Блокировка WhatsApp - куда будет миграция?
В скором времени в цифровом пространстве РФ развернется, возможно, самый увлекательный триллер современности. Вероятность блокировки самого популярного по данным Mediascope мессенджера уже близка к 90 %, что приведет к битве за 81 млн людей, использующих WhatsApp ежедневно. Основных претендентов два: Телеграм и МАХ.
Прежде чем начать разбираться в том, куда будет миграция, давайте посмотрим, что это за аудитория:
Несмотря на то, что у WhatsApp самая большая аудитория, доля трафика колеблется в районе 25%, а значит, что для многих эта площадка не основная, а вспомогательная и чаще всего используется в достаточно конкретных целях - например, для бизнеса или работы (чаты).
Статистика по бизнес-аккаунтам: в РФ 4–5 млн бизнес‑аккаунтов; 2–3 млн пользователей ежедневно (цифры получены на основе экстраполяции данных глобальных метрики WhatsApp Business на аудиторию России). Какой объем трафика забирает этот канал непонятно, возможно, достаточно большой.
Также, по косвенным признакам, можно выделить следующее: WhatsApp более популярен в восточных регионах и среди старшего поколения.
А вот примерный портрет пользователя, использующего только WhatsApp:
Объем этой аудитории, по разным оценкам, составляет от 6 до 12 млн пользователей.
Какие можно сделать выводы
Большая часть аудитории WA (около 70 млн) использует его в паре с Телеграмом, вторым по MAU мессенджером в РФ - для них вопрос, куда мигрировать, не стоит.
У 5 млн бизнес-аккаунтов резервной площадки нет, а значит проблема переезда и перевода своих клиентов будет.
6 - 12 млн людей, использующих только WA, тоже будут искать новую площадку для общения - они принадлежат к старшей возрастной группе, живут за Уралом и низко цифровизованны.
Таким образом, если МАХ хочет побороться за аудиторию WA, ему нужно сфокусироваться на бизнес-аккаунтах и возрастной, низкоцифровизованной аудитории.
Мой канал в Телеграм - Малкин про TMA и MAX