Как мы помогали 900 тысячам школьников (а также их родителям и учителям) меньше страдать в первый месяц карантина

В России 16 млн школьников, свыше миллиона учителей (из них около 700 тысяч как-то пользуются онлайн-инструментами) и 40 тысяч школ. В середине марта тысячи школ временно закрыли двери и официально перешли на дистанционное образование. Переход в онлайн оказался болезненным.

Миллионы людей вынуждены были экстренно привыкать к распределенной работе по видео и чатам, переключению между несколькими инструментами, полной зависимости от интернет-соединения, доступности нужных сервисов и самомотивации.

Почти как на «обычной» удаленке,… только процессы оказались далеко не так отлажены.

Когда мы узнали об учительнице, которая за неделю отсмотрела 1100 фотографий ДЗ, то поняли, что должны им помочь.<br /> Роман Салихов
Когда мы узнали об учительнице, которая за неделю отсмотрела 1100 фотографий ДЗ, то поняли, что должны им помочь.
Роман Салихов

Этонормой стали вещи вроде «сфотографировать домашку, сделанную в обычной тетради, а там учитель разберется». В итоге учителя по вечерам сидели, разгребали и сортировали фото. Затем в редакторах поворачивали и настраивали яркость картинки, чтобы вообще было видно, что написал ученик. Потом распечатывали, проверяли, отправляли свои фотки уже с результатами проверки… и проставляли оценки в электронный журнал.

К началу апреля родилась идея, как это исправить.

Исходно замахивались на большее. Но вовремя остановились

К 2020-му Skyeng подошел с кучей разнообразных наработок, которые можно применять для изучения и оценки знаний и навыков по разным предметам. Это синхронизация контента для учителя и ученика на одной платформе, своя видеосвязь с массой ML-проверок (процент говорения, освещенность и другие параметры), возможность занятий 1-на-1 и в группе, автоматическая оценка прогресса и автопроверка домашних заданий, а также генерация рекомендаций на основе этих данных.

Были и решения под конкретные предметы. Например, графический редактор для занятий алгеброй и геометрией в браузере. В нем можно писать от руки, как в тетради. Tatiana Korshun: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DUH0afId5cx8&postId=128681" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://www.youtube.com/watch?v=UH0afId5cx8</a>
Были и решения под конкретные предметы. Например, графический редактор для занятий алгеброй и геометрией в браузере. В нем можно писать от руки, как в тетради. Tatiana Korshun: https://www.youtube.com/watch?v=UH0afId5cx8

Мы уже несколько лет сотрудничали с АО «Издательство «Просвещение» — их контент официально рекомендован школам, что позволило бы учителям отлично матчить его с программой. То есть, мы точно можем помочь с созданием и автопроверкой заданий на базе рекомендованного контента. Но, может, добавить что-то еще?

Одна из ранних концепций. В ней было всё, включая видео.
Одна из ранних концепций. В ней было всё, включая видео.

Самым сложным на старте было не увлечься и не начать пилить комбайн. Тут нам помогли две вещи. Сжатые сроки — помочь нужно сейчас, поэтому на путь от идеи до продакшна заложили неделю с 30 марта по 6 апреля. И опросы: спасибо людям, что охотно делились своими хотелками и болями.

Например, мы быстро отказались от идеи видеосвязи

Потому что 70% опрошенных преподавателей страдали от зависаний картинки и не хотели слышать о видео. Заодно выяснили, что люди не хотят устанавливать еще одно приложение. Не хотят сложных процессов регистрации и освоения интерфейса. Что хотят продолжить пользоваться уже привычными VK и WhatsApp для рассылки домашек по чатам классов…

Домашки… Они «болели» у всех:

  • учителя тратили много времени на придумывание заданий для разных возрастов, а затем ломали глаза над проверкой по сканам и фото,
  • ученики страдали от объема заданий и были не прочь делать их сразу на смартфонах и ПК,

  • ну а родители хотели успевать работать свою работу и не отвлекаться хотя бы на техническую сторону вопроса.

<p>Интересное из интервью: педагог «вызывала» ребят к »доске», но при это считала, что ученики не должны видеть по видео друг друга — потому что отвлекаются)</p>

Интересное из интервью: педагог «вызывала» ребят к »доске», но при это считала, что ученики не должны видеть по видео друг друга — потому что отвлекаются)

Опираясь на это знание, мы решили остановиться на идее онлайн-сервиса для генерации и проверки заданий по рабочим тетрадям.

«Тактика автомата Калашникова» или что получили люди (и почему так)

АК — простой и почти безотказный продукт. Такие же требования, по сути, предъявляли наши будущие пользователи: зашел, быстро разобрался, вышел,… приключение на 20 минут; )

Была и еще одна причина, по которой продукт должен был быть простым. Мы просто посмотрели официальную статистику.

Минутка занимательной статистики
Минутка занимательной статистики

Если отбросить учителей начальных школ, которые ведут сразу несколько дисциплин, а также трудовиков и физруками ― то самыми многочисленными по преподавательскому составу будут русский, математика, английский и обществознание. Значит, тем, кто их ведет, и надо облегчить жизнь в первую очередь.

Взяв распределение возрастов учителей по предметам, мы увидели, что большинству математиков за 55 лет.

В среднем возраст российского учителя приближается к 50.
Ориентируясь на доступность сайта как в интуитивном, так и в техническом плане (свыше половины школ в стране — сельские, да и многих детей родители увезли на дачи), мы выработали следующее решение.

