vc.ru ищет PHP Middle разработчика

Потерянный год: как агрегаторы авиабилетов, отелей и туров переживают карантин и когда ждут окончания кризиса Материал редакции

Сервисы возлагают надежды на туризм по России, но не ждут быстрого восстановления былого спроса.

В закладки
Слушать

Путешествия внутри России

После закрытия границ пользователи продолжают следить за ценами на отели и доступностью разных направлений, но запросы редко конвертируются в покупки, говорит Феликс Шпильман, гендиректор Emerging Travel Group. В неё входят российский сервис для бронирования отелей Ostrovok и международные RateHawk и ZenHotels.

За последние два месяца трафик на Aviasales снизился примерно на 60%. В этот же период 2019 года, рассказывает операционный директор сервиса Антон Байцур, пассажиров было несколько миллионов, сейчас — сотни тысяч. Поведение пользователей изменилось.

Самый популярный сценарий последних недель — покупка билета из Москвы и Санкт-Петербурга в одну сторону на ближайшую дату: люди улетают из столиц переждать карантин в более спокойные города.

Антон Байцур
операционный директор Aviasales

Посещаемость агрегатора туров Travelata.ru за последние два месяца упала в десять раз относительно того же периода в прошлом году. В апреле и мае 2019 года сервис продавал более 10 тысяч туров в месяц по всему миру, сейчас пользователи покупают в основном туры по России, и то мало, поделился директор по маркетингу Олег Козырев.

Мы фиксируем рост аудитории за счёт новостей о постепенном снятии ограничений. Из интересных особенностей поведения аудитории — логичное смещение поиска туров на более поздние даты: август и сентябрь. Причём мы видим более чем десятикратный рост поиска на 2021 год.

Приоритет стран тоже поменялся: больше ищут туры по России, тогда как в прошлом году в это время лидером была Турция.

Олег Козырев
директор по маркетингу Travelata.ru

Рост интереса к путешествиям по России подтверждают и в Emerging Travel Group. «В мае путешественники чаще всего бронировали отели в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и других городах черноморского побережья. Причём тенденция такова, что туристы стали бронировать отели в России на более длительный срок — почти во всех городах растёт доля бронирований на 3–7 и 7–15 дней», — рассказал Шпильман.

За счёт чего живут сервисы сейчас

В апреле 2020-го агрегатор туров Level.Travel полностью остановил продажи. Из-за неопределённости с ситуацией и закрытия границ сервис не хотел продавать туры, которые могут не состояться. В компании работает около 170 человек, пока сокращений нет, рассказал сооснователь Дмитрий Малютин.

Сервис держится благодаря финансовому запасу, но пришлось сократить расходы. Компания договорилась с арендодателем и меньше платит за офис, равномерно снизила нагрузку на отдел клиентского сервиса, чтобы уменьшить зарплатные выплаты.

«По нашим оценкам, подушки безопасности хватит до конца кризиса», — прокомментировал Малютин. Он не дал прогноз, как долго продлится кризис, но добавил, что Level.Travel ведёт переговоры о дополнительных инвестициях.

Travelata.ru сотрудничает с компаниями, которые продолжают работать или активно развиваются даже в период ограничений. По словам Козырева, бизнес в сфере доставки, аптеки и интернет-магазины нуждаются в новых сотрудниках, но не успевают их нанимать.

Сейчас сервис предоставляет «Сбермаркету» и Maximum Education свой колл-центр. Ещё Travelata.ru поддерживает компании продуктовыми командами и программистами, которые могут быстро переключиться на разработку в другой области.

Однако компании всё равно пришлось уволить часть сотрудников из-за падения спроса, точное количество работников до и после сокращений в компании не называют. Но Козырев рассказывает, что Travelata.ru оптимизировала самый большой отдел — обслуживание клиентов.

OneTwoTrip, Aviasales и Tutu.ru сократили затраты на маркетинг и рекламу. Как изменились бюджеты, участники рынка не раскрывают. Помимо этого, Aviasales остановила запланированный активный наём сотрудников и притормозила выход на новые рынки.

Чего ждут сервисы от рынка и клиентов

Дать единый прогноз по восстановлению спроса представители агрегаторов затрудняются. Однако они сходятся во мнении, что онлайн-сервисы станут сильнее.

