HeadHunter меняет модель работы с базой резюме с 01 августа 2020 года

HR-ы комментируют новый подход и ограничения в работе hh. В каждый доступ к базе резюме будет входить фиксированное количество просмотров контактов соискателей, а дополнительные просмотры можно будет приобрести поштучно в необходимом количестве.

Кто на что перейдет с hh после 01.08.2020?
Кто на что перейдет с hh после 01.08.2020?

HeadHunter анонсировал новую модель работы с базой резюме.

С 1 августа 2020 года мы переходим на новые тарифы доступов к базе резюме с фиксированным количеством контактов соискателей. Стоимость доступов останется прежней, а дополнительные просмотры контактов можно будет приобрести в необходимом количестве поштучно.

Цель очевидна – заработать больше денег. Увеличение оборота - это цель любого бизнеса, особенно, публичного (напомню, что hh.ru в мае 2019 г. провел IPO).

Многим бизнесменам и руководителям не нравится, когда сервисом или продуктом клиент пользуется безлимитно. Заплатил за период, пользуется «на полную катушку», а мог заплатить больше. А еще клиент норовит продать «налево» резюме, за которые уже заплачено. Это скользкая тема, поскольку юристы hh работают, лично нам регулярно «прилетает» от них за наших исполнителей.

Другой вопрос, насколько хорошо это примет рынок и что нужно будет сделать с клиентом, чтобы сформировать новые привычки?

Клиенты

Я могу с уверенностью рассуждать только за один из клиентских сегментов – внешние HR-ы (фрилансеры-рекрутеры, кадровые агентства и пр). Для некоторых такие тарифы – ухудшение экономики подбора персонала. Экономика подбора на подряде - как у венчурного инвестора – платит 1 из 10 заказчиков, но отбивает затраты по другим 9 :), а ресурсы (кандидаты) нужны на все 10.

На нашей площадке некоторые HR-эксперты уже отреагировали на новую реальность работы с hh.

Во-первых, обозначим масштаб проблемы - самый дорогой тариф стоимостью более полумиллиона рублей включает в себя 9000 просмотров. Таким образом стоимость одного просмотра составит более 55,5 рублей. В более скромных тарифах стоимость одного просмотра еще выше. Т.е помимо стандартной платы за доступ, в нагрузку потенциальный пользователь получает скрытую наценку. Это при том, что этот самый просмотр, отнюдь не гарантирует даже того, что соискатель отреагирует на Ваш звонок/приглашение. Вспоминая, что данные в резюме, суть персональные данные соискателя, на выходе получаем ситуацию, когда нам продают кота в мешке. Причем этот самый кот в мешке ХедХедхантеру и не принадлежит вовсе. Что же. Очень ловко.

HR-эксперт

Можно согласиться с такой оценкой по массовым позициям. Но hh недавно запустил рекламную кампанию по привлечению работодателей / кандидатов по массовым позициям, значит, есть идеи и планы по увеличению массового сегмента. Посмотрим. Массовый подбор чаще успешнее вести с помощью https://www.superjob.ru/ и https://www.rabota.ru/.

Есть информация, что на своем вебинаре сотрудники hh говорили кадровым агентствам, что «готовы договариваться». Значит, уже есть приложение к официальным тарифам и понимание, что кто-то из клиентов готов будет уйти.

В одной из HR групп на fb из 11 комментариев к вопросу «Кто на что переходит с hh» только 3 сообщили, что останутся, потому что умещаются в отведенный лимит или нет вариантов.

Еще один хороший комментарий:

Да вряд ли всё так, как кажется. Во-первых - hh - это it продукт, а значит им известны основы экспонционального роста, а это также значит, что они либо исчерпали ресурс всеобщей (как правило со стороны соискателей) безоплатной доступности, либо просчитали бизнес модель исходя из цифр этого нововведения, и другого под это уже готового сервиса по улучшению клиентского опыта потенциальной ЦА.

Второе, что могло к этому повлечь - это известными им тренды, и уже готовое новое ПО под в том числе экспоненциальный его рост. Это значит что да хх.ру изменится, но только для лучшей сегментации своей более интересной ЦА, и для того, чтобы уступить кому-то новому бесплатному своему.