  • Учитель за пару кликов может сгенерировать задание для нужного возраста: достаточно указать предмет, класс и темы. Регистрация вшита в процесс создания заданий.
Опыт немного похож на создание той же комнаты в зуме Что-то из ранних макетов в Figma
Опыт немного похож на создание той же комнаты в зуме Что-то из ранних макетов в Figma

Система тут же сообщит, сколько в среднем времени уйдет на такой объем заданий (помним о том, чтобы не перегружать детей). Если все ок, сайт генерирует набор карточек-слайдов и выдает педагогу ссылку на эти задания. Так можно сгенерить несколько наборов задач по разным темам, а затем разослать своим классам привычным способом — через чат в ВК, WhatsApp или почту.

  • Ученик переходит по ссылке, которую прислал преподаватель. Решать домашку можно как с ноута или ПК, так и с планшета или смартфона. Для этого достаточно мобильного интернета.

Наборы карточек содержат задания разной сложности и проверяются автоматически
Наборы карточек содержат задания разной сложности и проверяются автоматически

Результат выполнения всех домашек виден преподавателю: он точно знает, кто открывал ссылку и как справился. Никаких больше «собака съела тетрадь»)

Можно открыть карточку ученика и в деталях понять, в каких знаниях у того пробелы
Можно открыть карточку ученика и в деталях понять, в каких знаниях у того пробелы

Так и появилась интерактивная рабочая тетрадь от Skysmart — онлайн-школы для ребят 1–11 классов от Skyeng. В первых релизах мы cфокусировались на средней школе.

К самым популярным предметам первой волны от себя добавили информатику — как без неё.

Кстати, в первых версиях не было заданий по литературе: боялись, что учителя русского начнут перегружать детей. Но затем добавили ее. И физику. А еще впилили задания ЕГЭ и ОГЭ по математике — их очень просили. Добавили и начальную школу. Сейчас предметов стало еще больше.

Как мы помогали 900 тысячам школьников (а также их родителям и учителям) меньше страдать в первый месяц карантина

Разработка: две недели в режиме хакатона

Под задачу экстренно сформировали сборную из самых опытных ребят, которые создавали наши основные платформы для изучения языков и математики, а также уже делали решения для школьников и учителей: олимпиаду и SkyEs — проект, в рамках которого оцифровали рабочую тетрадь по английскому и потихоньку тестировали на базе отдельных школ.

Один из артефактов — проработка пути учителя в Miro.
Один из артефактов — проработка пути учителя в Miro.

Первые недели жили почти в режиме хакатона: работали по 12 часов, спринт проходил за один день. В девять утра лиды разных направлений созванивались, за час планировали рабочие задачи на день, затем все фигачили ― до 15 часов действовал мораторий на выкатки. К семи-восьми часам завершали спринт и устраивали часовое саммари. Все команды проекта презентовали свои результаты, а команда исследователей рассказывала, что думают об этом учителя.

<p>6-го апреля мы выпустили сайт в люди и затем многое допиливали на ходу по фидбеку педагогов. Поэтому так важно было делать все в тот же день.</p>

6-го апреля мы выпустили сайт в люди и затем многое допиливали на ходу по фидбеку педагогов. Поэтому так важно было делать все в тот же день.

Безусловно, все получили бонусы за такие переработки. К середине апреля все стабилизировалось. С понедельника по четверг мы проходили дневные спринты, но укладывали их в обычный рабочий день.

Планировали уже в горизонте недели: в первую половину пятницы команда брейнштормила, исследователи за несколько часов проверяли гипотезы, а с 15 часов команды детально планировали то, что точно нужно и реально сделать за следующую неделю.

Через 10 дней 300 000 учеников делали домашки через наш сайт. К концу апреля их было уже 900 тысяч.

К середине мая на сайте зарегистрировались уже 1 800 000 учеников.

Приятно, когда продуктом пользуются - и он помогает. Скрин от руководителя наших QA-инженеров.
Приятно, когда продуктом пользуются - и он помогает. Скрин от руководителя наших QA-инженеров.

Наши исследователи подсчитали, что в среднем мы сэкономили преподавателям два часа в день. Сколько нервов сэкономили не только педагоги, но и ученики с родителями, наверное, не посчитать.

p.s. Мы продолжаем

Если захотите просто так попробовать проект, пожалуйста, вводите test при регистрации, чтобы не портить данные нашим аналитикам.

Ну а мы движемся дальше. Запустили интеграции с электронными дневниками «Сетевой город«, “Элжур» и “Барс»: оценки за ДЗ появляются в журнале автоматически. А это значит, что мы снимаем со школьного учителя еще кусочек рутины.

5151
45 комментариев

Спасибо вам, вы просто спасли меня от проверки безумного количества работ по математике, а у меня порядка 170 учеников, конечно старшеклассники мухлевали, но пятиклашки и шестиклассники работали как надо!Зрение я бы точно без вас потеряла!!!

5
Ответить

Татьяна, рады, что проект оказался полезен) 

Ответить

Дистанционное школьное образование - это оксюморон.

Единственное назначение школы - это изолировать детей в казарме, пока родители на работе.

3
Ответить

Это не значит, что подобные решения не найдут применения в обычной жизни, когда к ней все вернется: например, до каратина мы уже тестировали часть наработок по интерактивной тетради по английскому с учителями в естественной среде - на уроках и для упрощения проверки знаний, раздачи домашек. Фидбек был позитивным.  

5
Ответить

Ребят, вы крутые. 

3
Ответить

А почему статься не называется "Как мы зарабатывали на 900 тысячах школьников (а также их родителях и учителях) страдающих в первый месяц карантина"? Вы вот прям ПОМОГАЛИ совершенно безвозмездно, чисто по доброте душевной?

1
Ответить

Потому что это бесплатно. Для учителей, детей и родителей. А, ну и государства. 

4
Ответить