Туристический рынок от коронавируса не умрет, но аппарат ИВЛ после всего произошедшего ему наверняка понадобится. К началу восстановления рынок, скорее всего, не досчитается некоторых игроков, в первую очередь тех, кто не сможет эффективно перестроиться и оптимизировать бизнес во время кризиса.

Мы верим в резкий рост доли онлайна. Самоизоляция неизбежно простимулирует электронную торговлю и привычку россиян приобретать товары и услуги в онлайне даже в тех отраслях, где раньше это было непривычно.

Дмитрий Малютин
сооснователь Level.Travel

Восстановление сферы туризма и путешествий, считают агрегаторы, будет зависеть не только от открытия границ. На него также будут влиять цены на билеты, финансовое состояние россиян и эпидемиологическая ситуация в регионах России.

Aviasales считает 2020 год потерянным для индустрии и ожидает восстановления и дальнейшего роста не раньше весны 2021 года. «Любые прогнозы сейчас — гадание на кофейной гуще», — оговаривается Байцур. Он отметил, что на планы может повлиять много факторов, начиная от неопределённости в экономике и заканчивая потенциальной второй волной вируса.

Тем не менее RateHawk и ZenHotels уже заметили, что спрос начинает расти. Это связано с тем, что в Европе ослабляют карантин: снимают ограничения на поездки внутри региона и открывают границы для стран-соседей, говорит Шпильман.

Мы уже сейчас видим, что туристы хорошо реагируют на первые смягчения и бронирования начинают возвращаться. Это говорит, что туризм вернётся к жизни, не дожидаясь полного восстановления авиаперевозок. Для нас это обнадёживающий знак.

Феликс Шпильман
гендиректор Emerging Travel Group

По консервативным прогнозам Emerging Travel Group, вернуться на уровень 2019 года удастся во втором-третьем квартале 2021 года.

Вернуться к обычной работе сервисы не могут, но они нашли, чем себя занять. Они сфокусировались на доработке своих платформ, контентных проектах и поддержке пользователей.

С середины марта пользователи стали намного чаще обращаться с вопросами о возврате и обмене билетов и бронирований отелей, делятся представители OneTwoTrip и Emerging Travel Group. Сервисы сосредоточились на помощи клиентам и подготовке инструкций — как вернуть деньги за отменённые поездки.

  • Tutu.ru запустил интерактивную карту мира с открытыми и закрытыми авиарейсами. Можно кликнуть по любому аэропорту и посмотреть, что пассажира ждёт в том или ином регионе, если он полетит туда сейчас.
  • Level.Travel собирает в отдельную форму данные об отменённых турах туроператоров: например, вернёт ли он деньги на карту или в виде депозита.
  • Travelata.ru проводит продуктовые интеграции c ivi.ru, Domino’s Pizza и другими брендами: предлагает промокоды со скидками или бесплатным доступом на время.

У зарубежных агрегаторов дела не лучше

Кризис ударил и по зарубежным крупным игрокам. Booking Holdings, в которую входят агрегаторы отелей и авиабилетов Booking.com, Agoda и Kayak, закончила квартал с убытком впервые с конца 2017 года.

Убыток за первый квартал 2020 года составил $699 млн против прибыли в $765 млн годом ранее.

Аренда гостиничных номеров на сайтах Booking Holdings в первом квартале упала на 42,8% по сравнению с первым кварталом 2019 года. В мае 2020-го Agoda уволила 1500 сотрудников в Азии.

Гендиректор Booking Holdings Гленн Фогель считает, что даже после открытия границ на полное восстановление туристической индустрии потребуются годы. По его мнению, люди не будут чувствовать себя в безопасности в путешествиях, пока не появится вакцина.

В начале мая Airbnb сообщила о планах сократить четверть штата — 1900 человек. Чтобы помочь бывшим сотрудникам найти работу, компания запустила сайт с их резюме.

Airbnb планировала провести IPO в 2020 году, но теперь выход на биржу под вопросом. Сооснователь и гендиректор компании Брайан Чески ожидает, что в 2020 году выручка упадёт в два раза. По данным The Wall Street Journal, в 2019 году Airbnb получила $4,8 млрд выручки, а убыток компании приблизился к $1 млрд.

