Сервисы
Даня
575

Как мобильные приложения помогают бороться с коронавирусом в Азии

Венчурный фонд a16z сделал обзор цифровых решений для борьбы с коронавирусом в Китае. Я решил перевести отчет и дополнить собственными исследованиями других азиатских рынков. Пандемия оголила многие проблемы медицинских сервисов и ускорит цифровизацию отрасли.

В закладки

Ранее медиа уже показывало, как ИИ используют в Китае для обнаружения распространения COVID-19, построения прогноза выживаемости и подобных медцинско-статистических подходов. Этот пост направлен больше в сторону интерфейса и продуктовых решений, а также обозначает ряд проблем связанных с безопасностью.

1. Tencent Health

Tencent имеет развитую систему медицинских продуктов. Один из раних продуктов — We Doctor, ранее известный как Guahao.com (что означает «бронирование» на китайском языке), был одной из первых компаний Tencent в сфере здравоохранения.

С помощью мини-программы We Doctor пользователи могут назначать встречи с врачами. Компания также предлагает виртуального помощника, который помогает пациентам определить соответствующие больницы и врачей для их лечения. Некий аналог российского DocDoc или «Яндекс.Здоровье».

Медицинский портал предоставляет пользователю информацию по количеству позитивно инфицированных людей вокруг; инструкции, как правильно носить маску и как предотвратить распространение заболевания.

Также, начиная с августа 2019 года, началось тестирование аналогичной мини-программы Tencent Health, цель которой агрегировать доступные health-решения компании. К пику эпидемии приложение уже работало — часть скриншотов оттуда ниже. Продукт существует в виде мини-программы в WeChat.

Диалоговая система со скриншота выше в марте была выложена в открытый доступ.

Также в мини-программе можно посмотреть, был ли на твоем рейсе пассажир с положительным результатом теста на короновирус. Информация доступна в течение 30 дней.

Еще до пандемии Tencent заключил сотрудничетсво с больницами и некоторыми местными органами власти для создания интегрированного медицинского обслуживания пациентов.

Например, на скриншоте ниже показано, как пользователи могут оплачивать счета за больницу, проверять диагностические отчеты и личные записи о состоянии здоровья с помощью функции общественных служб WeChat.

Также у Tencent есть Tencent Medical Knowledge Bank (Tencent Yidian) — медицинская справочная платформа, где пользователь может искать лекарства и получать верифицированную информацию по заболеваниям.

Медицинская справочная платформа Tencent Medical Knowledge Bank

Во время пандемии Tencent отмечает рост приложений для ментального здоровья. DAU нового приложение Tencent для медитаций выросло за время пандемии с 330 тысяч пользователей до 36 миллионов.

2. QR-коды здоровья в Alipay и WeChat

В Китае внедрили систему контроля с помощью специальных QR-кодов.

Жителям и резидентам КНР необходимо было зарегистрироваться в системе через кошелек AliPay или WeChat, ответить на вопросы о состоянии здоровья и указать историю перемещений. Далее присваивались «QR-Коды здоровья»

Как это работало в AliPay. Зеленый дает право на свободные перемещения; желтый означал, что человек должен остаться дома на недельный карантин и ежедневно отмечать температуру, вас не пустят в общественные места и транспорт; красный — 14-дневный карантин на дому и ежедневные проверки температуры.

Приложение генерирует QR-код в соответствии с полученным цветовым маркером. Код могут потребовать при регистрации по месту жительства, в общественном транспорте, больницах, офисах и других публичных местах. При этом Ant Financial не раскрывала логику присвоения статусов. При нарушении режима приложение автоматически отправляет персональные данные нарушителя китайской полиции.

Аналогичное приложение выпустила компания Tencent внутри своего мессенджера WeChat.

Китайское министерство здравоохранения опубликовало национальный стандарт для с QR-кодов для сторонних разработчиков. Стандарт рекомендует использовать не традиционные QR-коды, а этот необычный вид «матричной сетки» (码 矩阵 码, описанный отдельно в стандарте 2011 года GB / T 27766-2011). Предполагаю, что новый вид менее подвержен ошибкам из-за большого количества информации в самом коде.

