Как мы разработали систему безналичных расчётов, когда вся Россия ещё пользовалась наличкой

Сейчас все рассчитываются картой или по телефону, а терминалы есть даже в шаурмичной на трассе. Но 20 лет назад такой роскоши не было. Для бизнесов с автопарком наличка была огромной головной болью: нужно было точно рассчитать, какую сумму выдать водителям на топливо, потом собрать все чеки и вручную посчитать расходы. Нам надоело на это смотреть, поэтому мы придумали свою систему безналичных расчётов и устроили революцию не только в автобизнесе, но и в других отраслях.

Как мы разработали систему безналичных расчётов, когда вся Россия ещё пользовалась наличкой

Привет! На связи ППР. Мы создали комплексное решение для компаний с автопарком из любой отрасли. У нас бизнес может закрыть любые потребности: от заправки и ремонта машин до оплаты командировок и доставки еды.

В 1995 году мы разработали систему расчётов PetrolPlus, по которой компании впервые в России могли безналично оплачивать заправку машин. Вместе с директором департамента разработки платформенных решений Юрием Семенченко рассказываем, как мы до этого додумались, с чего начинали и как решали проблемы.

Как возникла идея: мусорные полигоны, учёт топлива и лихие 90-е

Первую версию систему мы придумали ещё в начале 90-х. Только не для заправок, а для мусорных полигонов. В то время их было много, а учёт грузовиков, вывозивших туда мусор, никто не вёл. В нашей системе было видно, какие машины приехали, сколько мусора привезли и выгрузили.

Мусорные полигоны было сложно назвать прибыльным бизнесом, поэтому мы решили переключиться на топливные компании.

В начале 90-х система безналичных расчётов почти не работала. Терминалов нигде не было, и даже банковскими картами пользовались редко: владельцы обычно держали их в укромном месте и доставали, только чтобы отнести в банк, как сберкнижку, и снять деньги. Именно поэтому водителям приходилось возить с собой наличку для заправки машины. Это было опасно: дальнобойщики часто ездили по самым удалённым и заброшенным дорогам нашей необъятной. Все знали, что у них есть деньги, поэтому водителей часто грабили, застав врасплох на заправке, в придорожном кафе или прямо посреди дороги.

Даже если командировка проходила спокойно, водителю нужно было взять чеки с каждой заправки, сложить в бардачок и бережно хранить их до возвращения. Ведь если потерять документы, подтвердить расходы будет нечем, и бухгалтерия вычтет недостачу из зарплаты.

У бухгалтерии на сбор чеков и подготовку отчётов уходило много времени
У бухгалтерии на сбор чеков и подготовку отчётов уходило много времени

Компании тоже страдали, потому что нечестные водители могли подделать чеки, завысить расход топлива или просто слить бензин в канистру и продать. В результате бизнес терял деньги.

В общем, в 1995 году мы решили создать систему, которая позволит не возить с собой наличку, а держать деньги на карте в виде определённой суммы. Её нельзя обналичить — только потратить на топливо, а в случае кражи можно заблокировать удалённо.

Как начинали работу: команда джунов и среда разработки, которую никто не знает

Новую систему решили разрабатывать на платформе Magic. Плюс решения был в том, что его не использовали и не изучали в России, а значит, мало кто пытался взломать. Из достоинства вытекал недостаток: поскольку на платформе никто не работал, разработчиков было найти крайне сложно.

Именно поэтому мы набрали команду из студентов и недавних выпускников вузов и стали разрабатывать систему с нуля. Так мы получали двойной профит: учились работать с незнакомой средой и растили крутых экспертов внутри компании.

Над созданием системы работали около десяти разработчиков-новичков, которыми руководил технический директор. Трудились в условиях жёсткого дедлайна — часто работали без перерывов и засиживались допоздна. Кроме того, если сверху приходила команда на внедрение новой фичи, её нужно было исполнить немедленно.

