Челлендж для ИТ-команды: как привычка работать на 120% помогла нам сделать классный продукт

Каждый из нас, решив сложную задачу, чувствует гордость и желание двигаться вперед. Это относится и к личным победам, и к серьезным достижениям в работе. В прошлом году мы приняли участие в одном из таких амбициозных проектов совместно с командой БКС Банка.

Сегодня я расскажу, как нам удалось сделать возможным то, что на первый взгляд казалось непреодолимым.

Чтобы исключить возражения о том, что легко сделать невозможное, имея на руках неограниченный бюджет и расширяя команду до бесконечности, сразу отмечу – безграничных возможностей не было. Мы были ограничены рамками определенного бюджета и срока. У нас не было под рукой волшебной палочки, чтобы решать все возникающие вопросы, но была общая цель, совпадение ценностей и налаженные процессы, а, главное, проект собрал людей, которые ассоциируют себя с результатом работы.

До этого проекта к работе с аутсорсом отношение было скептическим, был приятно удивлён тому, как легко две команды могут превратиться в одну.

Что было ценным? Команда, каждый может подхватить, помочь советом, поучаствовать в мозговом штурме. Аналитики готовы обсуждать функционал и находить оптимальные решения.

Поддержка внутри команды очень важна. В процессе поиска решения очень помогали советы и опыт разработчиков.

Проект в динамике

Перед командой БКС Банка стояла цель улучшить мобильный банк. И не просто улучшить, а выйти на уровень лидеров рынка. С этой целью в качестве консультантов к проекту привлекли агентство Markswebb, которое специализируется на изучении рынка, знает его потребности и направления развития. Срок для реализации проекта: полгода. Именно столько времени было у команды, чтобы совершить мощный рывок, принять участие в исследовании Mobile Banking Rank 2019 и получить объективную оценку результата своей работы на основе сравнения с уровнем топовых банков.

Наша команда занималась мобильной разработкой для iOS и Android платформ. Изменения затрагивали и редизайн интерфейса приложения, и обновление базовых функций, и внедрение нового функционала.

Забегая вперед, скажу, что помимо прочего в 2019 году БКС Банк первым в России предложил своим клиентам функцию пополнения карты через Apple Pay.

Но основным челленджем стал не столько большой объем работ по результатам аудита и консультирования Markswebb, сколько то, что по мере реализации проекта возникали новые задачи от бизнеса и необходимо было оставлять время на отладку функционала. Иногда изменения приходилось вносить в уже реализованные решения в связи с тем, что менялось видение функционального наполнения. Весь этот поток срочных задач необходимо было выполнять очень быстро.

В таких условиях важно было сохранить баланс между скоростью и качеством. Это удалось с одной стороны за счет взаимной поддержки внутри проектной команды, а с другой стороны за счет продуманного планирования и приоритизации задач, грамотного распараллеливания процессов. Кроме того, чтобы уложиться в срок, необходимо было приоритизировать функционал с учетом того, насколько та или иная функция будет востребована рынком, а соответственно и сколько будет весить по баллам в рейтинге.

Вся ответственность за принятие таких решений легла на плечи Дахира Семенова, директора департамента цифровых каналов БКС Банка, который выступал в роли руководителя проекта. Именно он принимал окончательное решение по формированию скоупа задач на основе анализа Markswebb, и если бы он ошибся в оценках, не удалось бы добиться такого результата.

Чтобы вывести приложение на уровень лидеров рынка, нам, с одной стороны, нужна была поддержка консультантов, которые точно знают, чем живет и куда движется рынок, и мы получили ее в лице профессионалов из Markswebb. С другой стороны, мы изначально ориентировались на то, чтобы создавать приложение, следуя лучшим практикам, в том числе и практикам организации командной работы. И с этой точки зрения, я всегда чувствовал поддержку и понимание команды, даже когда приходилось принимать непопулярные решения.

