База знаний ≠ кладбище знаний

Размышляете, что включить в базу знаний и как ее структурировать, чтобы это было рабочим бизнес-инструментом, а не запущенной кладовкой? Ультрапростая инструкция в этом тексте.

База знаний ≠ кладбище знаний

Привет! На связи TEAMLY – платформа для совместной работы и управления знаниями. Несколько лет назад мы заметили, что поиск информации, которая рассеяна по перепискам и табличкам разных отделов, съедает много ресурсов. Будь все нужные данные в быстром и понятном доступе, люди могли бы направить свои когнитивные мощности на решение проблемы, а не на то, чтобы понять, что имел ввиду Олег, когда объяснял Ивану архитектуру программы в телеграм-чате полтора года назад.

В общем, мы хотели структурировать собственные знания, проектный опыт, инструкции и т.п., а в итоге это выросло в крупный IT-продукт, к которому подключились тысячи компаний.

С чего начать

Люди глобально делятся на два типа: те, которые записывают всё, и те, кто считает, что понятно и так.

Сгруппируйте информацию

Мы советуем тем, кто решился создать понятную структуру, первым делом разбить знания по следующим группам:

  • Информация о компании (справочники для сотрудников, списки контактов, оргсхемы).
  • Обучающие материалы (охрана труда и техника безопасности, онбординг, дополнительные материалы для сотрудников).
  • Документы о продажах (промо материалы, скрипты и регламенты продаж, текущие показатели, информация о KPI).
  • Маркетинговые материалы (шаблоны для промо, контент-календари, архив промо проектов и интеграций, брендбук, редполитика).
  • Файлы для техподдержки (FAQ, скрипты звонков, шаблоны для писем).
  • Проектная документация (архив, контакты, стандартные операционные процедуры, канбан).
  • Юридические документы (политика, контракты, нормативные документы).

Проверьте запрос

Если вы сомневаетесь, нужно ли добавить в базу знаний ту или иную информацию, задайте себе несколько вопросов:

  • Содержат ли данные новый опыт для компании или отдельных сотрудников?
  • Можно ли совершить ошибку, если проигнорировать эти данные?
  • Упростит ли она жизнь команде? Поможет ли использование знаний сэкономить время или силы?
  • Смогут ли быстрее освоиться новички?

Если ответ хотя бы на один из вопросов положительный – надо, как минимум, предложить внести данные в базу знаний.

Каким был бы мир, если бы все компании вели структурированную базу знаний 
Каким был бы мир, если бы все компании вели структурированную базу знаний 

Примеры структур

Очевидно, что нет единственно верной структуры базы знаний для всех компаний. Всё индивидуально, и даже внутри компаний не стоит насаждать строгие схемы для каждого подразделения. Мы подготовили канву для базы знаний нескольких отделов – продаж, маркетинга, техподдержки, HR и разработки.

Рекомендуем передать их руководителям, чтобы они могли начать создавать удобную базу знаний для подразделения.

Три папки, которые точно пригодятся всем:

  • Базовая информация о подходе к работе. Если совсем упростить, то это те данные, которые следует давать новичку в первые дни работы – оргструктура и его место в ней, подходы к работе и т.д. Но не надо объяснять маркетологу, что такое CTR, а программисту – что такое Python, – все это они и так знают. А вот особенности именно вашей компании – нет.
  • Статистика и цели подразделения. У каждого отдела свой набор документов, но смысл один – все сотрудники должны понимать, какие планы у компании и подразделения, а главное – какой вклад они вносят, что зависит от их усилий.
  • Стек технологий: какие сервисы используем, где брать доступ и т.п. Это сквозная папка для всех подразделений или документы для каждого отдела – кому как удобно.

Отдел продаж

От реактивной скорости и порядка в отделе продаж во многом зависит успешность всего предприятия, поэтому необходимо организовать документы так, чтобы у всех продажников было четкое понимание процессов, позиционирования и особенностей клиентов.

  • Обзор рынка и анализ конкурентов. Этот документ стоит регулярно пересматривать и актуализировать, особенно если речь идёт о технологичных компаниях, где рынок быстро меняется.
  • Анализ клиентов. В эту папку складываем все данные, которые помогут менеджерам по продажам понять идеальные профили клиентов, их болевые точки и триггеры.
  • Шаблоны для всех способов коммуникации. Здесь будут скрипты звонков, шаблоны презентаций, деловых писем, отработки возражений и т.п.

Отдел продаж – активная единица базы знаний, поэтому там стоит добавить форму обратной связи или инструмент для ведения заметок. Это нужно, чтобы обмениваться специфическими инсайтами о продажах, продукте или клиенте. Донесите до менеджеров, что здесь не важна структура знания. Главное: сообщить своё наблюдение, чтобы можно было его обсудить и использовать.

Разумеется, всю обратную связь нужно вычитывать и добавлять в стандартном виде к базе знаний.

