«Я только спросить!»: Как создать базу знаний для сотрудников и превратить её в реально работающую систему

Как не тратить время, отвечая на вопросы, обучая других или объясняя, как выполнить задачу, а также избежать ситуаций, когда сотрудник говорит: «Я не знал».

«Я только спросить!»: Как создать базу знаний для сотрудников и превратить её в реально работающую систему

Мы в Вебфлай считаем, что если вопрос повторяется более 2-х раз, то ответ на него нужно дать в Базе знаний (БЗ), а не объяснять голосом или в переписке. Это правило действует даже в небольших компаниях, таких как наша, где работает 25 сотрудников.

К сожалению, я не сразу понял, как важно иметь базу знаний для построения системного бизнеса. Однако стремлюсь исправить эту ситуацию и хочу поделиться своим опытом на примере CRM.

На VC достаточно публикаций о том, как создать БЗ с использованием различных инструментов. Однако не так много информации о том, как это сделать в CRM, и как всё структурировать.

Но сначала поговорим о том, на каких платформах вообще ведут БЗ.

Варианты размещения базы знаний

  • Облачные хранилища, которыми уже пользуется компания (Яндекс.Диск, Облако.Mail.ru, Google.Drive и другие). Хотя многие считают этот способ непригодным в 2024 году.
  • Папка на сервере. Это удобно для хранения большого объёма данных, но доступ к ним возможен только из локальной сети. Часто происходит так, что сотрудник создаёт или редактирует документ на своём компьютере, а потом забывает опубликовать в общем доступе.
  • Специальные сервисы. Не буду подробно рассматривать их, поскольку на VC есть отличные статьи на эту тему. Например, вот подборка из 10 сервисов, а здесь — обзор 5 инструментов.
  • CRM-система. Сформировать базу знаний можно в Битрикс24, 1С:CRM, 1С Битрикс, Flowlu, S2, SalesMan CRM, AmoCRM и других. К остальным системам также можно подключить базу знаний с помощью внешнего модуля.

При выборе первых двух вариантов существует риск, что хранилища превратятся в свалку файлов. О третьем — написано многое. Поэтому расскажу о четвёртом способе на примере Битрикс24. Полезно будет тем, кто уже работает в этой CRM, и тем, кто планирует формировать БЗ, но не выбрал платформу.

База знаний — это система из нескольких элементов, а не просто собрание файлов

Главные принципы, без которых БЗ рискует стать кладбищем документов, — это взаимосвязанность и актуальность. Поэтому я комбинирую несколько инструментов, чтобы накопленные материалы реально использовались, и всегда указываю дату последнего обновления.

Вот из чего состоит наша система:

Теперь обо всём по порядку.

Выдал базу. Из чего состоит БЗ Вебфлай

Составлять базу знаний я начал в 2020 году, когда команда перешла на удалёнку во время пандемии. Работая из дома, они задавали повторяющиеся вопросы обо всём подряд, но не могли «подойти и спросить» у меня или друг у друга, как раньше.

Изначально в БЗ было всего 2-3 раздела, но позже я дополнил её новыми материалами. Сейчас продолжаю добавлять информацию, по мере расширения штата и развития агентства.

В этом году, чтобы выполнить план по развитию, я решил описать бизнес-процессы для каждой должности и определить уровни грейдов. Это необходимо, чтобы команда понимала, как происходит карьерный рост внутри компании, а руководители контролировали работу сотрудников и устанавливали KPI.

Без системы возникает хаос, и каждый действует так, как ему удобно или привычно. Это мешает компании достигать своих целей.
База знаний Вебфлай в Битрикс24 состоит из 15 блоков
База знаний Вебфлай в Битрикс24 состоит из 15 блоков

Блоки в базе знаний Вебфлай условно делятся на три категории:

  • Общие — предназначены для всех, например, это разделы Оргструктура, коммуникации, Оформление отпуска, Регламенты.
  • Вводные — для новичков, такие как Приём сотрудника в штат, Как работать с задачами.
  • Специализированные — посвящены отдельному направлению, это Маркетинг, Аккаунт- и Проджект-менеджмент. В будущем эти разделы станут самостоятельными базами знаний для каждой должности или даже внутренними профессиональными стандартами.
Представьте, сколько дней занял бы онбординг проджекта, если бы эти знания пришлось передавать устно, а затем повторять, если сотрудник что-то забудет или не запишет
Представьте, сколько дней занял бы онбординг проджекта, если бы эти знания пришлось передавать устно, а затем повторять, если сотрудник что-то забудет или не запишет

Автоматические задачи или «Я не нашёл …»

Чтобы новый сотрудник, не знакомый с CRM, не спрашивал, где лежит БЗ и в принципе быстро освоился в системе, я настроил автоматическую постановку задач, каждая из которых содержит ссылки на необходимую информацию. Когда новичок регистрируется на корпоративном портале Вебфлай ему сразу же приходят задачи:

  • «Старт работ»: где пользователь заполняет профиль в Битрикс24, прикрепляет фотографию, устанавливает мобильное приложение и изучает Базу знаний.
  • «Подписание трудового договора»: где сказано, какие документы предоставить в отдел кадров и с какими дополнительными регламентами ознакомиться.
  • «Обучение работе в CRM»: курсы, вебинары и ответы на часто задаваемые вопросы.
В автоматической задаче «Старт работ» есть ссылка на Базу знаний, чтобы её было легко найти
В автоматической задаче «Старт работ» есть ссылка на Базу знаний, чтобы её было легко найти

В зависимости от должности также ставятся отдельные задачи по изучению специализированных документов, регламентов и прохождению курсов. Например, проджект-менеджеры получают доступ к своей базе знаний, а также курсам и тестам по управлению CMS.

