Экономика кикшеринга: самокаты стали выгоднее такси и метро?
Когда-то электросамокаты воспринимались исключительно как развлечение — покататься по парку, сделать пару сторис и забыть до следующего лета. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Самокат стал полноценным транспортным средством, а кикшеринг — быстрорастущим рынком с миллиардными оборотами и амбициями выйти на IPO.
Одним из лидеров этого рынка стала компания МТС Юрент, которая после сделки со стратегическим инвестором МТС не только ускорила рост, но и показала пример, как строить маржинальный и устойчивый бизнес в сфере городской мобильности.
Мы изучили опыт компании и обсудили с её CEO Иваном Туринге, как сегодня устроена экономика кикшеринга, почему маржинальность бизнеса достигает 40%, и за счёт чего Россия стала одним из крупнейших рынков этого сегмента в мире.
Самокат = транспорт: как меняются привычки
Буквально за несколько лет самокаты в России перестали быть элементом развлечения и прочно вошли в повседневную транспортную культуру.
По словам Ивана, уже более 80% всех поездок совершаются по транспортному сценарию — для быстрого перемещения по городу, чаще всего на короткие расстояния: от офиса до метро или между деловыми встречами.
Средняя поездка сократилась с 22 до 11 минут, что делает кикшеринг прямым конкурентом общественного транспорта. Особенно на коротких маршрутах, где самокат позволяет сэкономить время и избежать пробок.
«Наш офис находится на Савёловской, и чаще всего встречи проходят в центре — на самокате туда добираться быстрее, чем на метро», — отмечает Иван.
Эти изменения в потреблении привели к росту регулярного спроса: из сезонной истории самокаты превращаются в удобный городской транспорт. Даже в холодные месяцы сервисы начинают экспериментировать с увеличением продолжительности сезона.
Экономика кикшеринга: почему здесь зарабатывают
Казалось бы, это капиталоёмкий бизнес: дорогостоящие самокаты, их обслуживание, логистика и сезонность. Но у МТС Юрента экономика складывается вполне благоприятно.
Во-первых, самокаты — это не только средство передвижения, но и маркетинговый инструмент самих себя.
«Наш лучший маркетинг — это чистый самокат, выставленный в правильном месте. Мы только в прошлом году сформировали полноценный отдел маркетинга, а до этого росли без этого», — комментирует Иван.
Во-вторых, компания активно работает над эффективностью: собственная IT-платформа позволяет в реальном времени управлять логистикой и ремонтом.
Средний чек одной поездки сопоставим с ценой проезда в городском транспорте — около 70–100 рублей. При этом окупаемость одного самоката составляет порядка двух лет, а сама компания остаётся прибыльной с маржинальностью до 40%.
Несмотря на высокую капиталоёмкость бизнеса, МТС Юрент уверенно инвестирует в развитие парка.
«Рынок быстро растёт, и мы понимаем, что для удержания позиций нужно продолжать инвестировать в CAPEX. Это новые города, насыщение флотом — требуется постоянная покупка самокатов. Значимую долю прибыли мы реинвестируем в развитие. Бизнес маржинальный, и эту маржинальность хочется сохранять и даже приумножать».
Рынок кикшеринга в России: рост, вызовы и новые тренды
В 2024 году рынок кикшеринга в России показал уверенный рост, достигнув оборота в 30 млрд рублей. Причём, к 2026 году этот показатель может удвоиться и превысить 60 млрд рублей.
Главные драйверы роста:
Выход операторов в новые города и регионы: в 2024 году флот электросамокатов в России вырос на 24% и составил более 240 тысяч единиц.
Быстрое развитие инфраструктуры: в крупных городах строится всё больше выделенных велодорожек и стоянок для СИМ (средств индивидуальной мобильности).
Смена потребительского поведения: доля транспортного сценария использования самокатов выросла до 80%, и продолжает расти.
При этом в России по-прежнему сохраняется высокая сезонность рынка: до 80% всех поездок совершается в период с апреля по октябрь. Однако крупнейшие операторы, включая МТС Юрент, уже разрабатывают стратегии продления сезона за счёт технических решений и географической экспансии на юг страны.
Основные вызовы рынка:
1. Регулирование и квотирование.
В Москве уже введены квоты на количество самокатов — не более 25 000 единиц на одного оператора. Это вынуждает компании работать над локализацией производства и улучшением качества парка для получения дополнительных квот.
2. Конфликт интересов между операторами и городскими властями.
Проблемы с парковками, перегруженность центральных районов, жалобы жителей на захламление улиц — всё это требует активного взаимодействия с органами власти и инвестиций в инфраструктуру.
