Как бесплатно и навсегда защитить себя и близких от спам-звонков и мошенников
Всем привет, с вами снова Вадим Воронков, и сегодня я снова здесь как консультант по безопасному и продуктивному использованию цифровых решений.
Пошла вторая половина 2025 года, и в одном популярном телеграм-канале я вдруг вижу, что автор — умный, взрослый человек, с кучей цифровых инструментов в умелых руках — до сих пор принимает ВСЕ звонки с неизвестных номеров. Не используя телефонного секретаря, не блокируя, не фильтруя. Просто берёт трубку, а потом взрывается на весь канал с 65К подписчиков.
Быстрая переписка в комментариях вскрыла, что люди просто ждут доставку, и переживают за свои заказы больше, чем за риски от "входящего нефильтрованного".
Если вы тоже до сих пор так делаете — эта статья для вас. Здесь простыми словами и с конкретными инструментами я покажу, как один раз настроить — и больше вообще не возвращаться к темам "достали спамеры" и "звонят мошенники".
Немного предыстории
Объективно, банки, операторы связи, и не только они, уже достали своими обзвонами. Я сломался ещё в конце 2022, когда ближе к концу года Ростелеком обнаружил риск невыполнения плана продаж, и дал колл-центру команду "Газ в палас".
Мы (Билайн) тогда как раз собирались запускать VoLTE в регионе, я проводил тестирование. У меня под руками лежало 5 аппаратов, в каждом было заряжено по 2 симки, иногда их нужно было менять (для проверок разных тарифов). Суммарно я работал где-то с 20 номерами в течение нескольких недель.
АБСОЛЮТНО КАЖДЫЙ НОМЕР оказался в базе обзвона РТК. Звонки шли с разных номеров, звонили разные операторы, и никакие уговоры перестать звонить и добавления в чёрные списки не помогали.
Единственное, что я смог сделать, чтобы продолжать работать -- записать все нужные для тестов номера в память аппаратов, и врубить в настройках полный запрет на приём входящих с неизвестных номеров.
Наступившая тишина мне так понравилась, что с ноября 2022 я продолжаю жить в режиме перенаправления всех неизвестных на виртуального секретаря.
Что такое виртуальный секретарь, как его выбрать и настроить
Секретарь — это автоответчик, который автоматически отвечает на все незнакомые номера, записывает разговор, и может отправлять вам расшифровку в Telegram или приложение. Вы не тратите нервы, не прерываете работу, и при этом не пропускаете важных звонков. Некоторые операторы связи и банки уже предлагают это бесплатно, но с разными ограничениями на бесплатных тарифах (где-то есть лимит по количеству, где-то просто продвинутый функционал типа расшифровки звонка и отправки его в телеграм недоступен без оплаты).
Сам я тестировал и использовал только решения от Мегафона и Т-Банка ("Ева" и "Олег" соответственно). В целом, можно выбирать из всего спектра решений на рынке РФ, ниже я на скорую руку собрал самые очевидные, не претендуя на полноту. В самом правом столбце -- ссылки на инструкции по настройке. Странно, что не нашлось подходящего решения от Альфа-банка, если вы про него знаете, напишите в комментариях (да и про все не попавшие в таблицу тоже).
Т.к. на vc вроде бы до сих пор нет опции вставки таблиц в текст, ставлю картинкой, также можете пройти по ссылке в гугл-таблицу, чтобы не перебивать ссылки на сервисы руками. "Операторские" ссылки даны для Москвы, при необходимости выберите свой регион.
Вот так выглядят в Telegram звонки с неизвестных номеров после настройки.
Как сделать блокировку и переадресацию на смартфоне
Если вы дошли сюда, то самое сложное уже пройдено.
Единственный нюанс, на номерах МТС переадресацию лучше делать в мобильном приложении "Мой МТС".
Первым делом включаете на смартфоне блокировку входящих с незнакомых номеров.