Дахир Семенов

Человеческий фактор

Работа на проекте в который раз показала, насколько важно совпадение майндсета работающих вместе команд. У Umbrella IT есть своя сложившаяся система ценностей, и с самого начала проекта стало понятно, что нацеленность на общий результат, высокие стандарты и требования, вовлеченность в общее дело совпадают с теми принципами, по которым живет команда БКС Банка.

И если на первых этапах работы в отношении Дахира Семенова к нашей команде существовала некая степень осторожности, что и понятно – это был первый опыт работы с нами как с подрядчиком, то шаг за шагом, с каждым новым демо и с каждым новым релизом доверие росло. Встречи Дахира Семенова с командой в рамках проекта проходили в формате общения профессионалов, которые настроены на достижение общей цели и доверяют друг другу. Для нашей команды его доверие стало дополнительной мотивацией.

Проект мы начинали с несколькими подрядчиками, но в итоге оставили только команду Umbrella IT. Команда удивила меня тем, какой высокий у них КПД и насколько вдумчиво они подходят к реализации задач. Сложно было поверить, что вендор может быть настолько искренне предан проекту. По мере работы с ними я все больше убеждался, что мы ориентируемся на одни и те же ценности.

Дахир Семенов

Конечно, не обходилось без расхождений в видении наиболее оптимальных и быстрых решений: между разработчиками и тестировщиками, разработчиками и аналитиками. Но все вопросы оперативно решались на ежедневных общих созвонах, во время личных встреч и периодической совместной работы команд в Москве. Руководители приложили максимум усилий, чтобы ни один из таких вопросов не остался нерешенным и не вырос до уровня конфликта.

Конфликтов не было. Каждый делал все, что мог, как для проекта, так и для команды.

Хакатон внутри проекта

В августе стало понятно, что если продолжать работать в прежнем режиме, высок риск срыва сроков. На тот момент уже были известны все задачи по функциям, которые еще не были реализованы, и все понимали, что если их не внедрить, все то, что уже было сделано, обесценится: приложение не сможет войти в топ рейтинга. Объем работы на первый взгляд казался невыполнимым, поэтому требовал особого подхода.

Чтобы сделать невозможное, нужно расставить приоритеты, отрезать лишнее и понять, что нужно сделать в первую очередь

Сначала повторно посмотреть детали задачи (если возможно – предложить быстрое решение с описанием возможных последствий); далее если задачу действительно нельзя сделать в указанные сроки – попробовать разбить ее на более мелкие подзадачи, и выпускать в релиз эти подзадачи, которые имеют некоторое business value, даже если не получается выпустить всю задачу целиком (но такой вариант не всегда возможен).

Было принято достаточное жесткое решение о том, чтобы ускориться, совершить рывок за короткий период, обеспечив таким образом большой прирост функционала, и затем заниматься отладкой, устранением багов, сокращением клиентского пути и оптимизацией.

Наша выделенная команда на месяц перестроилась в режим работы пожарной IT команды, а я взяла на себя функции антикризисного менеджера. Были четко определены задачи и требования, а также установлена дата Х. Каждый из нас понимал, что не позднее чем в этот день нужно будет закончить все работы над кодом.

На это время разработчики собрались в одном офисе, который стал для нас вторым домом. Работали без выходных, кодировали и фиксили практически в режиме нон-стоп, подхватывая и подстраховывая друг друга.

Я не буду рассказывать о том, что на этот период мы перестали смотреть в календарь в ожидании выходного дня или о том, сколько было совместно съедено пицц и сгенерировано понятных только нам шуток, всё это уже стало неотъемлемой атрибутикой рассказов о разработчиках. Хочу еще раз выделить основные моменты, которые помогли нам справиться. Во-первых, правильная постановка целей и точность требований со стороны менеджмента. Во-вторых, наличие одного несдвигаемого срока окончания работ – и здесь команда по-хорошему удивила меня своим взрослым подходом к самоорганизации и распределению ресурсов. И в-третьих, что не менее важно, а скорее самое важное - люди. Люди, которые максимально вложились в результат.

