Доской по задачам — как канбан помогает в управлении
Вряд ли есть более наглядное представление задач, чем канбан. Те, кто пользуется, давно оценили удобство и эффективность этого инструмента. Те, кто ещё не пользуется, обязательно начнут. В статье расскажем, где найти подходящий канбан и настроить его для своих задач.
Всем привет! В эфире TEAMLY, мы создаём платформу для совместной работы и управления знаниями. Канбаны — наша большая любовь, мы их используем сами и делаем удобными для наших клиентов.
Википедия говорит, что само слово канбан — это рекламный щит, вывеска в дословном переводе с японского. В 1959 году первый канбан сделали на заводе Тойота в рамках методики планирования производства «точно в срок».
Постепенно трансформируясь, канбан переехал на белые офисные доски, расчерченные маркером на колонки-состояния слева направо:
- надо сделать
- делается
- на паузе
- сделано
В колонки клеят стикеры, соблюдая цветовое кодирование задач. На старте проекта все стикеры приклеены в колонке «надо сделать». По мере работы над задачами стикеры перемещаются. Есть мнение психологов, что физическая переклейка работает на подсознательном уровне: позволяет «отпустить» задачу, чтобы перед работой над следующей «обнулить» состояние.
У материальных канбанов, при всех преимуществах, есть и существенные недостатки. Например, чтобы увидеть свои задачи и переклеить стикер, нужно подойти к доске — а у распределённых команд с этим могут возникнуть сложности. Поэтому канбаны переехали в онлайн: на сервера и в облака.
Кому подойдёт канбан
Если какое-то предприятие или подразделение генерирует задачи или получает их извне, и у каждой есть конечный набор статусов или состояний — канбан подойдёт. Сложно представить более наглядную систему управления и отслеживания хода проекта. Особенно, если дополнить канбан другими представлениями — но об этом позже.
Итак, канбан можно использовать:
- для управления проектом — совершенно любым;
- для управления процессом с конечным числом состояний.
Не углубляясь в дебри, перечислим команды и ситуации, в которых канбан — лучшее решение для управления задачами:
- разработка программного обеспечения
- поддержка пользователей
- продажи
- рекламные кампании
- контент-маркетинг
- производство
- управление персоналом
- личные дела
В каждой из этих областей для управления основными процессами можно создать один или несколько канбанов. Например, в службе поддержки, как правило, один основной канбан — отработка обращений. Стикеры или тикеты проходят по доске с состояниями:
- Описано пользователем
- Назначено специалисту
- В работе у специалиста
- Эскалировано на вторую линию / разработке / начальству — здесь могут быть варианты в зависимости от специфики поддержки
- Приёмка
- Закрыто
Обращения или тикеты могут перемещаться не только вправо, но и влево. Безо всяких условий это происходит, когда вторая линия возвращает тикет в состояние В работе у специалиста. А если приёмку не устраивает отработка тикета, она тоже двигает карточку в колонку В работе у специалиста.
Ещё один вариант канбана — Часто задаваемые вопросы.
Как настроить канбан
Главное — логика. Вот пошаговая инструкция настройки канбана в любом виде и на любой программе или сервисе.
Шаг 1. Определите задачи
При кажущейся очевидности этот пункт не так прост. Возьмём, например, работу над статьёй в контент-агентстве. Самый очевидный путь — приравнять одну статью или пост к одной задаче.
Но можно пойти другим путём — описывать как задачу каждое действие со статьёй:
- составить план
- написать текст
- снабдить иллюстрациями
- сверстать
Будет ли это удобно? Смотря кому. Руководству, наверное, проще отслеживать статью в целом. А иллюстратору хорошо бы видеть только свои задачи и отслеживать выполнение по собственным этапам — остальное его мало волнует.
Спойлер: никто не мешает иллюстратору завести свой канбан с Фотошопом и Фигмой.
Шаг 2. Определите статусы задач / этапы выполнения
Этот этап тоже важен, но ошибки, допущенные здесь, поддаются достаточно лёгкой корректировке (по крайней мере при реализации в TEAMLY).
Обычно состояния (статусы) задачи — это то же самое, что этапы работы над ней. Вернёмся к примеру работы над статьёй. В небольшом агентстве или у фрилансера этапы работы могут быть следующими:
Допустим, в работе уже находится несколько задач. В это время в бизнес-процесс добавляют корректора, который проверяет орфографию и пунктуацию после утверждения.
Добавляем новое состояние в список. Но в канбане оно оказывается на последнем месте, уже после Публикации, а это неправильно. Нет проблем, просто перетаскиваем колонку на нужное место.
Точно так же можно перетащить Вёрстку перед Публикацией — пожалуй, будет логичнее. При этом карточки, находящиеся в столбце, никуда не денутся.
А вот если надо избавиться от какого-то статуса, то лучше предварительно перетащить карточки из удаляемого столбца в другие.
Шаг 3. Определите дополнительные атрибуты
Обязательные атрибуты карточки на канбане — автор и исполнитель, а также дедлайн. Без этого, пожалуй, работа представляется бессмысленной. Кроме них можно добавить и другие. Например, подразделение, если над проектом работает не одна команда, а больше. Тогда можно фильтровать задачи на экране по этому атрибуту.
Спойлер: В TEAMLY для этих данных можно добавить представление по диаграмме Ганта. Это даст возможность следить за прогрессом каждой команды и корректировать задачи.
Шаг 4. Автоматизируйте
При перемещении карточки из одного состояния в другое меняется значение поля в базе данных — так работает любое ПО или сервис, реализующий канбаны. В зависимости от этого можно поставить изменение других полей базы данных, а также некоторые события.
Например, при перемещении карточки статьи в столбец Корректура можно автоматически поменять исполнителя на корректора и послать ему уведомление. Заодно известим и главреда.
Легкое создание канбанов
Создать базовый канбан для многих применений не просто, а очень просто. В Тимли, как и в других хороших сервисах, реализованы шаблоны. Чтобы сделать статью, рабочее пространство или канбан, можно не изобретать велосипед, а взять готовое решение и кастомизировать его под свою специфику.
Давайте посмотрим, какие шаблоны канбанов есть в TEAMLY.
Возьмём эйчаров. У них не один процесс, поэтому и канбанов достаточно много. Это, в частности:
- интервью кандидатов
- график встреч 1:1
- задачи по результатам 1:1
- простой трекер задач
Кстати, этот самый простой трекер — самое универсальное решение для большинства применений, поэтому присутствует в каждом разделе.
Вот, например, список шаблонов, у которых есть или возможны канбаны, для проектного офиса:
- Задачи команды РМО
- Задачи компании
- Реестр проектов
В остальных разделах канбанов тоже достаточно много. Отдельного упоминания заслуживает шаблон Бэклог задач IT отдела в разделе IT-разработка. Это реально готовая система управления задачами для разработки в компании с разделением по командам, выделением спринтов и прочими атрибутами правильно организованного производства программного обеспечения.
Самые полезные шаблоны TEAMLY
Канбан — штука удобная и полезная. Порядок на доске = порядок в делах. А значит, задачи вовремя, зарплата вовремя, дивиденды вовремя — все довольны, в том числе и клиенты/заказчики, которые вовремя получили ожидаемое. Многими возможностями канбана в составе облачной платформы для совместной работы можно пользоваться бесплатно. Чтобы получить полный функционал, работать большой командой, нужно выбрать один из тарифов TEAMLY.
Вся информация об обновлениях и возможностях функционала Тимли есть в нашем Телеграм-канале.