия?

Так же как и классическая RPA, интеллектуальная система автоматизации использует визуальный метод конструирования процессов. Но, помимо обычной алгоритмии, учитывается применение других элементов: от чат-ботов до человека. Их действия выстраиваются в сквозной комплексный процесс, логика которого визуализируется в виде блок-схем. При этом процессы могут выполняться как последовательно, так и параллельно.

Как видим, в интеллектуальной системе автоматизации реализованы и вполне привычные для обычной RPA возможности — Low-Code / No-Code, оркестрация, очереди для создания и управления кроссплатформенными программными роботами, исполняющими конкретные задачи в рамках роботизируемых процессов.

Это, в свою очередь, позволяет привлекать к автоматизации не только специалистов, но и бизнес-пользователей, не имеющих навыков программирования.

При этом интеллектуальная система автоматизации позволяет еще и вывести на новый уровень управление бизнес-процессами: организовывать деятельность «живых» сотрудников и цифровых помощников, распределять задачи между ними, использовать системы единых показателей и инструментов.

Где применять интеллектуальные системы автоматизации?

Области использования интеллектуальных систем автоматизации разнообразны. Рассмотрим несколько примеров, где могут применяться такие решения.

  • Создание отчетной документации. Человек может брать на себя интеллектуальные функции, такие как отбор данных или выбор дизайна отчетной презентации. Остальное выполняет робот.
  • Автоматизация подготовки закупочных процедур и проведение RFI (запрос информации). В этом случае робот анализирует потребности компании, рассылает запросы, собирает и анализирует предложения и комплаенс-проверки поставщиков.

  • Помощь специалистам первой линии поддержки. Система автоматически классифицирует обращения, а ML-модели научат систему работать с неструктурированными текстами, изображениями и даже видео.

  • Автоматизация процесса оформления нового сотрудника. Робот сам проверит документы, заведет карточку сотрудника, предоставит доступа в КИС и выполнит другие необходимые действия.

Функции и возможности модуля ROBIN Process

  • Создание сквозных процессов, в которые могут быть вовлечены как сотрудники, так и цифровые ассистенты (роботы, чат-боты, модули ИИ, OCR и т.п.):

- Робот как шаг процесса;

- Экранные формы как шаг процесса;

- Параллельное выполнение задач и роботов;

- Контроль распределения задач пользователей;

- Сбор статистической информации;

- Контроль сроков выполнения задач.

  • Бесшовная передача данных и документов между всеми участниками процессов (роботами и сотрудниками):

- Передача документов между роботами и экранными формами.

  • Планирование и контроль исполнения задач с помощью настраиваемых экранных форм:

- Настройка порядка и правил отображения полей экранных форм, их внешнего вида;

- Экранная форма как инструмент ввода информации или валидация данных (аналог human-in-the -loop);

- Экранная форма как инструмент инициации процесса сотрудником и передачи данных роботам;

- Отображение в едином рабочем месте списков задач со статусами выполнения;

- Прямая интеграция с системами через API (код на JS в экранных формах), для продвинутых.

  • Делегирование типовых задач чат-ботам и голосовым ассистентам:

- Чат-бот для общения сотрудника с программными роботами;

- Голосовой ассистент для получения информации от пользователя;

- Получение данных от робота в чате;

- Передача данных роботу через чат-бот;

- Классификация обращений пользователей для маршрутизации обработки.

  • Автоматическая оптимизация распределения задач в зависимости от приоритетов и загрузки ресурсов (последовательная или параллельная работа):

- Автоматический выбор рабочей станции для запуска шага процесса;

- Приоритезация исполнения процессов;З

- Запуск нескольких роботов одновременно на одной машине;

- Выполнение шагов процесса в соответствии с правами доступа на разных машинах.

  • Управление правами, ролями, уведомлениями, логированием действий вплоть до индивидуальной настройки любого компонента платформы:

- Индивидуальная настройка прав доступа для пользователей;

- Система уведомлений по задачам в рамках процессов;

- Выбор типов уведомлений пользователем;

- Мониторинг состояния выполнения процесса отдельного робота;

- Централизованное управление выполнением процессов.

  • Визуальный конструктор с безопасным Low-Code и реальным No-Code режимами доступны пользователям с минимальной квалификацией, без программирования:

- Конструирование процессов в виде простой блок-схемы;

- Создание программного кода и действий (Low-Code режим, фреймворки .Net (C#, Jscript ), Java, Python) с соблюдением всех стандартов информационной безопасности;

- Возможность исключения программирования при создании роботов и процессов;

- Сокращение сроков и трудоемкости.

  • Соответствие корпоративным стандартам Enterprise архитектуры и информационной безопасности. Учет особенностей российских крупных корпораций и государственных учреждений:

- Гибкое проектирование и развертывание платформы в соответствии с требованиями служб ИБ, инфраструктуры и эксплуатации;

- Использование рабочих мест на базе любых ОС.

3
Начать дискуссию