Разочаровывающий кризис-менеджмент на примере СДЭК

Или инструкция как НЕ надо поступать с пользователями в сложных ситуациях. Расскажу как компания могла, но не захотела выдавать посылки раньше 29-30 мая

Разочаровывающий кризис-менеджмент на примере СДЭК

Всем привет, я Алексей, последние 12 лет работаю в ИТ, руковожу компаниями по разработке веб-сервисов и мобильных приложений.

Сегодня напишу о масштабнейшем сбое СДЭК, восстановлю хронологию событий, расскажу почему главный провал СДЭК не в ИТ проблеме и поделюсь мыслями как намного раньше можно было начать выдавать посылки. Погнали!

Основной провал - клиентский сервис

За несколько дней реального ИТ коллапса нет ни одного эффективного антикризисного решения от менеджмента, pr, gr служб СДЭК.

Могучая по статусу, влиянию на быт людей, экономику государства структура - просто опустила голову в песок и так старается проводить время вплоть до решения серьезных проблем.

Коммуникация с клиентами, которые больше всего пострадали от коллапса - оставляет желать лучшего. Главными источниками информации почему-то стали ПВЗ, которые зачастую являются франшизными.

Компания СДЭК НЕ:

- открыла горячую линию для разъяснения ситуации и поддержки особо тревожных пользователей;

- выпустила полноценный, всеобъемлющий пресс-релиз с описанием проблемы. Что можно было бы описать в пресс-релизе: шаги, которые предпринимает компания для решения ситуации; причины возникновения проблем (далекие от ИТ люди просто в панике); позицию компании по посылкам со скоропортящимися товарами; позицию компании по посылкам со срочными грузами (документы и прочее); разъяснение регулирования особо проблемных случаев и контактные линии для их фиксации, урегулирования.

- постаралась придумать экстренное, кривое, НО рабочее решение для посылок, находящихся в ПВЗ (тему раскрою ниже);

- выпускала полноценные, понятные, полные информационные релизы в социальных сетях, которые не были бы похожи на отписки;

- использовала GR от слова совсем.

За каждой посылкой история, за каждой отправкой ценность, за каждым взлётом может быть падение

Сегодня мы с болью в сердце сообщаем, что наша ИТ инфраструктура подверглась масштабному сбою из-за которого временно прекращается выдача, отслеживание посылок и другие сервисы приостанавливают свою работу. Наша ИТ команда срочно возвращена со своего выходного для участия в оперативном решении возникших сложностей. Мы постараемся в ближайшее время дать оценку серьезности произошедшего сбоя.

Все ваши посылки находятся в безопасности, они не пострадали, неприятности касаются исключительно ИТ инфраструктуры. В связи со сбоем мы временно замораживаем доставку посылок в ПВЗ для исключения логистических ошибок.

В случае продолжительного сбоя мы разработаем и предоставим решение по получению уже находящихся в ПВЗ посылок.

Для экстренных вопросов открыта горячая линия: 999 999 999 999 9

Ваш СДЭК 💚

Пример возможной коммуникации (хоть и сырой)

Критикуешь - предлагай. Почему посылки можно (и нужно) было начать выдавать раньше

Очевидно, что вся тяжесть ситуации стала ясна в воскресенье (26 мая) утром, когда (исходя из открытой информации) оказалось, что виртуальные машины удалены, данные стерты, ничего из сервисов не работает должным образом. Вероятно, в этот момент стоило подумать как можно выдавать покупки с нефункционирующей ИТ инфраструктурой.

Первое что приходит в голову - это выдача заказов, уже находящихся в ПВЗ. Но как это можно сделать, если всё лежит и нет данных. Ответ простой и сложный одновременно - надо обратиться к историческим данным, хранящимся на стороне пользователей и которые невозможно скомпрометировать. Например, к письмам, которыми заботливо СДЭК сопровождает весь жизненный цикл покупки.

Пример письма
Пример письма

Если сбой произошел 26 мая утром, значит можно обслужить пользователей, у которых есть письмо о готовности к выдаче заказа. В этом письме указывается номер заказа (который есть на упаковке), отправитель, получатель, контактные данные ПВЗ.

Что необходимо сделать для выдачи заказа:

- Выделить категории посылок, которые стоит выдавать. Кажется, что это оплаченные посылки, лекарства, скоропорт.