Уже через год после начала разработки мы запустили первую версию системы.

Какую систему мы создали

Бывает, люди путают нашу систему с платёжной — например, Visa или MasterCard. Объясняем, чем они отличаются.

Когда человек оплачивает банковской картой свой капучино, информация тут же поступает в банк, и деньги сразу списываются со счёта. Система безналичных расчётов работает по-другому: списание денег происходит не в момент покупки, а уже после — во время выставления отчётных документов.

Так система безналичных расчётов работает у нас.

Наши клиенты могут пополнить счёт сразу или работать по постоплате
Наши клиенты могут пополнить счёт сразу или работать по постоплате

Своей системой мы решили сразу несколько проблем:

  • Освободили водителей от налички, а компании — от мошенничества и лишних расходов.
  • Сделали прозрачной систему учёта. Теперь руководитель и бухгалтер могут посмотреть расходы по каждой машине автопарка в едином личном кабинете. Ещё там есть информация по каждому сотруднику, машине и всем топливным картам компании.
  • Сэкономили компаниям время на отчётности. Каждый месяц в личном кабинете автоматом формируются закрывающие документы по всем операциям.
  • Дали автопаркам больше выгоды. Наши клиенты могут сэкономить себе до 30% суммы расходов за счёт возмещения 20% НДС и скидок на топливо, мойку и шиномонтаж — в зависимости от подписки, которой пользуется компания.

Как начали продавать нашу систему другим

Наша система безналичных расчётов стала первой в своём роде на российском рынке — только через десять лет начали появляться конкуренты. И естественно, многие компании захотели использовать PetrolPlus у себя.

Первыми, кто установил систему, стали сети АЗС. Потом подключились предприятия из других отраслей: магазин электроинструментов, алкомаркет и несколько пансионатов. Наши карты начали использовать даже в русском городе Баренцбурге на норвежском архипелаге Шпицберген — ими оплачивали питание в столовой. Большого оборота карт в других отраслях не получилось, поэтому топливный бизнес остался основным направлением.

В 2000 году мы поднялись на ступеньку выше: начали сотрудничать с ВИНК. Так называют вертикально интегрированные нефтяные компании, которые берут на себя все этапы в нефтяной отрасли: от добычи до продажи продукта. Финансирование проектов резко выросло, а мы смогли перейти на новые технологии и развиваться ещё быстрее.

Как развивали систему и разрабатывали новые фичи. Спойлер: удачными оказались не все

К 2003 году клиентов становилось всё больше, и скорость, с которой платформа Magic обрабатывала транзакции, нас уже не устраивала. Чтобы развивать нашу систему и дальше, нужно было более масштабное решение, поэтому мы перешли на систему управления базами данных Oracle. Она рассчитана на большие массивы информации, поэтому ей пользуются многие банки.

Для перехода пришлось задействовать около десяти разработчиков и тестировщиков. Ведь нужно было не просто перенести все данные в новое место, но и лично приехать к каждому партнёру, чтобы переустановить систему на месте. В итоге весь процесс — от момента разработки до обновления всех желающих — занял около четырёх лет.

Теперь ресурсы позволяли развиваться, и мы продолжили внедрять новые фичи.

Специальные RFID-метки. На них записывали данные о карте клиента, а потом клеили на бак или стекло автомобиля. Например, если такая метка стояла на бензобаке, во время заправки информация считывалась при помощи пистолета, а в систему передавались данные, каким бензином заправился водитель и на сколько литров.

Заправка по телефону. Клиент мог позвонить, сказать номер своей карты и сделать заказ, например, на 30 литров 95-го. После оплаты топливо начинало литься автоматически, и необходимости идти в будку оператора не было.

Терминалы самообслуживания. В этом случае с оператором можно было не общаться вообще. Клиент подъезжал к колонке, прикладывал карту и заправлялся сам.