Не стоит строить прогностику "о смерти" только по этому показателю. Но он изменится точно, как и всё вокруг.

HR-эксперт

hh так часто прогнозируют смерть и разные неудачи, потому что он ведущий игрок на рынке торговли резюме кандидатов в РФ. В мае 2020 года посещаемость hh – 43,6 млн, у ближайшего конкурента superjob – 7,94 млн. За последние пару месяцев набирает популярность trudvsem.ru – 10,8 млн.

Hh часто называют монополистом, хотя это не так. Они просто большие, очень большие. И отлично работают над привлечением траффика.

У hh отрыв очень большой и самая большая клиентская база компаний-работодателей и резюме кандидатов. Посмотрим, как новый продукт будет воспринят клиентами.

Альтернативы (Маркетинг)

В релизе hh отмечено, что создан инструмент в личном кабинете, который помогает определить стоимость подбора и теперь клиентов будут приучать считать воронку подбора.

Следите за тем, какой результат приносят вложенные в hh.ru средства, в новом разделе статистики по стоимости подбора. В личном кабинете вы найдете цифры по эффективности вакансии, стоимости контакта и другие показатели.

Так вы сможете не только оценивать и предугадывать результат подбора, но и измерять эффективность всех наших услуг, а новый формат работы с базой позволит распределять бюджет и самостоятельно влиять на конечную стоимость найма.

На мой взгляд, отличное решение. Многие работодатели и их руководители не понимают, что проработать воронку в 2-3 тысячи резюме на позицию менеджера по продажам – это стоит и денег и времени. Стоимость подбора, правильное формирование воронки и показатели эффективности надо считать.

Но «считающий затраты» на подбор работодатель с таким же успехом может увидеть эффективность привлекать рекламными инструментами кандидатов.

Я думаю, что от всей этой истории с hh выиграют курсы интернет-маркетологов. Вот точно помню, что как-то делали рекламную кампанию в vk (я лично ручками) и у нас цена лида была 13 руб., закрыли в районе 3000-5000 руб. бюджета.

А буквально недавно делали в одной крупной компании с потрясающими заказчиками тренинг по digital инструментам, а народ чуть-чуть ворчал - это все не про нас. Теперь это про всех, ибо проще организовать при масс подборе, чтобы из каждого утюга неслась реклама твоей вакансии, чем с помощью предиктивной аналитики предсказать финальный годовой бюджет на ресурсы.

HR-эксперт

Есть много успешных кейсов на эту тему, особенно в среде IT. Айтишники не любят hh, не регистрируются там, поэтому «продать» вакансию можно и рекламными инструментами.

Может в текущей ситуации это та самая альтернатива, которую все ищут?

Соискатели

Новые тарифы точно скажутся на тех, кто ищет работу. Вот еще комментарий HR-эксперта:

Рекрутер будет более избирательно подходить к просмотру резюме – ведь теперь их количество ограниченно. И чем больше вакансий в компании, а это, как правило, крупные компании, тем меньше резюме по каждой вакансии сможет посмотреть рекрутер. При условии, что и сейчас наступило время работодателя – когда на одну вакансию претендует большое количество кандидатов – рекрутер не будет тратить дополнительные деньги компании на просмотр «не понятных», составленных на скорую руку, резюме. До изменений на хэдхантере у рекрутера была и пока еще остается, возможность видеть всю базу резюме с контактами без ограничений и в том случае, если есть вопросы по резюме, то он звонит кандидату и задает уточняющие вопросы. Ситуация кардинально измениться. Никто звонить и уточнять не будет – на это просто не будет ресурса. В рамках ограниченного количества доступных резюме рекрутер конечно выберет те, которые вызывают наименьшее количество вопросов.