У приложение есть API с двумя endpoint. POST-запрос позволяет отправлять информацию о путешествии человека, а GET-запрос отдает ту же информацию по перемещениям и анонимизированную информацию о здоровье.

В Китае долгое время отсутствовал общий стандарт для Covid-19 и отличается в зависимости от провинции. Только 2 мая появился некий общий стандарт.

4. Тайвань

Несмотря на статистику материкового Китая, число зараженных в Тайване не превысило 500 человек. Еженедельно Тайвань производит 70 миллионов масок для 23 миллионов человек. С 24 января Тайвань прекратил экспорт медицинских масок, и возобновил только 4 апреля — отправили 2 миллионов масок в США, 8 миллионов — в Европу.

Это результат комбинации быстрого информирования и использование цифровых решений:

1. C 31 декабря остановил все рейсы из Уханя.

2. С 26 января ограничил въезд в Китай.

3. С 6 февраля ограничил въезд всех резидентов из Китая.

4. Обеспечил население стабильным потоком масок.

Маску можно купить только предоставив специальную National Health Insurance (NHI) карты — аналог российских полюсов ОМС. Номер карты сотрудники аптеки должны сверить с реестром.

Министерство здравоохранения с 2013 года разрабатывает облачную систему NHIA’s PharmaCloud System для хранения медицинских записей пациентов. Аптеки заносят все медицинские препараты в систему и сверяют историю болезней покупателя. Запросом к базе данных можно отследить, сколько масок осталось в конкретной аптеке и сколько масок купил отдельный человек.

Также жители каждый день получают сообщение от мобильного оператора с целью проверки здоровья.

СМС информирование со стороны государства

NHIA разработали API для сторонних сервисов. В стране появились Line чат-боты, голосовые помощники и геолокационные приложения, которые в режиме реального времени показывают остатки масок поблизости.

Line бот, который показывает, где можно купить маски поблизости
Приложение, где можно посмотреьь количество оставшихся масок в аптеках

5. Douyin (TikTok) & Toutiao

Китайская версия TikTok помогает пользователям не только мемами и stay-at-home хэштегами, но и полезным образовательным контентом, продвигая аккаунты докторов и медицинских сотрудников. В приложении создана отдельная вкладка, где врачи рассказывали про заболевание. Также TikTok провел вертуальную ярмарку вакансий.

6. Weibo

Из интересного и того, что не было реализовано у других, — список благотворительных фондов, которые помогают борьбе с вирусом. Плюс на отдельной вкладке выводился список корпоративных донатов. Оплата, кстати, происходит по Weibo Payment, квази-Alipay.

7. Baidu

Baidu также не остался в стороне и делает акцент на геопозиции пользователя.

Еще в 2019 Q4 отчете Baidu были отмечены инициативы компании по противодействию эпидемии.

Внутри Baidu Apps запустили специальные медицинские консультации и ответы на вопросы по пневмонии. А в приложении Baidu Maps показывают распространение эпидемии в Китае.

С помощью компьютерного зрения и AI анализируют и распространение заболевания. Также компания Baidu выложила в открытый доступ свой алгоритм прогнозирования РНК (рибонуклеиновой кислоты) LinearFold. Ученые ИИ Baidu сообщили Synced, что они уже применили LinearFold к 2019-nCoV, сократив время прогнозирования с 55 до 27 секунд.

Сама работа находится здесь.

8. Xiaomi

Смартфоны Xiaomi и Redmi получили функцию «Радар вспышки» (Radar of Outbreak). Система выдаёт самую свежую информацию из официальных источников о ситуации с распространением коронавируса поблизости от пользователя, включая количество подтверждённых случаев заболеваний

9. TraceTogether (Сингапур)

Приложение TraceTogther использует технологию Bluetooth для обнаружения контакта с людьми, инфицированных COVID-19.

Те, кто вступают в контакт с зараженными, получают уведомление для тестирования. Приложение интегрируется с Министерством здравоохранения Сингапура и не запрашивает геолокацию, а работает только по Bluetooth-соединению. Если в зоне достижения сигнала продолжительное время находится инфицированный человек — в приложение придет уведомление.

TraceTogether и другие похожие решения регистрируют, с кем вы общались, но не где. Весь исходный код приложения выложен на Github. Также на официальном сайте можно найти white paper проекта.