- Создать инструкцию для валидации письма, чтоб любой, даже самый скромно использующий ИТ технологии пользователь, мог удостовериться что перед ним оригинальное письмо, что это не скрин, не подделка и т.д. Например, для валидации отправителя можно было сделать быстрый и простой скрипт, который при ответе на письмо возвращал бы контрольную фразу, что позволило бы валидировать оригинальность письма.

- Сделать дополнительную юридическую обвязку выдачи. Случай экстраординарный, поэтому надо было удостовериться в соответсвии правовым нормам при выдаче. Дополнительно следовало отметить изменения условий договора, если они были. Смысл простой - каждый получатель получает товар, фиксирует это подписью, в случае, если он не оплатил, то компания может потребовать его оплатить (либо какие-то бомбические штрафы)

- Выдачу посылки надо зафиксировать. Для этого можно сделать множество решений, где у каждого ПВЗ будет логин+пароль (например), а далее заполнение анкеты в веб-интерфейсе или боте. Например, можно попросить обязательно сделать фото получателя с посылкой (думаю клиенты поняли бы и не противились). Таким образом мы бы имели базу отправлений, которые были выданы в критической ситуации.

Описанное решение можно докручивать и улучшать, у него есть недостатки, но это лучше, чем трое или четверо суток пытаться решить сложнейшую проблему и не придумать быстрый, доступный, хоть и временный способ выдачи посылок.

Таким образом посылки можно было бы начать выдавать вечером 26 мая, либо утром 27 мая.

Хронология фиаско

26 мая

Утром становится известно о техническом сбое в работе СДЭК. Компания выпускает первую коммуникацию. Перестают работать сервисы компании, сайт, мобильное приложение.

Разочаровывающий кризис-менеджмент на примере СДЭК

27 мая

Технический сбой продолжается. Выходит вторая коммуникация компании.

Разочаровывающий кризис-менеджмент на примере СДЭК

Хакерская группа head mare берет на себя ответственность за сбой в работе СДЭК. Прикладывая довольно убедительные скриншоты консоли управления виртуальными машинами и рассказывая о просто НЕВЕРОЯТНОМ раздолбайстве девопс/сис.админ команды. Утверждается, что команда делала полные бэкапы раз в 6 месяцев без использование инкрементных, дифференциальных, либо гибридных способов резервного копирования. Не говоря уже о дублировании резервных данных в сторонние нескомпрометированные места. Если верить скриншотам, то все виртуальные машины с данными были удалены.

Разочаровывающий кризис-менеджмент на примере СДЭК

28 мая

Выходит третья коммуникация компании. Третий день коллапса ИТ системы СДЭК. В коммуникации общие слова, описывающие ситуацию, при этом нет указания горячей линии, куда можно обратиться по острым вопросам или бота/поддержки, которая окажет любого рода помощь.

Разочаровывающий кризис-менеджмент на примере СДЭК

Дополнительная коммуникация со сроками восстановления частичной работоспособности.

Разочаровывающий кризис-менеджмент на примере СДЭК

29 мая

Дополнительные коммуникации и уведомление о старте выдачи отправлений.

Разочаровывающий кризис-менеджмент на примере СДЭК
Разочаровывающий кризис-менеджмент на примере СДЭК

30 мая

Компания начала выдавать посылки, которые уже находятся в ПВЗ.

Разочаровывающий кризис-менеджмент на примере СДЭК

Выводы

Прозрачность, проактивность, смекалка и грамотное использование PR, GR позволили бы значительно снизить накал вокруг коллапса в СДЭК. Но по какой-то причине всё пошло как пошло.

1010
27 комментариев

Каждый раз восхищаюсь удивительно глубокому анализу от непогружённых в ситуацию людей. Как у вас это получается…

2

Очень просто: пиздеть - не мешки ворочать.
Предложение из велосипеда и костылей автора статьи - просто песня!

2

Насколько надо погрузиться в ситуацию, чтоб как пользователю выйти из состояния фрустрации?

1

Каждый раз восхищаюсь тому, что сдэк скатывается все ниже и ниже, хотя после слива паспортных данных пользователей куда уж ниже. Но нет, молодцы, справились!

1

Так почему одни пишут, что вирус, а другие — что хакеры?

1

Вирус из-за хакеров - так устроит всех :) Но в целом разницы нет для конечного пользователя

2

Кажется, что после этого сбоя у них будет гораздо меньше пользователей, особенно с учетом такой обратной связи.Интересно, будут ли они возмещать убытки тем, чьи посылки испортились за время нахождения на складах?...

1