HR-эксперт

Согласен, описывать свой опыт, достижения, умения в резюме надо хорошо. Надо уметь составлять несколько резюме. Составление резюме – это оптимизация под поисковые запросы того, кто ищет кандидата. Любой работный сайт – это сайт, где ты публикуешься (социальные сети, мессенджеры, личные странички, блоги это места для публикации резюме). Сам поиск работы – это работа и ее надо делать хорошо и усердно, считать эффективность каналов привлечения работодателей, увеличивать воронку «отклик на вакансию – приглашение - собеседование». Мы даем заказы карьерным консультантам и поэтому всячески поддерживаем такую позицию. :)

Также, соискателям подойдут маркетинговые инструменты и альтернативные площадки для публикации резюме и поиска вакансий.

HH поднимает тарифы для работодателей? А что это значит для кандидатов? Коротко - конкуренция между резюме за "открытие" повышается) Так что можете готовить свои деньги, чтобы оплатить дополнительные сервисы от HH для кандидатов: написание резюме, продвижение резюме, рассылку по кадровым агентствам.

Продукты

У hh есть база резюме, которую продают по всякому. В том числе, через собственную ATS Talantix (Applicant Tracking System) - система по управлению кандидатами (CRM специально для HR-задач) и через платный доступ к API для работы с большим объемом резюме.

Жалко отдавать безлимитный доступ к «интеллектуальной собственности» в виде собранных резюме и контактных данных соискателей, которую окучивают «ковровой бомбардировкой» Робот Вера и FriendWork Recruiter (кто не знает, коллеги успешно судились с hh за очень активное безлимитное использование базы резюме).

За успешность платного API не могу ничего сказать, если у кого-то есть информация – поделитесь. Но вот с Talantx успешно конкурируют коллеги изhttps://huntflow.ru/ и https://potok.io/.

Лично я хочу пожелать удачи https://www.superjob.ru/– у них впереди много работы. Есть уже неплохие предложения, например, с бесплатной публикацией вакансий и пр.

Заключение

Лично я могу только порадоваться за конкурентов из hh и их попытку совершить переход от «безлимита» к «плате за лиды».

С точки зрения hh как сервиса, тенденция понятна. Бизнес, который работает с «лидами» (а кандидаты в процессе подбора являются лидами) хочет продавать эти самые лиды, а не успешные сделки и не время доступа к базе. В подборе очень много нюансов от описания вакансии и ожидания конечного результата (сотрудника на рабочем месте), до субъективной оценки в голове у каждого участника процесса (кандидат – рекрутер - ЛПР). Постепенно, к продаже лидов приходят во многих сферах, где результат зависит от правильного управления в процессе исполнения и после, а не от подрядчика. Подбор персонала – не исключение.

Конкурировать с монстрами как hh можно и нужно. Новая модель работы конкурента, пусть самого большого на рынке – это повод забрать клиентов, которые недовольны, которые сомневаются, дать новые эффективные инструменты. Все, кто планировал сделать что-то конкурентное hh – самое время.

Чем сложнее и дороже поиск традиционными инструментами – тем больше становится рынок проектных исполнителей на разные участки – от описания вакансии до адаптации новых сотрудников на рабочих местах.

P.S. В статье специально не публиковал имена тех, кто высказался, чтобы обезопасить «тонкую душевную организацию» HR-ов от жестких комментариев vc.ru. Пытливый читатель сможет найти в сети все упоминания самостоятельно.

22
4 комментария

Свято место пусто не бывает.

Рано или поздно на рынке появится такой игрок, сравнения с которым HH уже не выдержит. Всё, что нужно — просто подождать его появления. Не исключено, что работа над ним уже кипит.

1
Ответить

HH это пережиток прошлого, совершенно не ясно как он до сих пор дожил с этой моделью. На сайте нет даже нормального чата с кандидатами, о чем тут вообще говорить

1
Ответить

в последнее три месяца на HH один скам. Постят вакансию, присылают отклик и просят заполнить анкеты - сбор личных данных. В Америке за такой сервис давно бы компанию прикрыли, странно что ее еще с биржи не выгнали.

Ответить

Раньше оплачивали минимальный тариф в пределах 1000р и в принципе этого хватало для микроорганизации, сейчас сцука что-то около 5к отдали и ни одного отклика. идите вы на уйх со своим говносервисом подбора п***анала

Ответить