{"id":3337,"title":"\u00ab\u0421\u0431\u0435\u0440\u00bb \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0434\u0451\u0442 \u0418\u0422-\u043a\u043e\u043d\u0444\u0435\u0440\u0435\u043d\u0446\u0438\u044e \u0441 \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u044b\u043c\u0438 \u044d\u043a\u0441\u043f\u0435\u0440\u0442\u0430\u043c\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=3337&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/245896-korotko-pervaya-masshtabnaya-tehnologicheskaya-konferenciya-sbera&hash=d554fd34f8f87656436eb5c9cea339f720e1ca3eadbe9683a494e43439914caa","isPaidAndBannersEnabled":false}

Потерянный год: как агрегаторы авиабилетов, отелей и туров переживают карантин и когда ждут окончания кризиса Статьи редакции

Сервисы возлагают надежды на туризм по России, но не ждут быстрого восстановления былого спроса.

Путешествия внутри России

После закрытия границ пользователи продолжают следить за ценами на отели и доступностью разных направлений, но запросы редко конвертируются в покупки, говорит Феликс Шпильман, гендиректор Emerging Travel Group. В неё входят российский сервис для бронирования отелей Ostrovok и международные RateHawk и ZenHotels.

За последние два месяца трафик на Aviasales снизился примерно на 60%. В этот же период 2019 года, рассказывает операционный директор сервиса Антон Байцур, пассажиров было несколько миллионов, сейчас — сотни тысяч. Поведение пользователей изменилось.

Самый популярный сценарий последних недель — покупка билета из Москвы и Санкт-Петербурга в одну сторону на ближайшую дату: люди улетают из столиц переждать карантин в более спокойные города.

Антон Байцур
операционный директор Aviasales

Посещаемость агрегатора туров Travelata.ru за последние два месяца упала в десять раз относительно того же периода в прошлом году. В апреле и мае 2019 года сервис продавал более 10 тысяч туров в месяц по всему миру, сейчас пользователи покупают в основном туры по России, и то мало, поделился директор по маркетингу Олег Козырев.

Мы фиксируем рост аудитории за счёт новостей о постепенном снятии ограничений. Из интересных особенностей поведения аудитории — логичное смещение поиска туров на более поздние даты: август и сентябрь. Причём мы видим более чем десятикратный рост поиска на 2021 год.

Приоритет стран тоже поменялся: больше ищут туры по России, тогда как в прошлом году в это время лидером была Турция.

Олег Козырев
директор по маркетингу Travelata.ru

Рост интереса к путешествиям по России подтверждают и в Emerging Travel Group. «В мае путешественники чаще всего бронировали отели в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и других городах черноморского побережья. Причём тенденция такова, что туристы стали бронировать отели в России на более длительный срок — почти во всех городах растёт доля бронирований на 3–7 и 7–15 дней», — рассказал Шпильман.

За счёт чего живут сервисы сейчас

В апреле 2020-го агрегатор туров Level.Travel полностью остановил продажи. Из-за неопределённости с ситуацией и закрытия границ сервис не хотел продавать туры, которые могут не состояться. В компании работает около 170 человек, пока сокращений нет, рассказал сооснователь Дмитрий Малютин.

Сервис держится благодаря финансовому запасу, но пришлось сократить расходы. Компания договорилась с арендодателем и меньше платит за офис, равномерно снизила нагрузку на отдел клиентского сервиса, чтобы уменьшить зарплатные выплаты.

«По нашим оценкам, подушки безопасности хватит до конца кризиса», — прокомментировал Малютин. Он не дал прогноз, как долго продлится кризис, но добавил, что Level.Travel ведёт переговоры о дополнительных инвестициях.

Travelata.ru сотрудничает с компаниями, которые продолжают работать или активно развиваются даже в период ограничений. По словам Козырева, бизнес в сфере доставки, аптеки и интернет-магазины нуждаются в новых сотрудниках, но не успевают их нанимать.

Сейчас сервис предоставляет «Сбермаркету» и Maximum Education свой колл-центр. Ещё Travelata.ru поддерживает компании продуктовыми командами и программистами, которые могут быстро переключиться на разработку в другой области.

Однако компании всё равно пришлось уволить часть сотрудников из-за падения спроса, точное количество работников до и после сокращений в компании не называют. Но Козырев рассказывает, что Travelata.ru оптимизировала самый большой отдел — обслуживание клиентов.