Все три решения придумали, чтобы сэкономить время, избавить водителей от ненужного общения и снизить нагрузку на операторов АЗС — например, в час пик. Только люди не доверяли машинам отпуск топлива и предпочитали сами контролировать процесс, поэтому ни одна из опций не стала популярной.

Решения были удобными, но люди им не доверяли, поэтому не пользовались. А мы впустую потратили время и деньги на разработку
Решения были удобными, но люди им не доверяли, поэтому не пользовались. А мы впустую потратили время и деньги на разработку

Впрочем, удачных задумок было больше.

Автоматическая инкассация терминалов. Когда мы только запустили систему, данные от терминалов до единого бэк-офиса передавали на носителях — пластиковых картах, которые служили как флешки. Сотрудник вместе с ними объезжал каждый терминал и вручную снимал информацию. Это занимало кучу времени, поэтому мы настроили автоматическую инкассацию. Для этого задали расписание: по нему терминалы сами выходили на связь в определённое время и передавали данные в центральный офис. Сейчас, когда системами управляют нейронные сети, это кажется обычным делом. Но в 90-е годы про автоматизацию не слышали, да и интернет был далеко не в каждой квартире. Так наше решение стало настоящим технологическим прорывом.

Многоэмитентная система заправок. Система безналичных расчётов тогда стояла на многих заправках, но клиенты одной сети не могли заправляться на другой, поэтому мы решили интегрировать сети друг с другом. Теперь водитель мог уехать на другой конец страны и там спокойно заправиться по своей топливной карточке на любой партнёрской АЗС.

Только в Москве нашу карту принимают примерно на 700 заправках, по всей стране их примерно 18 тысяч
Только в Москве нашу карту принимают примерно на 700 заправках, по всей стране их примерно 18 тысяч

Попутно мы добавляли в сервис полезные фишки. Сначала по топливной карте можно было только заправляться, но со временем мы добавили больше 20 услуг, среди которых оплата штрафов и командировок, заказ запчастей и каршеринг. Ещё мы придумали бесконтактную оплату через мобильное приложение — так водитель может оплатить услуги, даже если забыл карту.

К чему пришли в итоге

Мы начинали с того, что придумали систему безналичных расчётов для заправок, а в итоге расширились и стали крупнейшей из независимых компаний. Мы бы так не говорили, если бы не цифры:

  • Мы предлагаем комплексное решение для автопарка: более 25 сервисов — от автомоек и топлива до оплаты штрафов.
  • Мы обслуживаем 80 000 клиентов и обрабатываем более 5,5 миллионов транзакций ежемесячно.
  • На нашей системе работает больше сотни компаний, среди которых заправочные сети «Нефтьмагистраль», «Трасса», «Ирбис» и другие.
  • В одной сети мы объединили около 20 000 станций техобслуживания, из них 18 000 АЗС, остальное — мойки и шиномонтажи.

Мы планируем расти и развиваться дальше. Вырастем в топовый маркетплейс услуг для юридических лиц, в котором компании смогут закрыть все вопросы в одном окне и не тратить время на лишние переговоры и обмен документами.

Понравилась статья? Поделитесь в комментариях отзывом: что из наших решений вам зашло, а что нет?

4848
11
11
11
16 комментариев

На первом рисунке, как будто бы Тиньков.

2
Ответить

Не, показалось

2
Ответить

Спасибо автору статьи за иллюстрацию с Дубом и профессором

2
Ответить

Спасибо вам! Мы очень старались креативить 😄

1
Ответить

Статья навеяла немного ностальгических воспоминаний. Отчим был дальнобойщиком и много раз попадал в неприятные истории из-за той самой «налички» в 90-х. Отличное дело делали и делаете!

1
Ответить

Да уж, там столько историй было, что мы даже думаем о том, чтобы выпустить ностальгическую статью с ними. Но не уверены, что именно на этой площадке люди поймут и вспомнят их)

Ответить

ппр - это то, о чем мы все действительно подумали?

1
Ответить