«Костылизируйте, ой, кастомизируйте нам 1С!». Три способа интеграции Битрикс24 и 1С, правда о самостоятельной настройке, и ответ, почему всё «работает криво»

«Костылизируйте, ой, кастомизируйте нам 1С!». Три способа интеграции Битрикс24 и 1С, правда о самостоятельной настройке, и ответ, почему всё «работает криво»

Почему бывает сложно синхронизировать 1С и Битрикс24, какие существуют способы интегрировать системы между собой, можно ли настроить обмен данными своими руками. Эти и другие вопросы обсудили на прямом эфире с Алексеем Линниковым, интегратором 1С и сооснователем компании Geek Stack. Алексей более 10 лет занимается автоматизацией бизнеса и 5 лет сотрудничает с Вебфлай.

Если хотите видеть подробный и эмоциональный диалог, то рекомендую посмотреть запись эфира. А если вам нужна краткая и информативная версия, то читайте эту статью, это займёт около 7 минут.

Зачем интегрировать Битрикс24 и 1С?

Самые популярные запросы, с которыми к нам обращаются, — это интеграция Битрикс24 и 1С для оценки эффективности сделок и автоматизации бизнес-процессов.

Клиенты хотят видеть, насколько хорошо работают менеджеры по продажам, какая конверсия у этапов воронки и что можно улучшить. Кроме того, компаниям важно сократить рутинные задачи и автоматизировать те действия, которые выполняются вручную и отнимают время.

В 1С это невозможно без интеграции с внешними системами, потому что подобные продукты 1С ограничены по функционалу. Однако все нужные возможности есть в Битрикс24.

Какими данными обмениваются 1С и Битрикс24 и в чём сложность их состыковать

Если говорить о типовой интеграции, то системы обмениваются стандартными данными, это:

  • Компании;
  • Контакты;
  • Контрагенты;
  • Счета;
  • Заказы;
  • Товары: их свойства и разделы;

  • Номенклатура;

  • Печатные формы документов;

  • Оплаты и так далее.

При кастомной интеграции набор данных будет другим.

Важно понимать, что сведения, которые в 1С объединяются в понятие «контрагент», на стороне Битрикс24 относятся к категории «компания + контакт». А то, что в CRM является сделкой, в 1С выгружается в виде счетов или заказов.

Соответствие объектов в Битрикс24 и 1С
Соответствие объектов в Битрикс24 и 1С

В чём проблема?

Кроме соответствия объектов в 1С и Битрикс24, варианты интеграции и успех проекта в принципе, зависят от тарифа CRM, конфигурации 1С, версии обновлений и так далее. Получается, что должен сложится хитроумный пазл.

На старте проекта важно учесть:

  • Конфигурацию 1С: Бухгалтерия, Предприятие, ЗуП, УНФ и так далее;
  • Кастомизирована ли 1С;

  • Версию обновления;

  • Редакцию Битрикс24: облако или коробка;

  • Тариф CRM.

На основе этих данных и целей интеграции, подрядчик расскажет вам о возможных рисках, предложит экономически выгодный вариант синхронизации и поможет принять адекватное решение.

Три пути интеграции 1С и Битрикс24

1С-конфигурации имеют открытый код, что позволяет их дорабатывать с помощью инструментов как самой платформы, так и возможностей Битрикс24. Фактически типового обмена данными между 1С и CRM не существует. Однако такая синхронизация доступна для CMS 1С-Битрикс, то есть системы управления сайтом.

Для интеграции 1С и CRM существуют 3 варианта, это:

  1. Модуль обмена BackOffice, который подходит для разных конфигураций 1С.
  2. Коннектор — типовое решение для синхронизации с 1С.
  3. REST API — стандарт обмена данными между программами и приложениями.

Теперь обо всех по порядку:

Модуль обмена BackOffice

Модуль «Битрикс24 Бэкофис 1С» — это простая интеграция, которая позволяет работать в интерфейсе 1С прямо из CRM. Решение доступно даже на начальных тарифах CRM (кроме бесплатного).

Менеджер работает в одной системе, а пользуется двумя в режиме «одного окна»
Менеджер работает в одной системе, а пользуется двумя в режиме «одного окна»

Для установки модуля интеграции не нужно вносить изменения в типовую конфигурацию базы 1С, поэтому обновление 1С не требуется.