OneTwoTrip, Aviasales и Tutu.ru сократили затраты на маркетинг и рекламу. Как изменились бюджеты, участники рынка не раскрывают. Помимо этого, Aviasales остановила запланированный активный наём сотрудников и притормозила выход на новые рынки.

Чего ждут сервисы от рынка и клиентов

Дать единый прогноз по восстановлению спроса представители агрегаторов затрудняются. Однако они сходятся во мнении, что онлайн-сервисы станут сильнее.

Туристический рынок от коронавируса не умрет, но аппарат ИВЛ после всего произошедшего ему наверняка понадобится. К началу восстановления рынок, скорее всего, не досчитается некоторых игроков, в первую очередь тех, кто не сможет эффективно перестроиться и оптимизировать бизнес во время кризиса.

Мы верим в резкий рост доли онлайна. Самоизоляция неизбежно простимулирует электронную торговлю и привычку россиян приобретать товары и услуги в онлайне даже в тех отраслях, где раньше это было непривычно.

Дмитрий Малютин
сооснователь Level.Travel

Восстановление сферы туризма и путешествий, считают агрегаторы, будет зависеть не только от открытия границ. На него также будут влиять цены на билеты, финансовое состояние россиян и эпидемиологическая ситуация в регионах России.

Aviasales считает 2020 год потерянным для индустрии и ожидает восстановления и дальнейшего роста не раньше весны 2021 года. «Любые прогнозы сейчас — гадание на кофейной гуще», — оговаривается Байцур. Он отметил, что на планы может повлиять много факторов, начиная от неопределённости в экономике и заканчивая потенциальной второй волной вируса.

Тем не менее RateHawk и ZenHotels уже заметили, что спрос начинает расти. Это связано с тем, что в Европе ослабляют карантин: снимают ограничения на поездки внутри региона и открывают границы для стран-соседей, говорит Шпильман.

Мы уже сейчас видим, что туристы хорошо реагируют на первые смягчения и бронирования начинают возвращаться. Это говорит, что туризм вернётся к жизни, не дожидаясь полного восстановления авиаперевозок. Для нас это обнадёживающий знак.

Феликс Шпильман
гендиректор Emerging Travel Group

По консервативным прогнозам Emerging Travel Group, вернуться на уровень 2019 года удастся во втором-третьем квартале 2021 года.

Вернуться к обычной работе сервисы не могут, но они нашли, чем себя занять. Они сфокусировались на доработке своих платформ, контентных проектах и поддержке пользователей.

С середины марта пользователи стали намного чаще обращаться с вопросами о возврате и обмене билетов и бронирований отелей, делятся представители OneTwoTrip и Emerging Travel Group. Сервисы сосредоточились на помощи клиентам и подготовке инструкций — как вернуть деньги за отменённые поездки.

  • Tutu.ru запустил интерактивную карту мира с открытыми и закрытыми авиарейсами. Можно кликнуть по любому аэропорту и посмотреть, что пассажира ждёт в том или ином регионе, если он полетит туда сейчас.
  • Level.Travel собирает в отдельную форму данные об отменённых турах туроператоров: например, вернёт ли он деньги на карту или в виде депозита.
  • Travelata.ru проводит продуктовые интеграции c ivi.ru, Domino’s Pizza и другими брендами: предлагает промокоды со скидками или бесплатным доступом на время.

У зарубежных агрегаторов дела не лучше

Кризис ударил и по зарубежным крупным игрокам. Booking Holdings, в которую входят агрегаторы отелей и авиабилетов Booking.com, Agoda и Kayak, закончила квартал с убытком впервые с конца 2017 года.

Убыток за первый квартал 2020 года составил $699 млн против прибыли в $765 млн годом ранее.

Аренда гостиничных номеров на сайтах Booking Holdings в первом квартале упала на 42,8% по сравнению с первым кварталом 2019 года. В мае 2020-го Agoda уволила 1500 сотрудников в Азии.

Гендиректор Booking Holdings Гленн Фогель считает, что даже после открытия границ на полное восстановление туристической индустрии потребуются годы. По его мнению, люди не будут чувствовать себя в безопасности в путешествиях, пока не появится вакцина.

В начале мая Airbnb сообщила о планах сократить четверть штата — 1900 человек. Чтобы помочь бывшим сотрудникам найти работу, компания запустила сайт с их резюме.

