Как экономить 30% на каждом обучении своих сотрудников или студентов — краткий гайд по переводу курсов из офлайна в онлайн

Привет, vc.ru! На связи Ирина Половинкина, автор МТС Линк Медиа. Заставлять аудиторию паковать чемоданы, ездить в поездах и повторять это регулярно, мягко говоря, утомительно. Обучение можно как провести, так и пройти онлайн. Как адаптировать семинар под онлайн-формат, пообщалась с экспертами МТС Линк Эльвиной Шарафутдиновой и Инной Колесниковой.

Как экономить 30% на каждом обучении своих сотрудников или студентов — краткий гайд по переводу курсов из офлайна в онлайн

Зачем авторам курсов и семинаров переходить в онлайн-формат

Продуктовый маркетолог бизнес-юнита «Обучение» МТС Линк Эльвина Шарафутдинова поделилась со мной своей экспертизой. Первое и главное: удалённый подход помогает привлечь больше аудитории и делает семинары доступными. К примеру, у эксперта был кейс с «ОТП Банком», в котором расходы на курсы за счёт смены формата сократили на 30%.

Плюсы проведения обучения онлайн

Рассмотрим основные преимущества смены формата

Доступность каждому

Начальники отделов и организаторы обучения подчёркивают, что онлайн-формат минимально отвлекает персонал от работы. Вебинар можно провести в любой момент, а сотрудник волен посмотреть его в удобное время, не выходя из дома.

Времени будет больше

Эльвина Шарафутдинова делится инсайтом: при онлайн-обучении человек на 40–60% быстрее осваивает материал. На офлайн-занятиях это занимает больше времени.

Экономия денег

Больше никаких многочасовых поездок на поездах, изматывающих аэропортов и отелей на дополнительные сутки, чтобы отдохнуть. Компания сможет экономить средства на логистических расходах.

Персонализация

90% LMS-платформ работают с адаптивными алгоритмами и аналитикой. Это позволяет им чётко «подгонять» обучение под запросы конкретных сотрудников.

Повышенная вовлечённость

Если сотрудник садится смотреть вебинар за своим компьютером, скорее всего, он не измотан дорогой, новыми знакомыми и впечатлениями. Так человеку проще вникнуть в поток новой информации, а значит, и заинтересоваться тем, что говорит спикер.

Доступ к информации 24/7

Офлайн-мероприятия редко доступны в полноценной записи. Другое дело вебинары. Их полные дубли можно предложить сотрудникам, чтобы те могли вернуться к сложным моментам в комфортное время.

Как специалисты проводят обучение в онлайне

В этот вопрос мне помогла вникнуть Инна Колесникова, руководитель отдела обучения и клиентского опыта в МТС Линк. Ниже предлагаю ёмкий экскурс, как реализовать такое обучение.

Этап 1. Запрос

Чаще всего идея о разработке онлайн-обучения поступает от владельца продукта и начальников отделов. Иногда такие курсы запрашивают сами сотрудники, например, через форму обратной связи. Когда есть запрос, его важно чётко сформулировать и перейти к следующему шагу.

Этап 2. Бриф

Здесь составляют программу будущего обучения

  • формулируют цель — как заказчик поймёт, что всё прошло успешно
  • фиксируют задачи — что именно нужно сделать, чтобы достичь цели
  • раскрывают дополнения и нюансы: что может помешать, что — помочь и как с этим работать.

Здесь выбирают, как именно обучение будет проходить, на каких материалах оно будет разработано и как будет выглядеть визуально. Для этого пользуются помощью разработчиков, маркетологов, экспертов и согласующих (в каждой компании они могут отличаться). Также в рамках этого шага устанавливают глобальные дедлайны и дробят их на сроки исполнения каждой отдельной задачи.

Этап 3. Черновик обучения

Черновик должен отвечать брифу. Помните о цели, зафиксированной на втором этапе. Чтобы подготовить прототип, почти всегда используют помощь разработчиков и экспертов в темах, на которые будут говорить на обучении.

Этап 4. Одобрение черновика

Этот шаг нужен, чтобы заказчик увидел прототип будущего обучения. Он оценивает соответствие цели, реальность исполнения задач и предполагает, какой результат получит. Важно, чтобы заказчик мог сравнить драфт с брифом и увидеть ту же структуру.