В апреле Airbnb привлекла $2 млрд для поддержания компании. Она сократила инвестиции в новые проекты и Airbnb Studio (компания хотела снимать мини-сериалы и документальные фильмы). Сервис досрочно расторг договоры со временными сотрудниками и отказался от затрат на маркетинг на $800 млн.

Чтобы сохранить часть аудитории, сервис запустил площадку с экскурсиями и мастер-классами в онлайне. Пользователи слушают лекции учёного об акулах, вместе с шеф-поваром готовят итальянскую еду, занимаются йогой с инструктором. Некоторые организаторы таких мероприятий зарабатывают до $20 тысяч в месяц.

{ "author_name": "Дарья Дейнека", "author_type": "editor", "tags": ["\u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","\u0430\u0432\u0438\u0430\u0431\u0438\u043b\u0435\u0442\u044b","covid19"], "comments": 22, "likes": 20, "favorites": 27, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 129013, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Tue, 26 May 2020 15:45:24 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Новая бьюти-реальность: гайд для брендов и ритейлеров
Каждый бренд и ритейлер в сфере бьюти (и не только) предусматривает возможность внезапного кризиса и готовит для себя…
Объявление на vc.ru
0
22 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
12

В Крым...по мосту, на Весте, с открытой форточкой под песни Любе....скорее бы....

Ответить
1

И как всегда буржуины реалистично-пессимистичны, а отечественные позитивно смотрят на туристический бизнес под искусственной вентиляцией :) В лучшем случае через год выйдем на уровень 2019.

Ответить
3

Вы как раз описали довольно оптимистичный сценарий. 

Ответить
0

поэтому и назвал это "лучшим случаем"...

Ответить
1

Лучший случай это: завтра просыпаемся, рубль примерно 1 к 1 к доллару и евро, зарплаты, пособия и пенсии примерно такие же как в странах запустивших в обращение доллары и евро. Времена нелегкие, но все собранные налоги теперь возвращаются людям и бизнесу. Но еще толком не проснувшись, в полусне, откуда то слышим голос  - "ее[индексации] нигде нет, мы вообще не принимали, просто денег нет сейчас. Найдем деньги, сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, всего вам доброго, хорошего настроения и здоровья!". Приснится же такое, подумаем мы...  P.s. Фраза 23 мая 2016 года, е...й стыд. Через 2 года после снижения цен на нефть до 45 долларов за барель и какбэ кризиса.

Ответить
0

это уже фантастика какая-то

Ответить
0

А надеятся на лучший случай через год не фантастика? :-)

Ответить
0

Он даже не реалистичный.

Ответить
1

Уже посчитали. Самый минимум через 2-3 года экономика восстановится до 2019 в Европе и США, если другой черный лебедь не прилетит. Россия будет восстанавливаться так же как и после предыдущих кризисов - "до следующего кризиса авось доживем, а там посмотрим"

Ответить
0

в лучшем случае через год будет вакцина. только экономика к тому времени будет в руинах, так что людям станет не до путешествий

Ответить
–3

Если бы тревел изначально развивалися по принципу экосистемности, то удар по бизнесу был бы не таким болезненным. Пандемия может затянуться и не факт, что все эти сервисы выживут. Они устарели сами по себе еще лет десять назад и не прикладывали никаких усилий в свое развитие.

Вопрос даже не в том, что трафик временно просел, а "Вернутся ли пользователи вообще?".  Вполне возможно, что ны рынке появится новый игрок и просто будет демпинговать цены. Чтобы выжить в гиперконкурентных условиях, прежде всего необходимо привлечь качественного Продакта (CPO), разработать продуктовую стратегию и инвестировать в развитие.

Ответить
7

Агрегаторы не контролируют цены поставщиков. А цены поставщиков зависят от текущей ситуации на рынке, разумеется. «Демпинговать» можно только затсчёт снижения комиссий, но в таком случае вопрос в том, на какие средства новый сервис собирается конкурировать с существующими.
У Вас есть ответ на этот вопрос? 

Ответить
–1

На какие средства? На свое, заемные, привлеченные. Если кто-то и быдет выходить на рынок travel, то точно не группка студентов.

Ответить
1

Пока ни у кого не нашлось денег больше, чем у крупнейших игроков на рынке — биться с ними «в лоб» — плохая идея, так что думайте дальше. 