Дальше выставляете переадресацию по занятости на тот номер, с которым работает выбранный вами виртуальный секретарь, и наслаждаетесь покоем. Делается это обычно в штатной "звонилке", по маршруту "Настройки - Переадресация - Нужная симка"
Кстати, все операторы (МТС, Билайн, Мегафон) предлагают опцию подключения своих секретарей для родных и близких, чтобы оградить родителей и детей от нежелательных контактов. Стоит те же 150-200 рублей в месяц за каждого пользователя, и тут уже надо смотреть и считать, что выгоднее именно вам.
На этом с защитой телефона всё, но у нас же есть ещё мессенджеры.
Как защититься от спамеров и мошенников в WhatsApp
А никак. Просто нет там такой опции, и всё. Пиши, кто хочешь, звони, кто хочешь. Да, 41-ФЗ запрещает это делать с 1 июня всем "крупнякам" и абсолютно всем госструктурам, но малому и среднему бизнесу, а таже обычным гражданам дорога открыта.
Кстати, именно за эту дырявую открытость WhatsApp столь любим микро- и малым бизнесом. При этом совершенно не учитывается, что и до вас так тоже могут дотянуться. И не всегда это относительно безвредные спамеры-продавцы.
Единственное, что можно сделать в WhatsApp -- просто отключить все уведомления о входящих вызовах. Инструментов именно для блокировки контактов с незнакомцами там нет.
Учитывая всё происходящее последние 3.5 года, я прогнозирую полную блокировку WhatsApp на территории РФ в очень близком будущем. Лично я буду этому только рад, никаких положительных моментов в этом решении я не вижу, всё, что он в состоянии предложить, давно есть в Telegram, и реализовано значительно удобнее и безопаснее. Но перетащить огромное количество людей с зеленой иконки на синюю решительно невозможно, привычка -- страшная сила. Так что тут нам поможет только полный блок "зелёного".
Как защититься в Telegram
Telegram — гораздо безопаснее. Всего-то надо включить пару опций.
1. Перейдите в «Настройки» → «Конфиденциальность»
2. Зайдите в «Кто может звонить» — установите "Мои контакты"
3. Зайдите в «Кто может писать» — тоже "Мои контакты"
Всё, ваш Telegram закрыт от незнакомцев.
Это всё классно, а доставку-то в итоге как встречать?
Через Telegram. Мы же с вами настроили отправку уведомлений туда, помните? Пока ждём доставку, уведомления на чате или боте секретаря включаем, смотрим. В комментарии к заказу пишем, что звонок будет перенаправлен на виртуального секретаря, просьба не кидаться трубками, а просто спокойно сказать "Здравствуйте, я курьер, привёз заказ, откройте, пожалуйста". Работает отлично. Заказ приняли -- уведомления на секретаре опять выключили.
Мне звонят новые клиенты с незнакомых номеров, поэтому мне нужно принимать все звонки. Как быть?
Сценарий узкопрофильный и сложный. Единственное, что могу тут посоветовать — использовать виртуальную АТС от своего оператора связи, и соединять с вами только после нажатия нужной комбинации цифр (например, "5" или "789"). Человек это сделает мгновенно и не задумываясь, а обзвонщики всех мастей тут обычно сдаются и переходят к следующему номеру в списке. Не могу никак доказать, но предполагаю, что они видят возможность записи разговора на имеющий юридическую силу ресурс, и не хотят лишний раз оставлять следы.
Виртуальная АТС стоит денег у всех операторов, и тут уже надо смотреть индивидуально, насколько эти затраты оправданны. И для ее подключения обычно необходимо быть хотя бы ИП, самозанятым могут отказать.
На этом всё, с вопросами и дополнениями приглашаю в комментарии.
Подписывайтесь на мой телеграм "Цифровой дзен", там тоже про полезное и безопасное использование цифровых инструментов, но в формате коротких постов и заметок.
В боте канала можно забрать без подписки и прочих танцев чек-листы для проверки себя и бизнеса на риски работы с персональными данными после 1 июля 2025 по ст. 13.11 КоАП РФ, и ст. 272.1 УК РФ.
Берегите себя и близких!