Маркировка товаров в 2025 году- подробный гайд.
В одной статье основная информация - для тех, кто производит и продает товары с маркировкой.
В России действует обязательная маркировка для производителей, импортеров и продавцов ряда товаров. Здесь собрал правила торговли для всех маркированных товаров — сроки внедрения, инструкции, порядок действий.
Меня зовут Алексей Хурасев. Автоматизирую торговые и производственные компании. Веду проекты в "Систематике", пишу о работе с клиентами в ТГ канале.
Что такое маркировка товаров и зачем она нужна
Маркировка— это система прослеживаемости товара от производителя до конечного потребителя в процессе реализации.
Каждая единица товара помечается уникальным идентификатором. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении.
Товары маркируются по-разному: при помощи штрихкодов Data Matrix и RFID-меток.
Как работает маркировка
С маркировкой работают все участники товарооборота: производители, оптовики и розничные магазины.
Производитель получает коды в системе маркировки Честный знак, наносит их на товары и вводит в оборот.
Дистрибьюторы и оптовики покупают продукцию у производителя, получают от него документы с кодами, проверяют их соответствие и становятся владельцами. Прежде, чем передать товар в розницу, сканируют коды маркировки и указывают их в накладных.
Торговые точки проверяют соответствие кодов, продают товар покупателю и передают данные о выбытии в Честный знак из онлайн-кассы через ОФД. Для этого у продавцов должна быть ККТ с поддержкой ФФД 1.2.
Оборудование для маркировки
Производитель/импортер
- Регистрация в системе ГС1 РУС
- Усиленная квалифицированная электронная подпись
- Регистрация в системе Честный знак
- ЭДО
- Сканер штрихкодов
- Принтер этикеток
Опт
- Усиленная квалифицированная электронная подпись
- Регистрация в системе Честный знак
- ЭДО
- Сканер штрихкодов
Розница
- Усиленная квалифицированная электронная подпись
- Регистрация в системе Честный знак
- ЭДО
- Сканер штрихкодов
- Онлайн-касса с ФФД 1.2.
- Товароучетная программа
Штрафы
Соблюдать правила должны производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы. За нарушение грозят штрафы и даже уголовная ответственность, а товар конфискуют.
Суммы штрафа отличаются в зависимости от вида товара. Например, для обуви, одежды, шин, парфюмерии, сигарет крупный размер продаж — это 2 250 000 рублей, а особо крупный — 9 млн рублей. Для продуктов питания крупный размер — это 400 000 рублей, а особо крупный — 1,5 млн рублей. Для табака и спиртного без специальных акцизных марок — 100 000 рублей и 1 млн рублей соответственно.
Какие товары будут маркировать
Идут эксперименты по следующим товарным группам:
- Детские игрушки. Период проведения: 20 декабря 2023 — 1 декабря 2024.
- Радиоэлектроника. Период проведения: 1 декабря 2023 — 28 февраля 2025
- Фармацевтическое сырье, лекарственные средства. Период проведения: 29 декабря 2023 — 31 декабря 2024
- Строительные материалы. Период проведения: 15 марта — 1 декабря 2024.
- Оптоволокно. Период проведения: 1 декабря 2023 — 1 декабря 2024.
- Косметика и бытовая химия. Период проведения: 15 января 2024 — 28 февраля 2025.
- Школьные учебники. Период проведения: 1 апреля 2024 — 31 августа 2025.
- Отопительные приборы. Период проведения: 1 апреля 2024 — 28 февраля 2025.
- Кабельная продукция. Период проведения: 20 мая 2024 — 28 февраля 2025.
- Пиротехника. Период проведения: 1 июля 2024 — 28 февраля 2025.
- Моторные масла. Период проведения: 1 июля 2024 — 28 февраля 2025.
- Бакалея. Период проведения: 1 июля 2024 — 28 февраля 2025.
Порядок внедрения маркировки
Во всех товарных категориях маркировка начинается с эксперимента. На этом этапе она добровольная. Цель — приобрести, установить и настроить необходимое оборудование и программное обеспечение, обучить сотрудников. То есть полностью подготовиться к началу работы, когда требования проекта по маркировке становятся обязательными.
После завершения эксперимента и официального введения маркировки все участники оборота обязаны подключиться к системе Честный знак и соблюдать следующие правила:
- Импортеры заказывают в Честном знаке и наносят коды на ввозимые в РФ товары перед тем как они попадут на территорию страны.
- Предприятия — производители делают то же самое для ввода продукции в оборот. И те, и другие формируют УПД (универсальный передаточный документ) и отправляют УПД покупателю с помощью ЭДО. После подписания документа двумя сторонами оператор ЭДО отправляет в Честный знак УПД и получает ответ от Честного знака об успешной проверке.
- Оптовики и дистрибьюторы принимают УПД через электронный документооборот и с момента его подписания партия переходит в их собственность.
- Розница при приемке также подписывает УПД. При дальнейшей продаже на кассе данные о выбытии кодов передаются в Честный знак через ОФД.
Перед подписанием УПД следует проверить сканером коды маркировки. Эта рекомендация касается любого участника, принимающего товар: оптовик, дистрибьютор, розница.
Особенности маркировки на маркетплейсах
Маркетплейс выступает как комиссионер или агент по отношению к продавцу маркированных товаров.
Маркетплейсы являются участниками оборота маркируемой продукции и несут ответственность. При работе с продавцом по схеме FBO маркетплейс отвечает за вывод из оборота кодов маркировки. При торговле по схеме FBS выводит код маркировки из оборота продавец, а маркетплейс контролируют наличие кодов. У каждого маркетплейса свой порядок работы с маркированными товарами.
Если вам нужно настроить работу с маркированными товарами, либо производите товары, подлежащие маркировке- напишите в Телеграм, чтобы обсудить детали. Пишу о таких проектах в своем ТГ канале.