3. Высокие налоги и отсутствие льгот для инвестиций в кикшеринг.
По сравнению с классическими облигациями, цифровые финансовые активы (ЦФА), которые могли бы использоваться для финансирования развития, проигрывают по налогообложению. Однако в 2025 году ожидается, что Министерство финансов решит этот вопрос, что откроет новые финансовые возможности для рынка.
Что дальше: от самокатов к полноценной экосистеме
МТС Юрент уже сейчас инвестирует в собственное производство самокатов и увеличивает локализацию. Это позволит не только сократить издержки, но и получить преимущества в городах, где вводятся квоты на количество самокатов у операторов.
Также компания активно развивает R&D-направление, экспериментируя с новыми материалами, технологиями и собственными моделями транспорта.
Совместно с МТС компания работает над установкой на самокаты камер для создания городской картографии в реальном времени, что в перспективе может стать частью инфраструктурных проектов городов.
В Москве уже реализованы проекты по разметке и обустройству более 16 километров велодорожек, а в планах — участие в создании полноценной городской навигации и безопасных транспортных узлов.
«Мы те предприниматели, которые хотят давать impact городу и в целом людям. То есть не просто делать какой-то бизнес, не думая о будущем, а на самом деле инвестировать в это будущее»
МТС Юрент рассматривает возможность выхода на IPO в ближайшие годы, но решение будет приниматься с учётом рыночной конъюнктуры. По словам Ивана, компания уже подготовила стратегию до 2030 года, но амбициозная цель — стать лидером рынка уже к 2027 году.
Пока фокус на внутреннем рынке, но рассматриваются и международные возможности, включая страны СНГ и даже Африку.
«Россия — огромный рынок, и здесь ещё достаточно городов, где самокатов просто нет. Но в перспективе мы готовы выходить и в другие страны, если найдём сильных партнёров»
Советы от Ивана Туринге: что важно знать предпринимателям
1. Ищите сильных партнёров
«С партнёрами проще расти и выходить за пределы собственных возможностей. Там, где один человек не решится сделать шаг, команда обязательно поддержит. У нас шесть фаундеров, и у каждого своя зона ответственности.»
2. Не бойтесь привлекать инвестиции и делиться долей
«Многие стартапы так и не вырастают в крупный бизнес, потому что слишком долго держатся за собственность и боятся размыть долю. Мы рисковали, брали кредиты, закрывали кассовые разрывы, привлекали инвестиции, и именно это дало компании шанс на рост.»
3. Ошибайтесь и быстро исправляйтесь
«Наверное, все ошибаются. Ошибаться — это нормально. Ошибаться, делать выводы и быстро исправляться.»
4. Делайте то, что приносит удовольствие
«Я правда кайфую от того, что делаю. Стараюсь собрать ту команду, которая так же, как мои единомышленники, вместе со мной бьётся за место под этим солнцем.»
Отличительной чертой МТС Юрент стало именно умение выстраивать партнёрства и находить баланс между коммерческими интересами и выгодами для пользователей. Компания продала более миллиона премиальных подписок и активно развивает экосистему, в которую входят транспортные услуги, контент, кешбэк-программы и цифровые сервисы.
«Да, у конкурентов ты получаешь бесплатный старт, но у нас подписка — это целая экосистема: музыка, кино, кешбэки и даже дополнительный интернет-трафик для клиентов МТС. Мы сделали стоимость подписки всего 99 рублей и думаем, как удержать лояльных пользователей даже в низкий сезон. Задача — не просто привлечь клиента, а сделать так, чтобы он оставался с нами и пользовался всеми возможностями платформы»
Транспорт нового поколения: самокат больше не «just for fun»
МТС Юрент показывает, как за несколько лет можно пройти путь от локального стартапа до одного из лидеров рынка с миллиардными оборотами и планами на IPO. За этой историей — не только сильная команда и грамотная стратегия, но и умение слышать рынок, быстро адаптироваться к переменам и строить долгосрочные партнёрства.
Это история про то, как электросамокат из развлечения превратился в полноценный элемент городской инфраструктуры, а бизнес на городской мобильности — в устойчивую модель с высокой рентабельностью.
Рынок кикшеринга в России ещё далёк от насыщения. И в ближайшие годы мы увидим, как именно такие компании будут задавать темп развитию городской инфраструктуры и формировать новый облик российских городов.
MTS StartUp Hub – это точка входа в экосистему МТС для технологических компаний, стремящихся к масштабированию своего бизнеса. Основанный в 2017 году, MTS StartUp Hub относится к Департаменту стратегического развития и инвестиций МТС и помогает превращать технологические проекты в прибыльный бизнес, сопровождая стартапы на всех этапах развития.