Какие онлайн сервисы выросли в 15-20 раз, при этом не имеют аналогов в России? Что происходит с много-миллиардным рынком офлайн образования? Как компании сократили стоимость привлечение пользователя на 95%? Как COVID-19 трансформирует образование в Китае?Чтобы найти ответ на этот вопрос я перечитал все возможные отчеты про ситуацию в Китае сейчас, чтобы иметь возможность заглянуть в будущее. Для меня это важно, тк я занимаюсь оффлайновым образовательным бизнесом, а вам надеюсь будет интересно узнать основные тренды.Игорь Закоморный, CEO КодКласс, автор телеграм-канала "Стартап на миллиард"Школы в Китае во многих провинциях будут открыты уже в мае, но некоторые виды тестов/экзаменов отменены, например: SAT, GMAT, GRE, TOEFL, and IELTS.Это значит, что Китаю понадобилось как минимум 3 полных месяца на выход из самоизоляции. Не меньшее время придется посидеть и нам. Если считать началом введения мер середину марта, то ожидаемый постепенный спад режима самоизоляции придет на середину июня-начало июля. Конечно, сегодня, 29 апреля всем легко судить, что школа оказалась не готова к смене формата доставки контента и большая часть решений, применяемых учителями не имеют долгосрочной перспективы на жизнь. Моя мама работает учителем и рассказала мне как она проводит контрольные: «Решите контрольную на листочке и отправьте фотографию в вотсап.» Как тебе такое Илон?Но обсуждение всего этого оставим для великих мыслителей и диванных экспертов:) Меня больше всего интересовало, как эта ситуация сказалась на рынке частного образования, потому что мы должны понимать к чему готовиться тактически в рамках 1-2 месяцев. 1. Оффлайн образование. Все говорят про то, что происходит с онлайн образованием, кажется это уже моветон. А что с оффлайном и каких изменений ждать в следующие 3-6 месяцев?В Китае практически полностью(70%) рынок дополнительного оффлайн образования освободили маленькие и средние игроки. Им не хватает денег на погашение своих обязательств и они закрываются. И все эксперты предрекают, что рынок в офлайне будет консолидироваться, как только закончится режим самоизоляции. Большие станут еще больше, маленькие и средние уйдут с рынка и скорее всего навсегда. Например такие гиганты как TAL Education и New Oriental (обе миллиардные компании) уже сейчас планируют сделать масштабный рывок на захват освободившихся сегментов офлайн рынка.Сейчас очень сложное время для одиночных центров доп. образования и им важно быть рядом с крупным устойчивым партнером или внутри какой-то системы, чтобы иметь шансы на жизнь в 2020 году. Когда ты маленький, ты не можешь делать вливания в адаптацию контента под онлайн и создание технологических решений на высоком уровне. А конкурировать сегодня с теми, кто уже давно занимается онлайном - небольшому офлайн центру невозможно. 2. А где самый большой рост? Что произошло в онлайне?В Китае крупные образовательные онлайн компании привлекали новых пользователей через бесплатный контент. И продолжают до сих пор. За счет этого им удалось сильно снизить маркетинговые затраты и нарастить число пользователей от 2 до 7 раз. (см. график)На картинке ниже приведен график падения маркетинговых затрат edtech компаний по отношению с прошлым годом. Сложно представить, но затраты на привлечение пользователей упали на 95%, за счет привлечения аудитории через бесплатный контент.Ну и вишенка на торте: основной онлайн продукт сегодня в Китае - занятия для больших групп в онлайне. Что-то похожее делает в России Фоксфорд: интерактивные вебинары + платформа. В Китае это самая эффективная и масштабируемая модель.Оба сегмента: и офлайн и онлайн будут ощущать падение платежеспособности населения, но возможно не так критично. Все-таки образование, один из устойчивых рыночных сегментов в любые виды кризисов.Что на рынке образовательных сервисов?В Китае очень сильно выросли lms (learning managment system) системы, которые помогают сделать индивидуальные и групповые занятия в онлайне, удобнее чем через Zoom. Кстати странно, что в России нет такого массового сервиса, кроме срочно разработанного виртуального класса от Учи.ру. Как пример, показатели роста таких сервисов:CLASSIN - рост дневного числа уников в 10 раз.ZHIBOYUN - рост дневного числа уников в 8-10 разBAIJIAYUN - рост дневного числа уников в 15-20 разОбщий итог:Оффлайну будет плохо, но крупному оффлайну не так уж и плохо, а в будущем может быть даже сверх-хорошо.Онлайну будет хорошо. Потом будет не так хорошо, но тоже хорошо.На основе отчета HOW COVID-19 IS TRANSFORMING CHINESE EDUCATION by Oliver Wyman.