Используя Бэкофис, можно создавать и проводить документы из карточки CRM: информация последовательно обновится в обеих программах. Бэкофис создает новых контрагентов в 1С на основании Лида, Контакта или Компании в Битрикс24. Также модуль позволяет использовать в CRM реестр печатных форм 1С, искать компании/контакты в 1С и сразу подгружать их.

Для такого варианта интеграции, 1С должна быть опубликована в открытом доступе через веб-сервис. Этот момент вызывает опасения многих заказчиков в отношении безопасности данных (спойлер — бояться нечего). Кроме того, сам процесс выглядит как танцы с бубнами. Вот порядок действий:

  • открыть доступ и опубликовать 1С в вебе через ssl-сертификат.
  • на стороне 1С установить расширение BackOffice.
  • установить соответствующее приложение в Битрикс24.
  • получить токен и указать его в расширении 1С.
  • перезапустить 1С и там появится новый раздел Битрикс24.
  • выполнить настройку.

Вариант с Бэкофисом чаще используют компании, которые сильно переписали 1С или давно не обновляли систему.

Коннектор с 1С

Коннектор с 1С – это также приложение от Битрикс24. Модуль доступен на всех платных тарифах CRM в части открытия документов из 1С. Для двусторонней синхронизации счетов и товаров требуется тариф «Профессиональный» и выше.

Скриншот с портала клиента. Коннектор позволяет прямо в Битрикс24 выставлять счета, отслеживать изменение статусов оплаты и автоматизировать большинство бизнес-процессов
Скриншот с портала клиента. Коннектор позволяет прямо в Битрикс24 выставлять счета, отслеживать изменение статусов оплаты и автоматизировать большинство бизнес-процессов

При интеграции через коннектор пользователь продолжает работать в интерфейсе CRM, а действия выполняются в том числе, на стороне 1С. Обмен данными происходит в фоновом режиме.

Коннектор более гибкий в отличие от Бэкофиса, поскольку даёт возможность работать в Битрикс24 не открывая 1С и не дублируя действия. Например, отдел продаж работает в Битрикс24, а отдел логистики и склад — в 1С. При этом маркетологи получают аналитические данные от всех подразделений через CRM.

REST API

Это способ взаимодействия разных программ между собой, благодаря которому они могут синхронизировать данные и использовать возможности друг друга. В контексте нашей темы, REST API — это параллельная кастомизация как на стороне 1С, так и на стороне Битрикс24 для глубокого двустороннего обмена.

Для всех платных тарифов CRM доступен интеграционный пакет REST API. А при покупке лицензии «Энтерпрайз» вы получите повышенную производительность в 2,5 раза.

Доработка через REST API необходима, когда не хватает типового модуля. Такая интеграция обеспечивает двусторонний обмен между Битрикс24 и 1С и даёт более широкий функционал с достаточно сложными настройками, например, в системах синхронизируются все нужные способы доставки и оплаты, которые изначально отличались.

При подключении по REST API заказы из интернет-магазина и b2b-портала обрабатываются в CRM, в 1С информация передаётся автоматически
При подключении по REST API заказы из интернет-магазина и b2b-портала обрабатываются в CRM, в 1С информация передаётся автоматически

Среди наших общих клиентов большинство переходят на интеграцию по REST API ради скорости обмена данными, списка передаваемых сведений, а также гибкости для выполнения нетиповых задач.

Например, для чайно-кофейной фабрики «Легенда чая» мы настроили оформление заказа под собственную торговую марку (СТМ). Оптовый покупатель на b2b-портале загружает логотип, настраивает макет этикетки, выбирает вариант упаковки и конкретный заказ, который нужно оформить под СТМ.

Невозможно выполнить такую задачу, используя стандартный модуль. К тому же, здесь требуется сложная интеграция между 1С, Битрикс24, интернет-магазином и личным кабинетом
Невозможно выполнить такую задачу, используя стандартный модуль. К тому же, здесь требуется сложная интеграция между 1С, Битрикс24, интернет-магазином и личным кабинетом

Система автоматически проверяет, соответствует ли заявка требованиям: сумма заказа от 50 тысяч рублей, выбрана подходящая для нанесения упаковка, компания загрузила логотип, а макет наклейки корректный.

Раньше согласование заказа под СТМ происходило в переписке, а менеджер компании вручную проверял, соответствуют ли заявки необходимым параметрам. Без интеграции процесс создания брендированной партии товаров занимал около 14 дней. Однако благодаря обмену данными через REST API этот процесс сократился до 3 дней максимум. Пока мы не знаем компании, которые сделают это быстрее.