Airbnb планировала провести IPO в 2020 году, но теперь выход на биржу под вопросом. Сооснователь и гендиректор компании Брайан Чески ожидает, что в 2020 году выручка упадёт в два раза. По данным The Wall Street Journal, в 2019 году Airbnb получила $4,8 млрд выручки, а убыток компании приблизился к $1 млрд.

В апреле Airbnb привлекла $2 млрд для поддержания компании. Она сократила инвестиции в новые проекты и Airbnb Studio (компания хотела снимать мини-сериалы и документальные фильмы). Сервис досрочно расторг договоры со временными сотрудниками и отказался от затрат на маркетинг на $800 млн.

Чтобы сохранить часть аудитории, сервис запустил площадку с экскурсиями и мастер-классами в онлайне. Пользователи слушают лекции учёного об акулах, вместе с шеф-поваром готовят итальянскую еду, занимаются йогой с инструктором. Некоторые организаторы таких мероприятий зарабатывают до $20 тысяч в месяц.

{ "author_name": "Дарья Дейнека", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","\u0430\u0432\u0438\u0430\u0431\u0438\u043b\u0435\u0442\u044b","covid19"], "comments": 22, "likes": 20, "favorites": 28, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 129013, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 26 May 2020 15:45:24 +0300", "is_special": false }
0
22 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
12

В Крым...по мосту, на Весте, с открытой форточкой под песни Любе....скорее бы....

Ответить
1

И как всегда буржуины реалистично-пессимистичны, а отечественные позитивно смотрят на туристический бизнес под искусственной вентиляцией :) В лучшем случае через год выйдем на уровень 2019.

Ответить
3

Вы как раз описали довольно оптимистичный сценарий. 

Ответить
0

поэтому и назвал это "лучшим случаем"...

Ответить

Всеобщий бас

Nikolai
1

Лучший случай это: завтра просыпаемся, рубль примерно 1 к 1 к доллару и евро, зарплаты, пособия и пенсии примерно такие же как в странах запустивших в обращение доллары и евро. Времена нелегкие, но все собранные налоги теперь возвращаются людям и бизнесу. Но еще толком не проснувшись, в полусне, откуда то слышим голос  - "ее[индексации] нигде нет, мы вообще не принимали, просто денег нет сейчас. Найдем деньги, сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, всего вам доброго, хорошего настроения и здоровья!". Приснится же такое, подумаем мы...  P.s. Фраза 23 мая 2016 года, е...й стыд. Через 2 года после снижения цен на нефть до 45 долларов за барель и какбэ кризиса.

Ответить
0

это уже фантастика какая-то

Ответить

Всеобщий бас

Max
0

А надеятся на лучший случай через год не фантастика? :-)

Ответить
0

Он даже не реалистичный.

Ответить

Всеобщий бас

Nikolai
1

Уже посчитали. Самый минимум через 2-3 года экономика восстановится до 2019 в Европе и США, если другой черный лебедь не прилетит. Россия будет восстанавливаться так же как и после предыдущих кризисов - "до следующего кризиса авось доживем, а там посмотрим"

Ответить
0

в лучшем случае через год будет вакцина. только экономика к тому времени будет в руинах, так что людям станет не до путешествий

Ответить
–3

Если бы тревел изначально развивалися по принципу экосистемности, то удар по бизнесу был бы не таким болезненным. Пандемия может затянуться и не факт, что все эти сервисы выживут. Они устарели сами по себе еще лет десять назад и не прикладывали никаких усилий в свое развитие.

Вопрос даже не в том, что трафик временно просел, а "Вернутся ли пользователи вообще?".  Вполне возможно, что ны рынке появится новый игрок и просто будет демпинговать цены. Чтобы выжить в гиперконкурентных условиях, прежде всего необходимо привлечь качественного Продакта (CPO), разработать продуктовую стратегию и инвестировать в развитие.

Ответить
7

Агрегаторы не контролируют цены поставщиков. А цены поставщиков зависят от текущей ситуации на рынке, разумеется. «Демпинговать» можно только затсчёт снижения комиссий, но в таком случае вопрос в том, на какие средства новый сервис собирается конкурировать с существующими.
У Вас есть ответ на этот вопрос? 

Ответить
–2

На какие средства? На свое, заемные, привлеченные. Если кто-то и быдет выходить на рынок travel, то точно не группка студентов.

Ответить
1

Пока ни у кого не нашлось денег больше, чем у крупнейших игроков на рынке — биться с ними «в лоб» — плохая идея, так что думайте дальше. 

