Как перестроить бизнес и продать десятки тысяч велосипедов в условиях локдауна

Локдаун не прошел бесследно для российского бизнеса. IT-директор сети ВелоСтрана.ру Юрий Стрельников делится пережитыми инфраструктурными проблемами и найденными решениями. Подробности — в материале Selectel.

Как перестроить бизнес и продать десятки тысяч велосипедов в условиях локдауна

Спойлер: многие из решений помогли минимизировать потери и осчастливить десятки тысяч велосипедистов по всей стране.

Справочно. За 14 лет существования ВелоСтрана.ру выросла из интернет-магазинчика в российскую сеть из 21 точки. За время существования компанией продано около 0,7 млн велосипедов. Помимо продажи в офлайн-магазинах, ВелоСтрана.ру представлена в онлайне, развивает собственный call-центр и Telegram-ботов. Все это требует надежного тыла в виде инфраструктуры.

За время пандемии у компании ВелоСтрана.ру произошел резкий скачок по количеству доставок. В мае на сайте был почти миллион уникальных посетителей, в то время как в аналогичный период прошлого года их приходило не больше 700 тысяч. В период локдауна магазины сети работали как пункты самовывоза и полноценно функционировала доставка. В компании наблюдали и ощущали возросший покупательский спрос.

45-50 тыс.
велосипедов продано с марта по сентябрь 2020 года

В ВелоСтране.ру считают, что весной 2020 года многие решили иначе организовать досуг и предпочли отпуску покупку велосипеда. По словам IT-директора компании Юрия Стрельникова, такого не было ни разу за 14 лет работы. Юрий рассказал Selectel про пять инфраструктурных задач, которые пришлось оперативно решать из-за взрывного роста спроса.

Юрий Стрельников
IT-директор компании ВелоСтрана.ру

Задача 1

Перевести 21 магазин в онлайн

<i>Фото: соцсети ВелоСтрана.ру</i>
Фото: соцсети ВелоСтрана.ру

Еще на старте ограничений мы начали тестировать работу сотрудников удаленно через VPN. Организовали создание разных сертификатов для установки на компьютеры. Частично начали вести работу из дома, но после закрытия всех офисов многие разъехались по разным городам. За пару дней мы перешли в удаленный режим. На настройку каждого сотрудника колл-центра: там свое ПО, интеграция с телефонией и 1С, — требовался 1 час. Как раз я этим занимался. В итоге все менеджеры переведены непрерывно и плавно, смогли принимать звонки из дома. Также на удаленную работу в колл-центр переведены продавцы из магазинов. В общей сложности на удаленную работу ушли 100 сотрудников.

Задача 2

Наладить быструю и простую постановку задач на удаленке

Раньше сотрудники ставили задачи для ИТ-службы по телефону, электронной почте, WhatsApp, а некоторые коллеги говорили о необходимости голосовых сообщений. Теперь все формулируют проблемы в Telegram и прикрепляют изображения или видео для наглядности. Благодаря интеграции opensource-решения Kanboard и Jira с Telegram, задача с контентом из Telegram автоматически создает таску в Jira, и далее ее переводят на нужного человека. Это простое решение привело к упорядоченности, а скорость взятия задачи в работу сократилась почти в 2 раза.

В период весеннего карантина мы расширили наш центральный склад, увеличили количество сотрудников до 40 человек, в обычный сезон там работало около 10-15. С учетом соблюдения всех правил безопасности перевели его на круглосуточный режим

Юрий Стрельников, IT-директор компании ВелоСтрана.ру

Задача 3

Оптимизировать сайт под выросший объем трафика

<i>Фото: соцсети ВелоСтрана.ру</i>
Фото: соцсети ВелоСтрана.ру

Столкнулись с возросшей нагрузкой на сайт. В этом была положительная сторона. Мы побили рекорд за 14 лет. В мае у нас был 1 млн уникальных посетителей. Мы как раз закончили переезд сервера 1С в ДЦ Selectel (в феврале 2020 года), это нам помогло в организации удаленной работы.

Под нагрузкой сайт начал складываться из-за роста трафика, но мы не стали добирать оборудование в аренду. А бросили все силы на оптимизацию запросов, модернизацию ПО. Основной сайт переехал на PHP 7.3, настроили кэширование множества статики, чтобы снизить нагрузку на мощности сервера. В итоге и этот момент мы прошли благополучно.

Задача 4

Принять шквал заявок от пользователей

<i>Переписка с чат-ботом, подбирающим зимний велосипед</i>
Переписка с чат-ботом, подбирающим зимний велосипед

Нам удалось оптимизировать работу с входящими заявками от пользователей. Мы запустили чат-бота, помогающего покупателю выбрать велосипед онлайн. Он отвечает на часто задаваемые вопросы и рассказывает об акциях. С его помощью можно заказать обратный звонок.

Задача 5

Обновить сайт и уменьшить время загрузки

<i>Скриншот главной страницы сайта ВелоСтрана.ру</i>
Скриншот главной страницы сайта ВелоСтрана.ру

Сайт работает быстро, но нам есть куда расти. Мы постоянно внедряем улучшения. Даже в период пандемии это делали. Казалось бы, обновление сайта должно тормозить его работу. Но мы используем современные инструменты, которые уменьшают время загрузки сайта. Плюс смотрим в сторону СDN сейчас, когда готовы запустить четвертую версию портала ВелоСтрана.ру.

По словам Юрия Стрельникова, ситуация с пандемией показала, что в компании было много задач, которые ранее рассматривались как несрочные и некритические, но во время локдауна получили совершенно новые приоритеты: «Нам пришлось решать их оперативно, оптимизировать системы и улучшать, чтобы они работали и дальше хорошо».

⇶ Пока мы готовим новые материалы в блог Selectel, пишите в комментариях, сколько велокилометров проехали за сезон?

Сколько километров накатали за сезон 2020?
Больше 500 км, я - фанат!
От 100 до 500 км, я - любитель.
Меньше 100 км, до булочной и обратно.
Сбавьте обороты, не считаю.
Отвечу в комментариях.
55
Начать дискуссию