К наступлению даты Х мы закрыли все задачи. И главное, была достигнута основная цель: по результатам исследования Markswebb, банк БКС занял 7 место в рейтинге мобильных банков на iPhone и 4 место в рейтинге мобильных банков на Android.

Пример БКС Банка наглядно показывает, как небольшая, но очень высоко мотивированная команда может совершить мощный рывок в развитии цифрового сервиса. За несколько месяцев, которые длился проект, ребята выложились на все сто, чтобы мобильный банк смог конкурировать с лидерами рынка и по качеству интерфейсов, и по функциональному наполнению. Сейчас приложение соответствует уровню крупных банков в части управления картами, контроля условий обслуживания и бонусных программ, расходов и доходов

Марина Каменева

Невозможное возможно

После того как все работы были закончены, мы общались с командой о том, что каждый из нас вынес для себя из этого проекта. Говорили и о прокачке технических скиллов, и об эмоциях, которые испытывали, когда узнали результаты рейтинга, и об оценке приложения пользователями.

Для меня показательно то, что каждый из ребят так или иначе говорил о важности поддержки внутри команды и о том, как много на этом проекте зависело именно от человеческих отношений и эффективной коммуникации между людьми.

Все мы люди, живые и с чувствами. Нужно беречь команду и друг друга.

Для себя лично я еще раз убедилась, что когда на проекте собираются правильные люди и их работа хорошо организована, любая невыполнимая задача становится вполне осуществимой. И чем больше таких решенных задач в копилке команды, тем выше планка возможностей этой команды.

Какой бы сложной ни была задача, ее решают люди – и если команда уже один раз сделала “невозможное”, то скорее вопрос о том, реально ли это в такие сроки, будет звучать иначе: что мы будем делать, чтобы уложиться в эти сроки?

Дахир Семенов
0
12 комментариев
Написать комментарий...
Александр Свинин

Прикольно. Расскажите хоть что делали.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Забродова
Автор

Александр, добрый день!

Разрабатывали банковский функционал в iOS и Android приложениях: платежи, переводы, бонусная и партнерская программы, обмен валют, аналитика расходов и доходов, Apple Pay и Google Pay, внедряли крутой UX и UI (можно посмотреть на сайте банка). Есть привычный и ожидаемый функциональный набор, но выполненный достаточно нетривиально: переводы с карты на карту, между счетами, обмен валют можно выполнить через drag-and-drop элементы.

Также есть и уникальный функционал, который было очень интересно создавать, например, "Пополнение карты через Apple Pay". С реактивщиной на Android работали с помощью RxJava, RxAndroid, RxKotlin. В iOS использовали ReactiveKit, ReSwift и Redux в архитектуре.

Ответить
Развернуть ветку
Mika
 Мы были ограничены рамками определенного бюджета и срока.

Невероятно редкий и экзотический сценарий. 

Ответить
Развернуть ветку
A SUS

воды больше чем в воде, статья только для рекламы банка

Ответить
Развернуть ветку
Anna Bena

Зочем
вы опубликовали
отчёт для директора банка
на VC?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Забродова
Автор

Было бы здорово, если бы отчеты директорам можно было писать в таком формате :) Нет, это не отчет. Это благодарность команде)

Ответить
Развернуть ветку
Anna Bena

Теперь понятно, спасибо) 

Ответить
Развернуть ветку
Линейный волк

Вам бы речи для Путина писать.
2 часа болтать вообще ни о чем 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Статью не читал, так как из названия понятно - будет куча воды не о чем, и кто делает класный продукт да еще и на 120% у того заказов на минимум 2 года вперёд и нету времени на такрй бред!!! 

Ответить
Развернуть ветку
Ватная Корзиночка

Пробовал, приложение на айос дерьмо полное, ни в какое сравнение с Тиньковым и даже, например, с Россельхозбанком не идёт. Хуже только у Ситибанка мне кажется.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Забродова
Автор

Было бы полезно узнать, что именно не понравилось. Можете рассказать подробнее о своем негативном опыте или написать мне в личку?

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sorokin

А так, вот в чём цель статьи - найти бесплатных тестировщиков!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 12 комментариев
null