Ответить
2

Мы партнеры левела и авиасейлс - сейчас кроссовки рекламируем. Пока Роспотребнадзор не назовет даты открытия Сочи и границ а так же не уберет обсерваторы в регионах никто ничего не будет покупать 

Ответить
0

Если честно буду рад если по этим агрегаторам что путешествий, отелей, еды и так далее Корона бахнет сильнее всего.
Во-первых что касается еды они своими тарифами убивают всю прибыль ресторанов. По отелям ситуация чуть лучше, но маржа у них очень неплохая.
Во-вторых банальная человеческая лень. Вместо того чтобы зайти в поисковик и выбрать ресторан, отель или авиакомпанию, люди тупо качают красивое приложение и там в пару кликов все находят. Да это удобно, но они либо не знают, а может не задумываются кому они увеличивают капитализацию, конечно в случаях с той же едой агрегатору. А главное сколько людей работают в ресторанах, отелях, а сколько в агрегаторах. Ответ очевиден))

Ответить

Всеобщий бас

Aleksey
1

Да-да, из-за конвейеров в свое время еще больше рабочих уволили... Жаль что конвейеры не загнулись. А еще тракторы, комбайны и прочее. Вместо того чтобы копать лопатой, люди заводят красивый трактор, не задумываясь кому делают капитализацию. 

Ответить
0

Не вижу проблемы почему кто-то не может работать настраивая конвейер, а кто-то в это время будет работать лопатой, копая траншею.
Прогресс сметает многие профессии, но это не значит что на улицу надо всех рабочих выкидывать, а программистов и инженеров и остальных им подобных восхвалять и из остальных с детства пытаться лепить будущих им же подобных технарей.
У каждого своё дело, а простому рабочему идти в инженеры, бред!
В нормальной экономике достойное место находится всем.
Сейчас ценится всё что связано с IT, как только программеры допилят нейройку, ИИ и всю остальную машинную хрень, не удивлюсь что уже через неделю их выкинут на улицу как расходный материал и предложат им не разработку, а тупо тех поддержку того что они создали.

Ответить

Всеобщий бас

Aleksey
1

Тоже не вижу проблемы. Но лопаты менее эффективны и с ростом числа населения и урбанизации как массовый способ менее жизнеспособны. Лопаты-рестораны, магазины останутся конечно, но в живых останутся те кто перестроился. Без доставки им уже очевидно не прожить. Насчет добила нейронки - их допиливать будут еще десятилетия и помимо программеров потребует новые профессии - Асессоры для разметки данных первые приходят на ум, и в специализированных сферах как раз бывшие рабочие будут востребованы. Еще вернется повышенный спрос на хардверных инженеров и роботехников. 

Ответить
0

Ну так пользователи сами выбрали такой формат за удобство. Рынок, как говорится, сам решил. Зачем простому туристу ходить рыться в поисковике столько времени? Людям на жизнь и отдых времени не хватает, а тут еще к отпуску на каждый сайт авиакомпании зайди и сравни все цены по нужному направлению. Вы сами-то так делаете? Сомневаюсь.
А агрегаторы не загнутся, не переживайте, станут еще более модифицированными) Ощущение, что вы тур.агент, которого лишили возможности клиентам подбирать путевку, потому что с помощью агрегаторов все больше людей сами бронируют отпуск по своему вкусу. Агрегаторы, к слову, получают комиссию гораздо меньше, чем агенты, за счет большого объема продаж. Соответственно, помимо простоты, удобства и скорости, клиент еще и в стоимости выигрывает.

Ответить
0

Я не турагент)
Всегда сам выбираю направление и всё оформляю без посредников, напрямую у авиакомпаний, отелей.
Удивляет почему другие люди настолько занятые и не могут сами решить для себя куда и как полететь или поехать и отправляются в турфирмы и к агрегаторам. У меня например, на эти все дела, уходит от пары часов до половины дня и готово. Не думаю что это так много времени) Всё-таки мне и остальным отдыхать, а не турагентам, турфирмам и агрегаторам, нам людям должно быть виднее куда и насколько дней мы хотим отправиться.
Вы же когда машину выбираете или собираетесь купить что-то серьёзное и недешёвое, думаю у вас времени гораздо больше.
А отдых штука важная, для большинства наших граждан он бывает раз в году, как день рождения и новый год.

Ответить
0

как только Турцию откроют - полетим туда

Ответить

Комментарии

null