Этап 5. Разработка самого курса

Это этап разработки уроков и их визуализации. Для этого в команде есть специалисты по видеоконтенту, дизайнеры, спикеры и другие профильные эксперты.

Этап 6. Финальное одобрение и тесты

Есть два варианта проверки курса: экспертом-разработчиком и через фокус-группы. В первом случае ответственный за проект просматривает обучение от и до и выносит вердикт. Во втором — собирают фокус-группу и предлагают ей пройти курс. По итогам материалы либо дорабатывают, либо отправляют в релиз для запуска на реальных потребителей.

Этап 7. Запуск

Здесь курс загружают на такую платформу, как МТС Линк Вебинары, а после выстраивают структуру обучения. Клиентов приглашают на курс через заранее согласованные с заказчиком каналы коммуникации: соцсети, почтовые рассылки, рассылки в мессенджерах.

Как оперативно перевести курс из офлайна в онлайн

Если у вас уже есть офлайн-курс, нет смысла запускать его заново. Достаточно оцифровать информацию и привлекать новую аудиторию в интернете.

Вот с каким сложностями сталкиваются организаторы офлайн-курсов

  • Выбор даты и времени. Это должен быть один день и одно время, которое подходит нескольким десяткам людей. На практике это часто очень неудобно
  • Подбор конкретного места. Даже если это не распределённая команда, в которой персонал из разных городов, выбор места в рамках одного города может быть неудобным
  • Отсутствие возможности повторить материал. Если на офлайн-тренинг не получилось прийти, то увидеть его вряд ли удастся.

Но и у онлайн-формата есть некоторые минусы

  • Потребуется соблюдение дисциплины. Сотрудник, клиент или студент должны быть внутренне настроены на обучение. Не всегда комфортно призывать персонал к тому, чтобы тот был внимательным и послушным
  • Отсутствие личных бесед. На офлайн-мероприятиях сотрудники могут поболтать на отвлечённые темы, познакомиться лично, пошутить. В онлайне, несмотря на вовлечённую группу людей, говорит в основном спикер.

Инна Колесникова подчёркивает, что для перевода обучения в онлайн нужно разбираться во взрослой психологии. Это поможет выстроить логически курс так, чтобы аудитории было интересно. Также это способствует сохранению баланса между теорией и практикой.

А вот несколько вопросов, которые стоит чётко решить по совету эксперта

  • Зачем вам переводить обучение — в чём практическая ценность
  • Главная цель и задачи онлайн-формата в конкретной компании
  • Какие метрики помогут понять, что обучение достигло цели
  • Какие главные боли и потребности, запросы и нужды целевой аудитории
  • Как долго будет идти курс и в каком формате.

Инна Колесникова подчёркивает, что в последние годы востребованным остаётся формат гибридного курса. То есть комбинация подачи материала от спикера и самообучения.

Ускорить перевод курса из офлайна в онлайн помогают специальные платформы. Например, МТС Линк Курсы и МТС Линк Вебинары. Благодаря обширному набору функций и возможностей вы с лёгкой руки запустите обучение в новом формате.

Шаблон на платформе МТС Линк Курсы
Шаблон на платформе МТС Линк Курсы

Также Инна Колесникова как практикующий специалист поделилась, почему она предпочитает именно МТС Линк Курсы

  • Для загрузки уже разработанных курсов есть формат SCORM. Так вы сможете разрабатывать обучение как привыкли, но при этом адаптировать его на платформе под фирменный стиль компании
  • Платформа предлагает встроенный в обучение журнал для контроля активности. Например, вы сможете оценить успеваемость или вовлечённость человека через месяц
  • Если спикер предлагает открытый вопрос, то МТС Линк Курсы позволяют и за этот формат получить балл.

Пара слов в конце

Перевести обучение из офлайна в онлайн — это дополнительные каналы связи, новые аудитории и перспективы прокачки личного бренда. Главное — решиться на обновления и выбрать надёжную платформу для запуска. А чтобы получать от онлайна максимум профессиональной пользы, читайте другие полезные материалы МТС Линк Медиа

14
Начать дискуссию