Описание к бизнес-процессам или Читай инструкцию!

В Базу знаний также добавляю регламенты к новым функциям системы и дублирую их в нужных разделах. Например, когда мы настроили бизнес-процесс на автоматическое создание отпуска, то описали порядок действий в соответствующем блоке Базы знаний, поскольку это не типовая, а индивидуальная настройка СRM.

Чтобы коллегам не приходилось искать информацию об оформлении отпуска в Базе знаний, я добавил пояснение к бизнес-процессу. Также прикрепил ссылку на регламент, где содержатся основные правила, связанные с отпуском: чем отличаются его типы, за сколько дней нужно подать заявление и как правильно подготовить передачу дел.

Сотрудник, не покидая раздела с бизнес-процессом, получает пошаговый план действий. Благодаря настройке, нам удалось отказаться от бумажных заявлений и отправки сканов по почте — теперь всё оформляем в электронном виде
Сотрудник, не покидая раздела с бизнес-процессом, получает пошаговый план действий. Благодаря настройке, нам удалось отказаться от бумажных заявлений и отправки сканов по почте — теперь всё оформляем в электронном виде

Менеджер паролей

Хранить пароли в базе знаний — не самая лучшая идея. Поэтому я подключил модуль «Менеджер паролей» из Битрикс24 Маркета.

Настроил права доступа к информации в зависимости от роли сотрудника в компании. Например, маркетологу не нужны пароли от хостингов, а разработчику — от VC.

Также написал регламент по добавлению паролей, предоставлению доступов и базовым правилам конфиденциальности
Также написал регламент по добавлению паролей, предоставлению доступов и базовым правилам конфиденциальности

В приложении мы храним доступы к:

  • порталам клиентов в Битрикс24;
  • проектам по веб-разработке;
  • рекламным кабинетам заказчиков;

  • сервисам и внешним ресурсам, которые используем в работе, например, социальным сетям и площадкам для публикации контента, фотобанку, офисному вай-фаю, Яндекс.Метрике, видеоконференциям и так далее.

Для удобства сразу добавляем ссылки на аккаунт или нужный раздел
Для удобства сразу добавляем ссылки на аккаунт или нужный раздел

Лента новостей на портале

Чтобы команда была в курсе обновлений Базы знаний и ознакомилась со свежей информацией, я публикую новость в ленте, добавляю ссылку на инструкцию и вношу доступы в Менеджер паролей, если требуется.

Чтобы убедиться, что сотрудники ознакомились с материалами, часто использую кнопку «Прочитано».

На портале видно, кто просмотрел новость и подтвердил прочтение. Это помогает избежать ситуаций, когда сотрудник говорит, что был не в курсе изменений
На портале видно, кто просмотрел новость и подтвердил прочтение. Это помогает избежать ситуаций, когда сотрудник говорит, что был не в курсе изменений

Яндекс.Диск

Кроме корпоративного портала, где хранится база знаний для сотрудников и Менеджер паролей, мы разместили материалы о компании в облаке. Диск предназначен для внутреннего и внешнего использования. Здесь храним логотипы в различных вариациях, дипломы и награды, сертификаты от Битрикс24 и 1С-Битрикс, портфолио выступлений наших спикеров и другое.

Например, ссылки на логотипы и фото экспертов отправляем редакциям различных СМИ, где публикуем материалы.

Ссылка на Диск есть в Базе знаний и Менеджере паролей
Ссылка на Диск есть в Базе знаний и Менеджере паролей

Спасибо, кэп! Это очевидно, что для хранения доступов к аккаунтам нужен менеджер паролей, а для файлов — облачный Диск. Однако моя главная мысль заключается в том, что лучше использовать несколько простых инструментов, которые в совокупности принесут больше пользы.

  1. Если на платформе, где вы ведёте базу знаний, не хватает функций, то подключите внешние сервисы. Это позволит расширить возможности БЗ и сделать работу более удобной.
  2. Свяжите информацию таким образом, чтобы к ней можно было получить доступ различными способами. Добавьте ссылки на облачные документы.
  3. Укажите дату последнего редактирования, чтобы проще было отслеживать изменения. Например, я в названии файла сначала ставлю дату, а потом наименование документа.

Такой подход позволяет создать систему, в которой можно легко найти нужное, без труда обновлять и редактировать контент, автоматически передавать информацию и отслеживать ознакомление с ней.

Если вам нужен Битрикс24 для создания базы знаний и других целей, напишите мне в Telegram https://t.me/rybchenkok. Если требуется консультация, также обсудим все вопросы в чате.

Заказать разработку сайта, интернет-магазина или b2b-кабинета, а также внедрение CRM на сайте Вебфлай: https://clck.ru/3BgiGs

Мой Telegram-канал про внутрянку агентства, клиентские проекты и бизнес в целом: https://t.me/made_by_rybchenko

Начать дискуссию