Ответить
2

Мы партнеры левела и авиасейлс - сейчас кроссовки рекламируем. Пока Роспотребнадзор не назовет даты открытия Сочи и границ а так же не уберет обсерваторы в регионах никто ничего не будет покупать 

Ответить
0

Если честно буду рад если по этим агрегаторам что путешествий, отелей, еды и так далее Корона бахнет сильнее всего.
Во-первых что касается еды они своими тарифами убивают всю прибыль ресторанов. По отелям ситуация чуть лучше, но маржа у них очень неплохая.
Во-вторых банальная человеческая лень. Вместо того чтобы зайти в поисковик и выбрать ресторан, отель или авиакомпанию, люди тупо качают красивое приложение и там в пару кликов все находят. Да это удобно, но они либо не знают, а может не задумываются кому они увеличивают капитализацию, конечно в случаях с той же едой агрегатору. А главное сколько людей работают в ресторанах, отелях, а сколько в агрегаторах. Ответ очевиден))

Ответить
1

Да-да, из-за конвейеров в свое время еще больше рабочих уволили... Жаль что конвейеры не загнулись. А еще тракторы, комбайны и прочее. Вместо того чтобы копать лопатой, люди заводят красивый трактор, не задумываясь кому делают капитализацию. 

Ответить
0

Не вижу проблемы почему кто-то не может работать настраивая конвейер, а кто-то в это время будет работать лопатой, копая траншею.
Прогресс сметает многие профессии, но это не значит что на улицу надо всех рабочих выкидывать, а программистов и инженеров и остальных им подобных восхвалять и из остальных с детства пытаться лепить будущих им же подобных технарей.
У каждого своё дело, а простому рабочему идти в инженеры, бред!
В нормальной экономике достойное место находится всем.
Сейчас ценится всё что связано с IT, как только программеры допилят нейройку, ИИ и всю остальную машинную хрень, не удивлюсь что уже через неделю их выкинут на улицу как расходный материал и предложат им не разработку, а тупо тех поддержку того что они создали.

Ответить
1

Тоже не вижу проблемы. Но лопаты менее эффективны и с ростом числа населения и урбанизации как массовый способ менее жизнеспособны. Лопаты-рестораны, магазины останутся конечно, но в живых останутся те кто перестроился. Без доставки им уже очевидно не прожить. Насчет добила нейронки - их допиливать будут еще десятилетия и помимо программеров потребует новые профессии - Асессоры для разметки данных первые приходят на ум, и в специализированных сферах как раз бывшие рабочие будут востребованы. Еще вернется повышенный спрос на хардверных инженеров и роботехников. 

Ответить
0

Ну так пользователи сами выбрали такой формат за удобство. Рынок, как говорится, сам решил. Зачем простому туристу ходить рыться в поисковике столько времени? Людям на жизнь и отдых времени не хватает, а тут еще к отпуску на каждый сайт авиакомпании зайди и сравни все цены по нужному направлению. Вы сами-то так делаете? Сомневаюсь.
А агрегаторы не загнутся, не переживайте, станут еще более модифицированными) Ощущение, что вы тур.агент, которого лишили возможности клиентам подбирать путевку, потому что с помощью агрегаторов все больше людей сами бронируют отпуск по своему вкусу. Агрегаторы, к слову, получают комиссию гораздо меньше, чем агенты, за счет большого объема продаж. Соответственно, помимо простоты, удобства и скорости, клиент еще и в стоимости выигрывает.

Ответить
0

Я не турагент)
Всегда сам выбираю направление и всё оформляю без посредников, напрямую у авиакомпаний, отелей.
Удивляет почему другие люди настолько занятые и не могут сами решить для себя куда и как полететь или поехать и отправляются в турфирмы и к агрегаторам. У меня например, на эти все дела, уходит от пары часов до половины дня и готово. Не думаю что это так много времени) Всё-таки мне и остальным отдыхать, а не турагентам, турфирмам и агрегаторам, нам людям должно быть виднее куда и насколько дней мы хотим отправиться.
Вы же когда машину выбираете или собираетесь купить что-то серьёзное и недешёвое, думаю у вас времени гораздо больше.
А отдых штука важная, для большинства наших граждан он бывает раз в году, как день рождения и новый год.

Ответить
0

как только Турцию откроют - полетим туда

Ответить

Комментарии