База знаний ≠ кладбище знаний

Отдел маркетинга

Поскольку отдел маркетинга выпускает материалы для больших аудиторий, ошибки стоят дорого. Все материалы из списка можно изменять и дополнять, потому что маркетинг может быстро трансформироваться, и неповоротливые конструкции сильно уступают подвижным.

  • Основы маркетинговой политики. Документы этой папки не должны быть слишком многословными. Их задача – показать позиционирование, описание ЦА, главные показатели маркетинговой аналитики и т.п.
  • Руководства по стилю, редполитика и брендбук. Это ключевые документы, с которыми работают специалисты отдела и, конечно, они должны быть в быстром доступе.
  • Отдельные папки по маркетинговым направлениям: контент, SEO, веб-сайты, рекламные кампании и т.д.
База знаний ≠ кладбище знаний

Техподдержка

Общее инфополе необходимо техподдержке: к специалистам параллельно поступают десятки вопросов, и многие из них дублируются. Чтобы не изобретать каждый раз новый ответ, стоит собрать самые частые из них.

  • Пользовательский путь. Менеджер техподдержки должен понимать, как проходит регистрация пользователя, какие рассылки и уведомления ему приходят на разных этапах, какие есть возможные сценарии. Так сотрудник сможет быстро сориентироваться и дать ответ по заявке.
  • Регламенты. Здесь собраны объяснения, как устроен процесс техподдержки, как приоритизировать задачи, а также что делать, если решить вопрос самостоятельно не удаётся.
  • Инструкции и руководства по устранению неполадок.
База знаний ≠ кладбище знаний

HR

Чёткие алгоритмы процессов управления кадрами, найма и трудоустройства, корпоративные мероприятия и общая культура внутри компании – необходимость в современных условиях. В пространстве для HR в TEAMLY есть готовые решения.

  • Кадровая политика. В компаниях, где она формируется стихийно, можно начать с прописывания основных сценариев трудоустройства персонала. В дальнейшем документ станет основой более жёсткого регламента.
  • Регламенты работы по трудоустройству, увольнениям, проведению корпоративных мероприятий, работе с талантами.
  • Скрипты для проведения собеседований, собраний и 1-2-1 с сотрудниками. Полезно, если в компании регулярно происходит набор новых сотрудников.
База знаний ≠ кладбище знаний

Отдел разработки

В среде разработчиков сложились свои принципы и правила работы. Часто они походят на кулуарные обсуждения и не поддаются жёсткой регламентации. Хотя казалось бы, именно разработка должна иметь чёткую структуру. Для того, чтобы её обозначить и держать IT-отделы в общем информационном контуре, предлагаем включить в их базу знаний следующие регламенты:

  • Информация о процессах. Разработчику важно понимать, как проходят те или иные процессы. Даже знакомые всем механизмы можно адаптировать конкретно под эту команду и отстроить от привычных.
  • Архив ретро. Принятые в большинстве IT-команд ретро-совещания удобно документировать именно в базе знаний и в дальнейшем работать с этой информацией, перерабатывать её и делать выводы.
База знаний ≠ кладбище знаний

Никто не говорит, что создать свою базу знаний просто – это требует сосредоточенных усилий на старте, но сильно разгружает в дальнейшем.

Представьте кладовку, где хранятся запасы семьи: в нужный момент можно быстренько достать оттуда банку лечо, соленые огурчики, а то и бутылочку французского бордо. Но если там хранится всё без разбора и кое-как, вместо огурцов и бордо придется ставить на стол то, что первое выпадет после открытия двери – старый валенок или покрышку от велика.

Короче, следите за порядком в своей кладовке, ой… то есть в базе знаний.

Больше полезной информации о возможностях TEAMLY – в нашем телеграм-канале.

1111
66
24 комментария

ПХАХ)) это да, в некоторых базах знаний не помешает систематизация, а иначе такая база совершенно бесполезна, с таким же успехом можно пользоваться простым поисковиком.

4
Ответить

люди не могут договориться иногда даже о том, где вести эту самую базу: один в гугл доках ведет, другой в телеграме, третий ручкой в блокноте пишет. по итогу никакой общей базы и не существеут

Ответить

Это точно. А иногда эти знания там уже покрылись плесенью, потому что лежат со времен динозавров и актуальности 0

Ответить

Мне кажется, что половина пользователей платит именно за структуру. Далеко не каждый может разложить по полочкам так, чтобы другие смогли найти.

3
Ответить

Согласна. Знания в интернете в открытом доступе и бесплатно. Платят за структуру и логику изучения, за отсечение лишнего. Ну правда, ещё и за техподдержку и кураторство

Ответить

ок )))

а что, кто-то не структурирует знания? имхо, даже в свалке гуглодоков должен быть какой-то порядок )

2
Ответить

Проблема еще и в том, что если в фирме много деятельных и находчивых работников. то каждый из них начинает вводить свои порядки, которые в итоге конфликтуют между собой.

2
Ответить