3 режима обмена данными

При любой интеграции существуют 3 режима синхронизации:

«Костылизируйте, ой, кастомизируйте нам 1С!». Три способа интеграции Битрикс24 и 1С, правда о самостоятельной настройке, и ответ, почему всё «работает криво»
  • Режим реального времени. Синхронизация запускается при появлении изменений в любой из систем. (не подходит для 1С на файловой БД).
  • Ручной режим. Обмен запускается вручную по необходимости.
  • По расписанию. Синхронизация происходит в определённое время с заданной периодичностью.

Можно ли настроить обмен данными самостоятельно?

Некоторым пользователям удаётся настроить синхронизацию между системами, следуя пошаговым инструкциям от Битрикс24. Вот гайд по настройке Бэкофиса и Коннектора, а вот документация по REST API.

Но чаще к нам приходят клиенты, которые говорят: «я сам всё делал/ я всё сломал/ я пытался, но у меня ничего не получилось, помогите!» Они потратили много времени и нервов, прежде чем обратиться за помощью.

Попытка самостоятельной интеграции часто приводит к неудаче, потому что при настройке всплывают «подводные камни». Обновляются 1С и Битрикс24, меняются модули, а многие нюансы зависят от конфигурации системы. За этими изменениями важно следить и понимать их взаимосвязь, поэтому для синхронизации требуются знания и навыки как специалиста по 1С, так и эксперта по CRM.

Настройка вам удастся, если:

  • у вас достаточно времени (в запасе несколько месяцев или недель);
  • вы готовы к тому, что с первого раза не получится, и нужно будет пробовать снова;
  • вы склонны к аналитике и можете разобраться в сложных вещах;
  • вы следуете инструкции, но при этом догадаетесь, что делать, если какой-то шаг не описан;
  • вы оцениваете и принимаете на себя все риски, связанные с безопасностью и получением результата.

Кроме того, важно, чтобы у компании не было срочных бизнес-задач, которые нужно решить с помощью интеграции.

Помните, что в инструкции не описаны частные случаи. Даже мы, эксперты с многолетним опытом работы, тратим немало времени на то, чтобы синхронизировать различные конфигурации 1С и Битрикс24. В итоге найти проблему и выполнить корректную интеграцию нам помогают опыт и насмотренность.

Почему 1С и Битрикс24 «работают криво»?

Многие заказчики, использующие эти продукты по отдельности или пытающиеся их объединить, сталкиваются с проблемами и говорят, что «всё работает криво». Почему так происходит?

По мнению Алексея, причина заключается в:

  • неоправданных ожиданиях клиента;
  • отсутствии адаптации системы;
  • ошибках интеграторов.

Клиенты часто имеют нереалистичные ожидания от использования новых инструментов, что приводит к разочарованию и «усталости» от процесса. Они считают, что после установки 1С для учёта или Битрикс24 для управления продажами, все проблемы решатся мгновенно. Однако этого не происходит.

Недостаточно просто установить 1C или CRM. Важно адаптировать продукт под задачи бизнеса. Те, кто говорят, что всё работает неправильно, чаще всего используют инструмент, который не соответствует их процессам. Из-за этого возникает ощущение, что система им не подходит. Они начинают сомневаться в своём выборе и пытаются найти альтернативу. Особенно часто это происходит с отраслевыми и готовыми решениями, в которых не хватает нужных функций.

К сожалению, интеграторы тоже допускают ошибки, что влияет на репутацию всех специалистов. Например, некоторые подрядчики обещают выполнить любые пожелания клиента, но в итоге сталкиваются с ограничениями систем, бюджета или недостаточным пониманием задачи. В итоге клиент не получает то, чего хотел.

Как построить работу, чтобы интеграция шла в срок и по плану

  • Определите цели и задачи интеграции. Исходя из этого вы поймёте, каким должен быть результат, например, счёт генерируется автоматически при создании заказа.
  • Не ставьте заоблачных целей и не пытайтесь охватить всё и сразу. Идите от простого к сложному. Например, сначала выгрузите товары на сайт. Если всё работает корректно, то на следующем этапе настройте обмен контактами. Далее подключите синхронизацию документов. Добавляйте инструменты постепенно до полной готовности проекта.
  • Смиритесь, что интеграция не произойдёт мгновенно, и будьте готовы к тому, что результаты появятся со временем.

А если хотите обсудить проект или сразу перейти к делу, пишите мне в Telegram https://t.me/rybchenkok

11
Начать дискуссию