10. Индия

Индийское приложение Aarogya Setu скачали более 100 миллионов человек. Приложение разработало министерство здравоохранения Индии и активно рекламировалось местными чиновниками. Даже премьер-министр Нарендра Моди рекомендовал всем установить программу.

Приложение предоставляет привычную функциональность — информирование о симптомах, консультации с врачем, оповещение о контакте с заболевшим. Доступно на трех платформах — iOS, Android, KaiOS. Программу в обязательном порядке должны установить все работники бюджетных организаций.

Однако пользователи отмечают проблемы в безопасности приложения. В отличие от сингапурского приложения TraceTogether, которое также использует Bluetooth для трекинга зараженных рядом, Aarogya Setu запрашивает геолокацию и личную информацию: имя, пол, телефонный номер, историю перемещений.

Aarogya Setu App

Исследователь по кибер-безопасности Элиот Алдерсон в своем блоге на Medium отмечает серьезные проблемы в области безопасности приложения. Разработчик сумел получить доступ к внутреннему файлу с инфицированными пользователями в заданном радиусе.

I wanted to check something before going to bed. I can use this "issue" to access my authToken. I will record a small video https://twitter.com/fs0c131y/status/1246217727913705472?s=20

Слабая защита данных по заболевшим в Индии вызывает немало споров в социальных сетях. Так, по Twitter «гуляют» открытые списки заболевших Covid-19 в ряде городов.

#Gujarat #CoronaUpdates
List of latest 291 #Covid19 positive cases in #Ahmedabad
1/3 https://t.co/jGglbIXa2F

Разработчики приложения сказали, что не видят проблем в безопасности приложения и отказались выкладывать его в открытый доступ

Также многие штаты выпустили отдельные приложения для мониторинга распространения COVID-19. Так, например, штат Карнатака разработал «Quarantine Watch», скачивание которого является обязательным для людей, находящихся в домашнем карантине. Пользователь использует его для отправки своих данных о здоровье, включая селфи каждый час, кроме 22:00 и 7:00.

Quarantine Watch Mobile App by Govt of Karnataka developed hands-on by Munish Moudgil IAS &team. https://play.google.com/store/apps/details?id=com.bmc.qrtnwatch
All Primary&Secondary Contacts in Home Quarantine to send their selfie to Govt every 30 minutes frm home. Selfie contains GPS coordinates. So location known. https://t.co/XSEIAB9GSi

Я законтрибьютил часть описанных проектов в такой github list, где собраны разнообразные продуктовые решения по борьбе с COVID-19.

Сознательно опустил разнообразные дашборды. Как мне кажется, абсолютное количество случаев COVID-19 не очень полезный показатель, если вы не знаете что-то о том, как проводятся тесты.

Как минимум, хочется видеть ошибки первого и второго рода — это непростая задача, так как сложно установить сам факт заражения, но, думаю, что при большом количестве тестов их все равно можно восстановить через прокси-метрки. Также, когда идет разговор об уровне смертности, хочется видеть разбивку по возрастным когортам.

В общем, сейчас этот ажиотаж вокруг цифр больше напоминает медальный зачёт во время олимпиады и вызывает лишнее чувство тревоги. Подробнее про трудности моделирования распространения можно прочитать здесь;

Приложения, как доноры данных, могут быть полезны для точного моделирования. Однако, как я показал, сделать решения, которое помогает собрать разнородные данные, не нарушая приватность, очень непросто. Я лично симпотизирую кейсам Тайваня и Сингапура. Но мало изучал приложения в других странах, так что буду признателен за комментарии.

Иногда я пишу про работу над цифровыми продуктами в Азии в свой ламповый канал в телеграмме «Мобильная Азия». В основном освещаю технологии и бизнес, и частенько делаю подобные обзоры.

{ "author_name": "Даня", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0438\u0442\u0430\u0439","wechat","tiktok","tencent","covid19"], "comments": 0, "likes": 2, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 127793, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 19 May 2020 07:17:19 +0300", "is_special": false }
Онлайн-марафон «2 шага до уровня pro в маркетинге авто»
28 мая Онлайн Бесплатно
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир